В советские годы метрополитен был положен городам с населением от 1 млн. жителей, при этом приоритет отдавали столицам союзных республик и крупным промышленных центрам. В то же время при недостаточном развитии сети метро так и не получило должной популярности в ряде постсоветских городов. Жителям удобнее и даже быстрее сесть в прямой автобус, троллейбус или трамвай, чем ехать на метро и делать пересадку.
Мы проанализировали пассажиропотоки постсоветских метрополитенов за 2023 год и составили рейтинг самых малозагруженных метросистем, которые не пользуются большим спросом у местных жителей. В перерыве между поездами их станции зачастую становятся абсолютно пустынными.
Как основной критерий мы использовали среднедневной пассажиропоток, приходящийся на каждую работающую станцию метро. Для сравнения, в самых загруженных метрополитенах Москвы и Санкт-Петербурга этот показатель составляет 22-25 тыс. пассажиров на станцию. Из региональных систем высокая востребованность у Новосибирского и Екатеринбургского метро.
5. Ереван, Армения
8,1 тыс. чел. / сутки
В порядке исключения метро в Ереване появилось уже при населении всего 700 тыс. жителей в 1981 году в связи с настойчивыми просьбами местного руководства. По легенде, армянам стало обидно, что в других закавказских республиках подземка есть, а у них нет. Сейчас Ереванское метро состоит из 1 линии с ответвлением общей длиной 13,4 км и 10 станциями, причём 3 из них наземные.
На линии эксплуатируются двухвагонные "номерные" поезда, что делает метро похожим на скоростной трамвай. На ответвлении курсирует уникальный одиночный вагон-челнок с двумя кабинами. Часть вагонов прошли капремонт. Интервал движения поездов 5-12 мин.
Несмотря на в целом удачный маршрут, местные предпочитают пользоваться маршрутками, поэтому в метро немноголюдно. Тем не менее, в 2023 году число пассажиров заметно выросло, возможно, из-за релокантов.
Перспективы развития метро туманны из-за отсутствия финансирования. Цена проезда 150 драм (~32 руб.).
4. Алма-Ата, Казахстан
6,2 тыс. чел. / сутки
Проектирование и стройка метро начиналась ещё в СССР, однако после 1991 года была заморожена. Первый участок был введены в строй лишь в 2011 году. На единственной линии из 11 станций длиной 13,4 км эксплуатируются 4-вагонные составы Hyundai Rotem. Интервалы движения составляют 5-10 мин. Строится ещё одна станция.
Поскольку метро охватывает далеко не все районы города и не подходит к ж/д вокзалам и автовокзалам, особой популярностью оно пока не пользуется. Горожане предпочитают частные автобусы и местное такси. Кроме того, из 11 станций 6 имеют глубокое заложения. В то же время с открытием новых станций есть тенденция к увеличению пассажиропотока.
Стоимость проезда 120 тенге (~19 руб.), минимальная в нашем рейтинге.
3. Нижний Новгород, Россия
5,9 тыс. чел. / сутки
Как и во многих постсоветских метрополитенах, открытая в 1985 году система сконцентрировалась на доставке рабочих завода-гиганта ГАЗ в район ж/д вокзала в заречной части города. Сейчас действуют 2 линии с 15 станциями, при этом в исторической нагорной части, где располагаются туристический и деловой центры, работает всего 1 станция. Суммарная протяжённость линий составляет 22,2 км. Последняя станция Стрелка была открыта к Чемпионат мира по футболу 2018 года около главной арены города. "Номерные" поезда имеют 4 вагона в составе.
Сейчас идет стройка двух новых станций в нагорной части до канатной дороги через Волгу в город-спутник Бор, а также в заречной части планируется продление линии в Сормово на одну станцию, что должно существенно повысить востребованность метро.
Интервалы движения на Автозаводской линии около 5 мин, на менее загруженной Сормовско-Мещерской линии - 6-10 мин. Стоимость поездки 40 руб.
2. Самара, Россия
3,3 тыс. чел. / сутки
Метро в городе, открытое в 1987 году, строили из промзоны на окраине по направлению к центру, но так и не дотянули. Сейчас действует 1 линия длиной 11,6 км с 10 станциями, последняя была открыта в 2014 году. После закрытия многих производств в 90-е годы система мало загружена, людям проще воспользоваться наземным транспортом. Интервалы движения поездов составляют 10-14 мин, используются "номерные" четырехвагонные составы. Цена поездки 40 руб.
Сейчас ведётся строительство станции Театральная вблизи исторического центра, что должно привлечь до 30% новых пассажиров. Её ввод в эксплуатацию планируется на 2026-2027 годы.
1. Днепр, Украина
2,0 тыс. чел. / сутки
Отчасти низкий пассажиропоток 2 тыс. человек на станцию обусловлен происходящими в стране событиями, но и в конце 2010-х годов число пассажиров не превышало 3-4 тыс. на станцию. Все дело в короткой единственной линии из 6 станций длиной 7,8 км, которая была спроектирована в СССР, но открыта в 1995 году, и ведёт от ж/д вокзала на окраину, проходя через промзоны, где многие предприятия теперь не работают. Кроме того, почти все станции глубокие. В "номерных" составах всего 3 вагона, а интервалы движения составляют 10-15 минут. Цена проезда 10 гривен (20 руб.).
Ведется вялотекущее строительство ещё трех станций в сторону центра, которые могли бы увеличить востребованность подземки.
👍 Подпишись, ставь лайк, комментируй!