Найти в Дзене
Арсений Ермаченко

Идеи Фридриха Ницше:Критика сострадания (жалости)

Ницше действительно резко критиковал сострадание (Mitleid), особенно в работе «Антихрист» и «Так говорил Заратустра». Он считал, что жалость: - Ослабляет сильных: Помощь из жалости, по его мнению, может помешать естественному отбору и развитию «высших людей» (Übermensch), которые должны преодолевать трудности. 

- Увековечивает слабость: Поддерживая слабых, общество сохраняет «рабскую мораль», основанную на страдании и зависти к сильным. 

Однако Ницше не призывал к жестокости или ускорению чьей-либо гибели. Его критика направлена на мотивы помощи — если она продиктована слабостью, страхом или желанием возвыситься над страдающим, то такая «добродетель» вредна.

Воля к власти и самопреодоление

Главная идея Ницше — воля к власти как стремление к росту, преодолению себя и обстоятельств. В этом контексте: - Страдание необходимо: Он считал, что трудности закаляют, а избыток помощи лишает человека возможности стать сильнее. 

- Ответственность за себя: Каждый должен брать на себя риск жизни, не перекладывая её на других. 

Но это не оправдывает насилия или безразличия. Например, в «Заратустре» он пишет: «Не тому сострадаю я, кто страдает от собственных ошибок, а тому, кто страдает от чужих».

Контекст «смерти Бога»

Ницше отвергал традиционную христианскую мораль, которая, по его мнению, культивирует покорность и жалость. Однако его философия — не призыв к эгоизму, а требование создавать новые ценности, выходящие за рамки «добра» и «зла». 

- Помощь может быть благом, если она способствует росту, а не зависимости. 

- «Ускорение гибели» ближнего противоречит идее воли к власти, которая направлена на созидание, а не разрушение.

Опасность упрощений

Фразы вроде «падающего подтолкни» часто приписывают Ницше, но это искажение. Его мысль сложнее: 

- Он выступал против институализированной морали, которая навязывает помощь как долг, но не отрицал солидарность, основанную на искреннем желании роста другого. 

- Пример: В «Воле к власти» он пишет, что истинная доброта возможна только у сильного человека, который помогает не из страха или слабости. Ницше не проповедовал жестокость, но требовал пересмотра мотивов наших действий. Помощь, лишающая другого воли к преодолению, вредна, но и бездействие из страха или равнодушия — тоже. Его философия — призыв к ответственности за собственные ценности, а не оправдание цинизма. Ускорять чью-то гибель — значит отрицать саму идею воли к власти, которая для Ницше есть основа жизни.