Найти в Дзене
Росгвардия

#ЭтотДеньМыПриближалиКакМогли | «Мы для победы ничего не пожалели…»

В рядах победителей фашизма находились и те, чья служба в суровые военные годы была незаметна, в чью честь не звучали оркестры и не давали салюты. Но чей труд был чрезвычайно важен для страны и воюющей армии. Речь идёт о военных финансистах. Когда-то ещё Фридрих великий говорил: «Для войны нужны три вещи: деньги, деньги и ещё раз деньги».

У всякой победы есть цена

Несмотря на большие потери в первые месяцы войны, Красная Армия отстояла Москву, развеяла миф о непобедимости фашистской Германии и разрушила планы блицкрига. В 1942 году был завершён перевод советской экономики на военный лад. Фронт стал получать вооружение и боеприпасы в требуемых количествах, что в немалой степени способствовало победам наших войск в Сталинградской битве и Курском сражении. А после знаменитых “десяти сталинских ударов” 1944 года враг уже не смог оправиться.

Без сильной экономики и устойчивой финансовой системы государства эти задачи решить было бы невозможно. Несмотря на трудности начального периода войны, эта система устояла и обеспечила ритмичное финансирование как вооружённых сил, так и промышленных предприятий.

С первых дней войны специалисты финансовых служб действующей армии приступили к решению своих специфических задач в условиях военного времени в соответствии с заранее разработанными планами. Это позволило оперативно и эффективно решать самые насущные вопросы по финансированию войск. Значимость труда военных финансистов подтверждается тем фактом, что через финансовые органы Красной Армии в то время обеспечивалось исполнение более половины бюджета страны.

В военные годы финансовая служба войск НКВД СССР представляла собой систему органов, решающих сложные и разнообразные задачи. Уже в конце 1941 года специалисты финансовых служб развернули большую работу по мобилизации денежных ресурсов, находящихся на руках у населения, для направления их на военные нужды. Проводя агитационную и разъяснительную работу в войсках, начфины воинских частей, инспекторы-ревизоры, бухгалтеры, кассиры и казначеи исправно пополняли фонды обороны и Красной Армии, провели подписку на четыре военных государственных займа, выпущенных за годы Великой Отечественной войны. И это были немалые деньги, на которые закупались танки и самолёты, корабли и подводные лодки, оружие и боеприпасы, продовольствие и вещевое имущество.

К примеру, одни только займы, реализованные в 1942 – 1945 годах, принесли в казну почти 90 млрд. рублей и стали эффективным средством укрепления обороноспособности СССР. За счёт их размещения среди военнослужащих и гражданского населения было обеспечено финансирование около 15 процентов всех прямых военных расходов.

Наличные на фронте не нужны

Первые проблемы с финансовым обеспечением действующей армии начались уже в начале войны, вероломное нападение врага вызвало хаос и неразбериху в войсках и деятельности финансовых органов. Всё это создало условия для потери значительного количества денежных средств. Только 8 фронтов из 16, по неполным данным, оставили в учреждениях Госбанка СССР на захваченной врагом территории 44,1 млн. рублей, а 44,7 миллиона было сожжено, зарыто в землю или утрачено.

Кроме того, у красноармейцев и военнослужащих войск НКВД с каждым месяцем накапливались всё более крупные суммы денег, а реализовать их в прифронтовой полосе было практически невозможно. В ходе ожесточённых боёв солдаты и офицеры всё чаще теряли свои деньги, несли большой материальный ущерб.

Чтобы выйти из положения, руководители финансовых органов действующей армии обратились к руководству с предложением активнее привлекать личные средства военнослужащих во вклады. А чтобы сократить завоз наличных денег в районы боевых действий, они порекомендовали зачислять их безналичным порядком при выплате денежного довольствия, что, кроме прочего, создавало ещё и дополнительные источники доходов для государственного бюджета.

После изучения и согласования этого предложения с правлением Госбанка СССР руководство финансового управления Народного комиссариата обороны в августе 1941 года внесло в Совет министров предложение о разрешении проведения вкладных операций в существующих полевых учреждениях Госбанка.

В октябре того же года советское правительство утвердило “Положение о вкладных операциях в полевых учреждениях Госбанка”, а в ноябре финансовое управление довело до всех звеньев финансовой службы порядок организации безналичных расчётов при выплате военнослужащим денежного довольствия путём зачисления его во вклады и при высылке денежных почтовых переводов.

Так как все средства от вкладов шли на укрепление обороноспособности страны, так сказать, работали на Победу, в войсках к этому новшеству отнеслись с пониманием. А когда в 1942 году советское правительство объявило о размещении первого государственного военного займа, миллионы советских граждан, в том числе десятки тысяч красноармейцев, добровольно приняли решение вложить в него личные средства. В итоге всего за несколько дней подписка на первый военный заём превысила 13 миллиардов рублей. и это при том, что общая сумма первого военного займа составляла всего 10 миллиардов.

