Сегодня у нас в программе пятерка работ от известных в свое время сочинителей и музыкантов, которые до сих пор остаются авторитетами для тех, кто сочиняет и играет (по крайней мере, для меня - точно). Некоторые из них прославились и в группах. Но особенно мы любим их сольное творчество.
David Crosby – If I Could Only Remember My Name, 1971
Первый из немногочисленных сольников Дэвида. Давно уже классика рока. Один из самых хипповых альбомов в целом. Подлинная калифорнийская психоделия из Сан-Франциско. С Кросби играют здесь классики этого движения – коллеги по CSNY Нэш и Янг, музыканты Grateful Dead и Jefferson Airplane, Йорме Коконен и другие.
Разноплановый, но при этом цельный альбом. Есть тут и примеры грязного хиппового джем-рока на два-три аккорда, но при этом на 8 минут и без всякого мутного месива. Много медитативных гитарных звучаний. И, безусловно, оригинальная мелодика песен Дэвида. Его мелодии свободно плывут в музыкальном пространстве, словно на облаках из Марии-и-Хуаны.
Чувствуется, что все принимавшие участие в записи получали от этого кайф, все они были дружны и составляли отличную тусовку. Всё это живо ощущается в музыке.
James Taylor – Mud Slide Slim and the Blue Horizon, 1971
Кажется, Джеймс Тейлор уже родился легендой музыки второй половины ХХ века. В 19 лет попал к битлам на Apple, выпустил альбом. А уже вторая работа сделала его миллионером и суперзвездой. Это дало повод некоторым критикам ополчиться на него после выхода вот этого, третьего по счету альбома.
Баллада You've Got a Friend стала суперхитом, самой успешной песней в карьере Джеймса. Но это как раз не его сочинение, а Кэрол Кинг, которая на этом альбоме играет на фортепиано. И весь альбом, в принципе, сделан в том же настроении, что и эта песня.
Здесь сплошные лирические среднетемповые и медленные номера. Но это одни из лучших в мире лирических песен о любви, женщинах, осени, разбитом сердце. Because there’s nothing like the sound of sweet soul music to change a young lady’s mind. Если вы знаете примеры лучшей лирики, приведите в комментах.
Лично для меня альбом разделяется на две половины. Первая - волшебная по мелодиям и исполнению. Вторая же просто ее повторяет, и потому становится уже скучно.
Над альбомом работали Дэнни Корчмар, Расс Канкель, Лиланд Скляр, которые вскоре стали большими звездами благодаря своему труду и виртуозности. Он был очень популярен по обе стороны Атлантики. В Британии альбом стал 4-м, в США 2-м с двумя миллионами продаж.
Тейлор до сих пор большая звезда и авторитет в музыке. Например, в Британии альбом 2020 года занял 11-е место, в США 4-е. Джеймса обожают во всем мире. Он один из самых крутых сонграйтеров. У него огромная армия поклонников.
Ах, да, за что ж ополчились некоторые критики на Джеймса тогда, в 1971 году? Да вот за диссонанс между простотой его лирического героя (ранимого, влюбленного молодого человека) и высоким статусом самого Тейлора. Мол, что это вы, товарищ буржуй, копаетесь в собственной душонке, рассказываете, что бродите по улицам, страдая по любимой, а сами прохлаждаетесь в собственном особняке? Ну, оставим это на совести самих критиков. А альбом красивый.
Warren Zevon, 1976
Первый альбом одного из моих любимых исполнителей. Уоррен никогда не был суперпопулярным, как, например, его друг Джексон Браун. Он бы никогда не смог играть и петь, например, в The Eagles. Он был одиночкой, страшным алкашом и сочинял гениальные песни.
Прекрасная лирика! Сейчас поймал себя на мысли, что знаю альбом практически наизусть. Всегда привлекала манера Уоррена оценивать себя и своих лирических героев с иронией. Вообще самоиронии у него нужно поучиться.
