Баткенская область, расположенная на юго-западе Киргизии, отличается запутанными границами и наличием шести анклавов, принадлежащих Узбекистану и Таджикистану. Сложные отношения с соседними государствами и географическая "тупиковость" региона обусловлены нечеткими границами, нанесенными на карту не самым понятным образом.
Во время нашей поездки в регионе происходили военные столкновения с Таджикистаном.
В данной статье мы хотим поднять еще одну важную проблему: миграцию из страны сначала россиян, а затем и русских, на примере города, основанного русскими, где они когда-то составляли большинство. Об этом месте еще никто не писал в интернете.
Речь идет о Кызыл-Кие, бывшем шахтерском городе, расположенном в предгорьях Памира.
Название города переводится с киргизского как "Красная тропа".
Город находится на высоте 1100 метров над уровнем моря, в юго-восточной части Ферганской долины, у подножия Алайского хребта, прямо на границе с Узбекистаном.
Кызыл-Кия возникла в 1898 году как поселок при угольных копях. Российское правительство не смогло организовать эффективную добычу угля, и на помощь пришли европейские, а именно немецкие, предприниматели. Из областного центра Скобелев (современная Фергана) в Кызыл-Кию была проложена железнодорожная ветка, и в поселок стали приезжать русские рабочие.
Да, когда-то русские ехали в Киргизию на заработки и постоянное место жительства, а не наоборот. Затем произошла революция 1917 года, национализация и другие события.
Однако добыча угля продолжилась и даже увеличилась. В Кызыл-Кию прибывали новые люди, к русским присоединились узбеки, татары и местные кочевники. В 1938 году Кызыл-Кия получила статус города. Благодаря кому-то, город стали называть "топкой Средней Азии".
Кызыл-Кия обеспечивала углем всю бывшую Ферганскую область Российской империи, которая в советское время была разделена на семь регионов: Ферганскую, Андижанскую и Наманганскую области в Узбекистане, Горно-Бадахшанскую и Согдийскую области в Таджикистане, Джалал-Абадскую, Ошскую и Баткенскую области в Киргизии, а также южные регионы Казахстана. Было построено несколько электростанций, работающих на местном угле, например, Кувасайская ГРЭС, построенная в 1930-е годы.
Со временем Кызыл-Кия превратилась в крупный промышленный центр Киргизской ССР. Здесь была развитая инфраструктура, коммуникации и городская среда. Даже в своем нынешнем неприглядном виде город с его желтыми панельными домами и облупившимися мозаиками выглядит привлекательно.
В 1990-е годы кызылкиинский уголь был признан некачественным и дорогим в добыче. Шахты и другие промышленные предприятия постепенно закрывались. Вместо вагонов с углем по железной дороге стали перевозить металлолом из закрытых шахт и заводов.
В настоящее время крупная станция почти не работает. Пассажирское сообщение отсутствует. Грузовое сообщение – несколько вагонов в неделю.
Станция выглядит очень старой и пустой.
В 2022 году в городе работает только консервный завод, перерабатывающий овощи и фрукты, а также цементный завод, построенный недавно узбекскими инвесторами.
Уголь продолжают добывать нелегально. Это тяжелый и опасный труд. Мешок угля стоит около 400 сомов (4 доллара), но может стоить человеческой жизни. На заброшенных шахтах работают "апачи" – так называют себя нелегальные шахтеры. Их заработок составляет 1000-3000 сомов в день, что неплохо для Киргизии.
Добытый уголь они продают перекупщикам, которые затем продают его населению для отопления.
Говорят, что в темных шахтах Кызыл-Кии погибло много людей, но из-за отсутствия работы или других способов заработка количество желающих добывать уголь не уменьшается. Каждый год на смену погибшим "апачам" приходят новые, и угольная гора продолжает приносить прибыль.
Интересно, есть ли здесь свой Шубин? Может, он шалит?
Кызыл-Кия была основана русскими, и на протяжении большей части истории русские составляли большинство населения. Даже в 90-е годы численность русского населения оценивалась в 10 000 человек. Многие русские семьи жили в Кызыл-Кие с 19 века, и мало кто из них мог предположить, что им придется покинуть город.
