Разбираемся с архитектором Дмитрием Смирновым, как работают уличные амфитеатры и какие подобные пространства могут появиться в Омске
С каждым годом в наших городах появляется всё больше уличных амфитеатров. Это не случайность: такие архитектурные элементы очень универсальны. Они служат и местами для проведения мероприятий, и зонами отдыха. Их ценят за доступность и способность органично вписываться в любую городскую среду.
Мы пообщались с архитектором и исследователями архитектуры, Дмитрием Смирновым, о том, какие зоны отдыха могут появиться в Омске совсем скоро, как амфитеатры помогают в борьбе за главный ресурс ХХI века и почему этот формат важен для развития городов.
Что такое современный амфитеатр?
Когда мы слышим слово «амфитеатр», воображение рисует образы древнего Колизея. Однако сейчас амфитеатр — это уже не монументальное сооружение для гладиаторских боёв, а компактное общественное пространство, выполненное в виде полукруга с местами для сидения.
Амфитеатр с античного языка можно перевести как «круглый театр». Амфитеатр — это открытое сооружение для просмотра массовых зрелищ, известное со времен Древней Греции. Историческим атрибутом амфитеатра являлось наличие высоких стен, либо заглубление в землю, а само сооружение как правило имело кольцеобразную форму. Внутри амфитеатра располагалась арена.
Современные амфитеатры работают с другим масштабом и имеют другую функцию — они интегрированы в повседневную городскую жизнь и как бы приглашают людей остановиться, чтобы пообщаться и посмотреть на мир вокруг.
Опыт Омска: что работает, а что требует переосмысления
В Омске такие пространства начали появляться относительно недавно. Один из первых амфитеатров был построен в 2019 году на Аллее Литераторов по проекту архитектора Александра Вениаминовича Бегуна. Сегодня это пространство практически не используется из-за отсутствия событийной программы.
Хороший пример — мини-амфитеатры на набережной реки Омь вдоль улицы Думская. Они выполнены в форме скамей с двумя уровнями подъема. Компактный размер площадок позволяют использовать их небольшими компаниями. При проектировании набережной предполагалось, что с них в том числе будет осуществляться обзор матчей чемпионата мира по футболу 2018 года. Но сегодня эти скамьи прекрасно подходят для обзора акватории Оми и исторических памятников центра. Хорошая просматриваемость делает это пространство безопасным.
В Омске на набережной Тухачевского могут появиться ещё два амфитеатра. Это часть проекта архитекторов Дмитрия Смирнова и Андрея Сергеева. По замыслу, деревянные места для отдыха будут встроены прямо в склон набережной, с видом на закаты, которые так любят омичи. А образовательные учреждения, которые находятся неподалёку, смогут проводить здесь занятия на свежем воздухе.
Эстетика и функциональность
Зачем вообще нужны амфитеатры в городе? Это про эстетику или комфорт? На самом деле — про многое сразу.
Амфитеатры в городе XXI века выполняют практически ту же функцию, что и раньше. Они нужны для массового просмотра разнообразных зрелищ. Раньше это были гладиаторские бои, звериная травля. Сегодня — небольшие спектакли, лекции, концерты. Но главной функцией современного амфитеатра всё же является созерцание сцен уличной жизни, наблюдение за другими людьми. В этом плане произошла гуманизация назначения амфитеатра, который теперь отображает не мощь государства, а демократические ценности его общества.
Современные амфитеатры — это не просто архитектурное решение, это реакция на запрос общества. Люди стремятся быть частью жизни города, но не всегда хотят участвовать активно. Формат открытого амфитеатра предлагает горожанам остановиться и почувствовать себя частью городской среды.
В книге датского архитектора Яна Гейла «Города для людей» хорошо объясняется механизм подобного явления. Людям нравятся находится среди людей, быть в сердце уличной жизни, но не участвовать, а пассивно наблюдать. Поэтому архитекторы реагируют на этот запрос, формируя новый тип городского объекта – открытый городской амфитеатр. Это сооружение является своеобразной смотровой площадкой, бесплатным театром массового действия. Главным показателем качества реализованного амфитеатра становится наличие людей, использующих его.
Добавим, что качественный амфитеатр должен быть не только визуально привлекательным, но и удобным, адаптированным для разных сценариев использования: мероприятий, отдыха или обучения.
Почему таких пространств всё ещё мало?
На первый взгляд, создать амфитеатр — дорого, особенно если сравнивать его с установкой обычных лавочек. К тому же, без профессионального подхода такие объекты могут остаться невостребованными. Однако сейчас, в мегаполисах градостроители сознательно включают амфитеатры в общественную инфраструктуру — почему?
Процесс создания общественных пространств символизирует возвращение города людям после десятилетий господства автомобилеориентированой градостроительной политики. Те, кто это понимают, выигрывают в борьбе за главный ресурс XXI века — людей, привлекая к себе лучших специалистов. К сожалению, в этом процессе мы давно проиграли таким городам, как Казань, Нижний Новгород, Краснодар и другие.
Амфитеатры как часть городской среды — это показатель зрелости городского мышления. Такие пространства работают как движущая сила городской жизни. Они способны менять динамику целых районов, если проектируются с пониманием задач и контекста.
А нужен ли рельеф?
Считается, что амфитеатр невозможен без перепада высот. Но это не совсем так.
Высокий рельеф для размещения амфитеатра является важным, но не главным условием. На небольших площадях, узких городских улицах не нужен амфитеатр большой вместимости, поэтому не нужен и большой рельеф. Достаточно создать перепад высотой 0,5–1 м, что позволит обустроить 3–4 подъема — это более чем достаточно. В Омске рельеф невыраженный, но он чувствуется на участках надпойменных террас, у берегов рек. В остальных случаях амфитеатр спокойно формируется искусственным рельефом: либо выявляется, либо скрывается в зависимости от градостроительной задачи.
Архитекторы научились работать с минимальным перепадом высот, создавая выразительные формы с помощью ландшафтного дизайна и архитектурных элементов.