Когда Гарри Стайлс вышел на красную дорожку на церемонии вручения премии BRIT в феврале, он идеально подытожил преобладающее модное настроение. Одетый в костюм цвета сливы, сиреневый джемпер (с соответствующим лаком для ногтей) и рубашку с фестончатым поплиновым воротником, его образ от Gucci с головы до ног дополняло простое жемчужное ожерелье. Ого — мужчина в жемчуге? И он не единственный. На церемонии вручения премии Грэмми в этом году Шон Мендес и братья Джонас Джо и Ник также выбрали нити жемчуга, что, должно быть, стало самой неожиданной ювелирной тенденцией года на данный момент.
Концепция гендерно-свободных украшений не нова, но в 2024 году произошел едва заметный переход от тренда к чему-то более постоянному. Отношение к гендеру меняется, и эта новая эра принятия и инклюзивности оказывает заметное влияние на мир дизайна ювелирных изделий. Полностью убрав концепцию гендера из творческого процесса, возникла совершенно новая категория украшений, которая отражает все более изменчивый мир вокруг нас.
Хотя может показаться, что движение продвигают такие звезды первой величины, как Гарри Стайлс, чьи гламурные гендерно-флюидные ансамбли — красочная приманка для модных журналистов, есть явные признаки того, что будущее драгоценностей будет все больше гендерно-нейтральным, начиная с запуска украшений B.Zero1 Rock от Bulgari. Эти массивные новые дополнения к коллекции B.Zero итальянского ювелирного дома, которая с момента своего дебюта в 1999 году пользовалась успехом как у мужчин, так и у женщин, пронизаны колючим настроем, а ряды гвоздиков придают этим культовым драгоценностям свежий новый оттенок. Примечательно, что они стали первыми, которые Bulgari официально описала как унисекс.
Неделя высокой моды в Париже в январе стала местом очередного поворотного момента для гендерно-свободных украшений, когда культовый японский модный бренд Comme des Garçons представил свою первую коллекцию изящных ювелирных изделий. Коллекция, созданная в сотрудничестве с японским ювелиром по жемчугу Mikimoto, состоит из семи жемчужных ожерелий, каждое из которых получило провокационный образ от неординарной основательницы Comme des Garçons Рей Кавакубо. В соответствии с негендерным подходом бренда к моде, ожерелья были разработаны «независимо от возраста или пола». Сочетание толстых серебряных цепей и подвесок CdG с красивыми вручную отобранными жемчужинами, эти крутые новые повороты жемчужного ожерелья произвели фурор в модной коллекции.
Поскольку все больше дизайнеров используют возможность создавать дизайн без гендерных ограничений, есть первопроходцы, которые делают это уже десятилетиями. С тех пор как она запустила свой лейбл в 2006 году, лондонская Ханна Мартин создает гендерно-независимые украшения с бунтарской, панковской эстетикой, в то время как королевская ювелирная особа Шон Лин, недавно создавшая обручальное кольцо принцессы Беатрис, вполне может стать первым дизайнером-унисекс.
Лиан основал свой одноименный бренд в 1999 году после того, как разработал украшения для покойного великого модельера Александра Маккуина, чьи ранние показы представляли собой смесь мужской и женской одежды. Подсознательно они направляли эстетику Лиана. «Когда я начал разрабатывать свою коллекцию, она не была ни для мужчин, ни для женщин, они были очень унисекс-моделями, и они остаются таковыми до сих пор», — объясняет он. «Я делаю много вещей на заказ, в частности, бриллиантовые украшения для мужчин».
Ветер перемен чувствуется даже в Париже, историческом центре ювелирного искусства Франции. Основанный более 400 лет назад, семейный ювелирный дом Mellerio на протяжении поколений пользовался популярностью у европейских королевских особ. Известный своими натуралистичными дизайнами, дом с 1950-х годов поддерживал тесные связи с модельерами, включая Кристиана Диора и Пьера Бальмена. В 2015 году он решил возродить эти связи, пригласив модельера Александра Вотье присоединиться к своей «Chambre de la Haute Couture».
Вотье немедленно отправился в архивы Mellerio за вдохновением и вернулся с дизайном 1960-х годов — катализатором коллекции Graphic. Графическое, новое направление для дома, Вотье задумал угловатые, архитектурные драгоценности как унисекс, вдохновенный ход, который привлек совершенно новую клиентуру: мужчин.
Сколько времени пройдет, прежде чем другие крупные бренды последуют их примеру? Если судить по коллекции Volt от Louis Vuitton, которая скоро будет запущена и в которой есть унисекс-компонент, то гендерно-нейтральные драгоценности, несомненно, станут самой большой тенденцией в ювелирных изделиях 2020 года. Но не будем забывать, что есть некоторые дома, которые уже несколько десятилетий тихо создают унисекс-драгоценности. Браслет Juste un Clou от Cartier, культовый дизайн, датируемый 1970-ми годами, изначально был разработан для женщин, но мужчинам он тоже понравился, в то время как смелая, фактурная коллекция Quatre от Boucheron была демонстративно гендерно-нейтральной с момента своего запуска в 2004 году. Коллекция ювелирных изделий Contemplation этого дома стала прорывом в представлении унисекс-драгоценностей в этой области, которая обычно является прерогативой женщин.
С поколением Z — теми пост-миллениалами, которые выросли с гендерной текучестью как нормой — все готово стать следующими большими транжирами на роскошь, и границы между мужской и женской одеждой становятся все более размытыми, лицо моды меняется. Ювелирные украшения, меняющие гендер, похоже, здесь, чтобы остаться.