После распада СССР наступил период нестабильности, который Киргизия не смогла преодолеть до сих пор.
Баткенская область считается самой нестабильной из-за ее многонационального состава. Причиной межнациональных конфликтов являются постоянные революции в стране.
Хотя русских в Киргизии не притесняют, большинство из них покинули свои дома навсегда. Сейчас в Кызыл-Кие осталось менее 1% русских, то есть несколько сотен человек в городе с населением 50 000 человек. В основном, это пожилые люди, которые не захотели или не смогли уехать.
Кызыл-Кия – хороший пример того, что сделали со страной большевики.
Несмотря на то, что мы находимся в Азии в 21 веке, здесь легко представить себя в Советском Союзе. Только не в том, где портреты Ленина, лозунги и показуха, а в альтернативном, более прямолинейном, таком, каким он был на самом деле. Не эгрегор и матрица, а реальность.
Киргизия и Беларусь – самые "советские" страны постсоветского пространства. Здесь нет серьезной идеологической обработки и перестройки общества, поэтому особенно ощущается дух старой эпохи. Дух перелома сознания, стирания национальной идентичности, религии и уклада, когда люди променяли Бога на мнимые успехи и материальное благополучие.
Теперь же не осталось ни того, ни другого.
Судя по новостям, Кызыл-Кия – это какой-то филиал ада.
Хотя при посещении город показался вполне дружелюбным и интересным.
В отличие от других киргизских городов, в Кызыл-Кие до сих пор говорят по-русски, и город выделяется среди окружающих узбекских кишлаков и национальных поселений. Здесь есть что фотографировать и о чем писать.
Современная Киргизия в одном фото:
Кроме того, стоит задуматься об еще одном грехе "коммунистов-глобалистов". Культурный марксизм, доминирующая идея последнего столетия, подменил в сознании людей основные правовые и общечеловеческие понятия, такие как "гражданин" и "родина".
Что такое Родина? В изначальном понимании – это ограниченная территория, родные места, среда обитания человека, где есть культурная и языковая общность. Где жили твои предки, и все пропитано вашей кровью и потом. Корень слова "род" как бы намекает.
Любить свою родину естественно и понятно
Слово "родина" никогда не было тождественно юридическому лицу, которое собирает налоги. На территории Северной Евразии за 100 лет собирали налоги десятки юридических лиц под разными флагами: от Российской империи и нестабильных формирований времен Гражданской войны до кроваво-красного флага с серпом и молотом и флага торгового флота Российской империи сейчас, и еще 19 государственных образований, таких как Эстония, Приднестровье, Казахстан, Польша и т.п.
Очевидно, что родина конкретного человека не меняется в зависимости от флага над администрацией.
Большевики под эгидой глобализма начали культивировать так называемый "казенный патриотизм".
До недавнего времени люди не страдали такой ересью, как "обожествление государства". Это явление – результат насаждения патриотизма и национализма, один из способов оболванивания масс. В древности люди не верили в существование государства. Они знали, что есть конкретный человек или группа людей, которые облагают их налогами, но никто не верил в Римскую империю и не обожествлял ее. Обожествляли императора, но никому не приходило в голову обожествлять плантацию, на которой работаешь.
Сейчас же народ наоборот верит и обожествляет загон, но не верит, что у этой территории есть владелец и собственник. Все это называя "государством", себя "гражданином", а все, что происходит на ферме – безликой волей народа. В России эта "философия" была насаждена Советами, как агентами мирового глобализма.
Теперь народ и власть как бы вместе. Хотя государство, как и столетия и тысячелетия назад, остается территорией, имеющей конкретных собственников, у которых есть ресурс, с помощью которого государство принудительно собирает дань с подконтрольного населения, проживающего внутри дистрикта. Интересы населения и государства противоположны и враждебны, но "homo soveticus" ныне возводит государство в абсолют. Теперь, если ты не последняя сволочь, то должен быть "патриотом" именно в казенном значении этого слова: надеть намордник, платить налоги и радоваться, не задавая вопросов и конечно же соглашаясь с генеральной линией партии, какую бы дичь она ни творила.