Займы выпускались в виде облигаций разного достоинства, основными из которых являлись 100-, 200-, 500- и 1000-рублёвые ценные бумаги, которые состояли соответственно из двух, пяти или десяти облигаций одной серии, но с двумя, пятью или десятью номерами облигаций.

Финансисты – пропагандисты

Основная работа по пропаганде военных займов и подписке на них солдат и офицеров проводилась военными финансистами. В результате в войсках всего за несколько месяцев они достигли значительного экономического эффекта: если в июле 1942 года во вклады зачислялось 53,8 процента выплачиваемого на фронтах денежного довольствия, то в конце того же года эта цифра возросла до 74 процентов.

Таким образом, введение в действующей армии безналичных расчётов способствовало уменьшению дефицита государственного бюджета и наряду с этим отвечало интересам личного состава. В первом периоде общая сумма поступлений в доход государства по Наркомату обороны составила 11,3 млрд. руб. и взносы по подписке на государственные займы – 2,1 млрд. руб.

Во втором периоде войны состояние работы по мобилизации финансовых ресурсов стало одним из важных критериев деятельности военных финансистов. И основным участком этой работы было дальнейшее развитие вкладных операций и системы безналичных расчётов как действенного средства укрепления советских финансов и денежной системы страны.

Деньги должны работать

В 1943 году денежная масса в обращении, по сравнению с 1940 годом, выросла в 2,4 раза, в то время как товарооборот сократился примерно в три раза. Сокращение бюджетного дефицита, вызванного денежной эмиссией, стало одной из первостепенных задач финансово-кредитной системы страны. Немаловажная роль в этом деле была отведена финансовой службе действующей армии.

Практический опыт первого периода войны позволил в 1943 году значительно сократить объём обращавшейся на фронтах денежной наличности. Решению этой важной государственной задачи уделяли постоянное внимание военные советы фронтов и армий, командиры соединений и воинских частей и соответствующие политорганы. В основном этой работой занимались начальники финансовых органов воинских частей, а также полевых учреждений Госбанка.

Взносы личного состава в фонд обороны и в фонд Красной Армии в 1943 году составили 3,2 млрд. руб., или около 25 процентов от общей суммы этого вида поступлений в государственный бюджет. В том же году советское правительство выпустило второй государственный военный заём на 12 млрд. рублей. В короткий срок советские люди подписались на 20,3 млрд. руб. и превысили планировавшуюся сумму подписки на 8 млрд. руб. Взносы военнослужащих по подписке на государственный военный заём в 1943 году составили 3 млрд. руб. против 1,7 млрд. руб., перечисленных в госбюджет годом ранее.

В третьем периоде войны все основные трудности в советской финансовой системе 1941–1943 годов удалось успешно преодолеть, и в 1944 году бюджетный дефицит был ликвидирован. Текущие доходы госбюджета стали превышать его расходы в 1944 году на 4,8 млрд. руб., а в 1945 году – на 3,4 млрд. руб. Всего же за 1944 год личный состав красной армии и войск НКВД внёс в фонд обороны и армейский фонд 8,4 млрд. руб. и по подписке на третий государственный военный заём 12 млрд. руб., или соответственно 52 и 16 процентов от общей суммы этих статей доходов госбюджета в 1941–1945 годах.

5 мая 1945 года был выпущен четвёртый государственный военный заём на сумму 25 млрд. рублей, размещённый к исходу 7 мая уже на 25,65 млрд. рублей. В итоге вся установленная сумма займа была перевыполнена всего за два дня. И в этом тоже есть немалая заслуга военных финансистов, работа которых по подписке на госзаймы во время войны была доведена до автоматизма.

Облигации всех четырёх государственных военных займов погашались (выкупались) при выплате выигрышей. Остальные же ценные бумаги, начиная с 1 августа 1948 года, погашались по нарицательной стоимости в течение 15 лет. По процентному выпуску займов выпускались облигации достоинством в 1000, 500 и 100 рублей, а ежегодно выплачиваемый доход устанавливался в 2 процента. Выкуп облигаций процентного выпуска производился с 1 января 1959 года в течение пяти лет равными частями.

Ордена просто так не дают

Как видим, в годы Великой Отечественной войны военные финансисты Красной Армии и войск НКВД сумели выполнить поставленные перед ними задачи по финансовому обеспечению войск в обстановке широкомасштабных боевых действий. Родина высоко оценила вклад личного состава финансовой службы в общее дело достижения победы: только в 1944 – 1945 годах были награждены орденами и медалями СССР 17,5 тысячи офицеров финансовой службы действующей армии.

А облигации государственных военных займов и сейчас, спустя столько лет после окончания войны, являются документальными памятниками военной истории нашей страны, свидетельствами патриотизма советских людей и занимают почётное место в коллекциях бонистов.

-2