Книга Роберта Хайнлайна «Дорога славы» стала для меня неожиданным откровением – я прочитал её уже в зрелом возрасте и вдруг увидел в этом романе то, чего раньше никогда не замечал у автора. Может ли классик технократической фантастики вдруг заговорить языком эзотерики, символов и тайных смыслов? Оказалось – может. И как.
За фасадом приключенческого романа
Сюжет на первый взгляд прост: американский ветеран случайно оказывается в ином мире, где любовь и фантастика переплетаются, и вскоре выясняется, что его возлюбленная – Императрица двадцати вселенных. Он проходит путь от обычного человека до спутника почти божественной сущности. Возвращается ли он потом на Землю? Да. Верит ли сам в то, что пережил? Почти нет. Но жизнь очень скоро доказывает: это было не бредом.
И вот тут начинается самое интересное.
А если всё это – символы?
Раньше я считал Хайнлайна писателем-рационалистом. Он влюблён в технологии, в научный метод, в прогресс. Но «Дорога славы» – это не просто фэнтези или НФ. Это что-то иное. Здесь появляются темы, на которые обычно говорит совсем другой Хайнлайн – или совсем другие писатели: бессмертие, множественные вселенные, тайные знания, внутренняя трансформация.
Появляется вопрос: а что, если роман – это метафора духовного пробуждения? Или аллегория выхода за пределы материального восприятия? Возможно, герой не просто влюбляется и сражается – возможно, он просыпается?
Параллели с Ефремовым
Чем больше я размышлял, тем сильнее видел параллели с другим писателем – Иваном Ефремовым. Да, у них разная интонация и культурный код, но и тот, и другой неожиданно поднимают темы, которые вполне могли бы оказаться на страницах книг по эзотерике. И Ефремов, и Хайнлайн (пусть даже неосознанно) пишут о внутренней эволюции человека – в декорациях научной фантастики.
Я называю такие книги «фантастикой второго уровня» – там сюжет лишь повод для гораздо более глубокой беседы. О смысле, о свободе, о будущем и о том, как трансформируется душа.
Конспирология и фантастика?
Можно ли считать Хайнлайна конспирологом? Вряд ли в прямом смысле. Но именно «Дорога славы» заставляет задуматься: может, некоторые фантасты умели говорить нам больше, чем мы готовы были услышать? Не потому, что скрывали – а потому, что не все готовы смотреть вглубь. А тот, кто готов, начинает видеть: за приключением прячется символ, за диалогом – код, за финалом – откровение.
А вы читали «Дорогу славы»? Показалась ли она вам просто увлекательной фантастикой – или тоже оставила странное послевкусие, будто за буквами скрыто нечто большее?
Подробнее ознакомится с моими отзывами на книги и фильмы можно на Айри, здесь.