Найти в Дзене
Киноамнезия

"Опасные гастроли": в городе-герое отменили спектакль опасного для скреп режиссера

Оглавление

Инна Чурикова в 2016 году в разговоре со мной просила власти не лезть в театр:

"Для того, чтобы заниматься театром, должно быть соответствующее образование, понимание, что это такое, а не с закрытым забралом что-нибудь наделать, а потом не знать, как выбраться".

Её не услышали. В городе-герое с помпой сначала разрекламировали гастроли театра им. Вахтангова, а потом с еще большой помпой их отменили. Глава города на белом коне, от которого, правда, тянется шлейф недосказанности, притворства.

И вновь на повестке дня вопрос: должны ли Мизулины, Роднулькины и Ко решать, что нам смотреть, что нам слушать?

Неужели вновь устроили спектакль для Марфушенек-душенек?
Неужели вновь устроили спектакль для Марфушенек-душенек?

"Отменить нельзя оставить"

Вернемся в прошлое: несколько месяцев назад господин Развожаев радостно сообщил жителям города о больших гастролях театра им. Вахтангова.

За кулисами столичные артисты, в головах - московские думы, на сцене "Ветер шумит в тополях".

О чем спектакль? На сайте театра сказано:

"Ироничная французская трагикомедия для трёх актёров в постановке Римаса Туминаса. Персонажи – Рене, Фернан и Густав – чудаковатые мечтатели, которые постоянно спорят, ссорятся и шутят: о былом и о несбыточном, о давно забытом и о совершенно невероятном".

Спектакль можно посмотреть по Пушкинской карте.

Скриншот с сайта театра им. Вахтангова
Скриншот с сайта театра им. Вахтангова

Акцентирую ваше внимание на режиссере Римасе Туминасе, который отправился к праотцам в марте прошлого года. Он три года назад, осудил курс Москвы, симпатизировал врагам, радовался нашим поражениям, жил в Италии.

Спектакль им был поставлен задолго до событий, которые произошли в 2022 году. Почему постановку не исключили из репертуара? Спектакль, судя по отзывам, без двойного дна и не об этом. Тут, как говорится, постановка отдельно, а политика - долой ее из творчества.

Ниже - один из отзывов. Обратите внимание на дату его опубликования.

Скриншот с сайта "Афиша"
Скриншот с сайта "Афиша"

В общем, вся информация была в сети, все всё знали, никого ничего не смущало. В городе-герое громкая премьера была намечена на 14 мая: билеты раскуплены, столичный театр добрался до провинции.

Неожиданно не стало афиш, деньги за билеты спешно начали возвращать. Слово взял господин Развожаев:

Скриншот сообщения
Скриншот сообщения

Казалось бы, столько лайков - одобрям-с. Но дьявол кроется в деталях: местные пишут, что лайкают те, кто ближе к аромату точки, которую вылизывают для того, чтобы получить преференции, льготы и продвижение по службе.

Остальные негодуют:

"Парадокс в том, что ещё месяц назад сам Развожаев рекламировал предстоящие спектакли у себя в Telegram. Никаких вопросов к репертуару тогда не возникло — как не возникло их у Департамента культуры и руководства местного театра имени Луначарского, которые также одобряли гастроли. Это значит, что имя Туминаса, одного из самых известных театральных режиссёров постсоветского пространства, не было тайной. Тем более, что он скончался весной 2024 года — за год до случившегося скандала".
-5

Возникает логичный вопрос: если постановки существовали задолго до февраля 2022 года, а сам режиссёр уже отправился к праотцам, стоит ли ретроспективно отменять спектакли, основанные на его творческом наследии? Тем более, что ни в одном из представлений не содержалось политических заявлений, «подрывного» смысла или провокационных образов.

Кто должен решать, что смотреть зрителю?

Власти объяснили решение заботой о моральных принципах и патриотических чувствах. Но здесь мы сталкиваемся с куда более тревожной дилеммой: имеют ли эти люди право единолично отменять культурные события, за которые уже заплачены деньги и на которые люди добровольно пошли?

-6

Так или иначе, наказаны оказались не ушедший к праотцам режиссёр и не столичный театр, а обычные зрители: они потеряли эмоции, ожидание, вечер. А труппа, приехавшая в город-герой, утратила доверие к организаторам и желание возвращаться.

Что стоит за «отменой» и кому она выгодна?

Можно предположить, что реальная причина столь резкой отмены спектаклей — вовсе не забота о моральном облике искусства, а демонстративный жест, призванный набрать политические очки и подчеркнуть патриотическую позицию главы города.

Это хорошо видно по риторике поста самого Развожаева: в нём нет культурной аналитики или оценки художественного материала — только эмоциональные выпады, грубые ярлыки («предатель») и призыв к моральному очищению. Похожим тоном написаны и многочисленные комментарии поддержки.

Фото: театр им. Вахтангова
Фото: театр им. Вахтангова

Но если пойти по этому пути до конца, то возникают вопросы уже к Вагнеру, Бродскому, Булгакову, Прокофьеву, Высоцкому и десяткам других деятелей культуры, чьи биографии и взгляды порой не укладывались в официальную повестку. Отменять их тоже?

«Театр отмены»: куда катится культурная повестка?

История с Вахтанговским театром — это не просто отмена одного события. Это симптом более широкого процесса, который можно назвать «цензурной лихорадкой»: когда вместо тонкой культурной работы и анализа контекста звучат лозунги, ультиматумы и моральные анатемы.

Важно помнить: искусство — это всегда про многоголосие, про сомнение, про право зрителя думать и выбирать. Когда же вместо обсуждения зрителю навязывают готовую политическую позицию и запрещают постановки по причине давних слов их создателя, это уже не культурная политика, а идеологическая директива.

Стоп!Стоп!Стоп!
Стоп!Стоп!Стоп!

Финальные вопросы:

  • Почему о личности режиссёра не вспомнили при утверждении гастролей?
  • Почему зрители узнали об отмене за несколько дней до показа?
  • Кто компенсирует моральный и материальный ущерб?
  • Где граница между патриотизмом и самодеятельной цензурой?

Заключение: театр — это зеркало, а не ружье, которое должно выстрелить

Многие зрители ехали на гастроли из других городов. Кто-то — чтобы показать детям выдающуюся актёрскую игру. Кто-то — чтобы, наконец, увидеть живьём артистов, знакомых только по сериалам. И вот этим людям власть сказала:

«Вы ошиблись, и мы вас исправим».

Даже если вы не читали постов Туминаса. Даже если пришли за искусством, а не за политикой.

Но можно ли называть культурной столицей город, где театр отменяют за фамилию в программке? И не ошиблись ли адресаты аннулирования — может, стоит не афиши снимать, а наладить работу культурных ведомств? Вопросы, думаю, риторические. Не так ли?