Баба Яга - один из самых известных персонажей русских сказок. В сказках это колдунья, живущая в лесу. Но образ её в славянской мифологии намного глубже: по сути, она – настоящий проводник в мир мёртвых.
Как это всегда бывает с древними мифами, нет точного знания о том, откуда взялся тот или иной сказочный образ. Так, одни исследователи говорят, что Яга была богиней холмов и берегов рек. Другие уверяют, что что Баба Яга – это славянская богиня Мокошь, отвечавшая за ремесла, жизненные блага и урожая. Или что это – жена бога плодородия и скотоводства Велеса. Третьи – уверяют, что это собирательный образ волшебницы-знахарки, кои были в любой деревне. Но большинство исследователей солидарны с мнением советского ученого-фольклориста Владимира Проппа, который считал, что Яга символизирует мир мертвых.
Эту версию, например, подтверждает её избушка на курьих ножках – именно так выглядели древние захоронения финно-угорских племен. Умерших не зарывали в землю, а помещали в домики, стоящие на деревянных столбиках – совсем как домик на ножках. Стоит избушка на опушке леса – как раз на границе двух миров. В некоторых сказаниях опушка эта начинается сразу за Калиновым мостом, мостом, который ведёт в обитель духов. Дверью избушка повернута к лесу — миру мертвых. И войти в неё просто так нельзя. Как нельзя и обойти – сперва нужно сказать заветные слова, чтобы избушка повернулась к герою сказки.
О функции проводника говорит и внешний вид старухи – её костяная нога. Она как бы стоит одной ногой в мире костном, в мире мёртвом, а другой – здоровой, в мире живых. Да и её необычайный обоняние, которое позволяет чувствовать, что «русским духом пахнет», тоже говорит о принадлежности к иному миру. По логике древних людей, как живым неприятен запах смерти, так и мертвые не переносят запаха живых.
Интересно, что в сказках Баба Яга редко нападала на героев. Наоборот, она их кормила, поила да в баньке мыла. Это всё, по словам исследователей, отсылки к похоронным ритуалам, когда умершего омывали и поминали обрядовой пищей, таким образом как бы «кормили» его дух.
Баба Яга как настоящий проводник в мире ином помогала главным героям – указывала дорогу, давала подсказку или дарила волшебный предмет, который пригодится при прохождении испытаний.
А вот другую версию происхождения Яги подтверждают сюжеты, в которых она воровала детей. Это, по мнению исследователей, относивших Ягу к одной из славянских богинь, отсылка к обряду инициации, который дети проходили во многих племенах. Во времена охотничьих племен юноши, перед тем как стать полноправным членом общины, должны были отправиться в лес и пройти церемонию посвящения: пережить символическую смерть и родиться уже взрослым мужчиной. Обряд инициации включал имитацию «пожирания» юноши чудовищем и последующего «воскрешения». Он сопровождался телесными истязаниями и повреждениями. А проводили его жрицы – такая традиция осталась со времен матриархата. Воспоминания об этих обрядах и жрицах и воплотились в образе Бабы Яги, похищающей детей, чтобы запечь и съесть их.
Кстати, про запечь: исследователи, которые считают Ягу могущественной волшебницей, целительницей, напоминают о том, как раньше лечили слабых младенцев. Их «допекали» в печи: обмазывали тестом и на лопате засовывали в печь – не раскаленную, конечно, слегка протопленную – буквально на доли секунды. Делали это трижды и каждый раз читали специальные молитвы или приговоры. Подобный ритуал практиковался в деревнях ещё в советское время. И нередко его проведением занимались знахарки – те самые бабушки, которые, по поверьям местных, обладали даром целительства не меньшим, чем у Яги.