Эту работу я переслушивал бесчисленное количество раз и каждый раз нахожу в ней что-то новое для себя. И каждый раз задаю себе вопрос: почему у нас такое не делают!!!
Список музыкантов, играющих здесь, очень велик. Продюсер здесь Джексон Браун, и этим уже многое сказано. В итоге – авторский рок в прекрасных аранжировках. Распевки, исполнение – всё на высшем уровне.
Все песни стабильно хороши, но выделяются две шикарные. Mohammed's Radio - просто до мурашек! И последняя Desperados Under the Eaves с потрясающим монументальным финалом. Люблю такие финалы у альбомов.
Эта работа вошла в Топ-200, что уже неплохо. Самым популярным стал следующий его альбом Excitable Boy. Еще три входили в Топ-100. Но в данном случае это не важно. Rolling Stone Record Guide назвал этот альбом шедевром, и я с ними согласен. Могу бесконечно признаваться ему в любви!
Gerry Rafferty – City to City, 1978
Карьера Рафферти складывалась не слишком удачно. У него были тяжкие отношения с шоубизом. Он считал, что должен тихо-мирно писать песни, а менеджеры хотели, чтобы он отрабатывал статус звезды. Кроме того, Джерри с юности страшный алкаш. Что не удивительно - он ведь шотландец. Увлечение тоже наложило негативный отпечаток на его карьеру.
Первый сольник известный шотландский автор/исполнитель выпустил еще в 1972 году: в промежутке между участием в двух группах – The Humblebums и Stealer's Wheel. А это его второй альбом, с которого, собственно, и началась его удачная сольная карьера.
Это был огромный успех. Джерри написал отличные песни. Альбом занимал высокие места в хит-парадах. За океаном он стал номером 1 с платиновым статусом.
Удивительно мелодичный софт-рок на основе корневого рока действительно слушается очень свежо и живо. Baker Street стала хитом. Ее каверы можно встретить по радио и по сей день. В целом в альбоме вообще нет слабых песен. Очень сильная подборка. Современная на тот момент мелодика переплетается с ритм-н-блюзом и традиционными фолковыми мотивами. Вот это мы любим!
Музыканты тоже радуют своей игрой, хотя суперизвестных личностей среди них нет. Это просто хорошие британские сессионщики, игравшие, кстати, у многих звезд: Гарри Тейлор (бас), Генри Спинетти (ударные), Хью Бёрнс (гитары), Томми Айр (клавишные). К сожалению, более ни один альбом Джерри не поднялся до таких высот качества и популярности.
Dan Fogelberg – Phoenix, 1979
Фогельберг был очень известен в 70-х в США - первые 6 (!) его альбомов народ раскупил миллионными тиражами. Для прекрасного автора и исполнителя этот альбом – вышка. Лучший по продажам, по местам в хит-парадах и по музыке, разумеется!
Чистая и незамутненная, как родниковая вода, авторская музыка на стыке фолка, рока и актуальной тогда поп-музыки. Прозрачное звучание, много акустических гитар и "богатая" игра на них. Лирические мелодии, шикарные аранжировки, причем на большинстве инструментов Дэн сыграл сам (наш человек).
Альбом записывали на нескольких студиях, но инженер здесь один - великолепный Джефф Гуерчо, поэтому отменное звучание напоминает лучшие работы из студии Caribou Ranch, которую Джефф сам и построил в живописных горах Колорадо. И сам работал на ней звукоинженером.
В "Карибу" записывались великие и очень успешные альбомы, например, "Капитан Фантастик" Элтона или Even in the Quietest Moments "Супертрэмп". записаны именно там. А в целом на студии записывалось более 150 звезд. Простите за длинное отступление. Но вы послушайте, какой отменный звук на этом альбоме Фогельберга!
На посошок
Традиционно в конце поста продвигаем собственное творчество. Пока длятся непонятки с Ютубом, мы готовим для вас новый материал, сочиненный еще в 1996 году. Вот первая песня с того альбома. Готовы еще три - выпустим в ближайшее время. Будет легко, прозрачно и лирично.