Любая церковная община состоит из самых разных людей, каждый из которых обладает собственным характером, темпераментом и особенностями поведения. Среди этих особенностей поведения есть такая черта, которая особенно ярко проявляется в религиозной среде – невротизм.
Невротизм определяется как черта личности, характеризующаяся эмоциональной неустойчивостью, неуверенностью в себе, низкой самооценкой, склонностью к депрессивным и тревожным расстройствам.
Церковь как институт с древними традициями и жестко структурированными нормами поведения привлекает множество людей, ищущих опоры в своей жизни. Однако для некоторых людей духовный поиск укоренен не столько в стремлении к обретению веры, сколько в невротических механизмах, через которые человек начинает интерпретировать религиозные догматы и правила, зачастую искажая их до неузнаваемости.
Основные предпосылки невроза формируются в раннем детстве, когда ребенок не получает адекватного отклика на свои эмоциональные и физические потребности. Дефицит родительской любви, внимания и заботы приводит к тому, что у ребенка возникает постоянное чувство тревоги и ощущения собственной ненужности. Чтобы справиться с этой тревогой, он развивает защитные механизмы: стремление угождать, проявлять агрессию или уходить в изоляцию. Однако, какие бы стратегии ни выбирались, все они укрепляют его ложную личность – «идеальное Я», соответствовать которой в реальной жизни невозможно.
Такой ребенок, став взрослым, часто продолжает бороться с неразрешимыми внутренними конфликтами. Чувство неполноценности и страх быть отвергнутым толкают его к поиску систем и сообществ, которые обеспечат защиту, принятие и позволят избежать одиночества. Церковь, которая проповедует любовь и в которой все являются друг другу братьями и сестрами, отцами и матерями, кажется таким людям идеальным прибежищем, но такое восприятие церковной жизни редко соответствует реальности.
Когда невротик приходит в Церковь, он начинает интерпретировать христианство через призму своих внутренних установок. Религия, которая требует высоких норм поведения и моральных ориентиров, становится для него платформой для дальнейшего укрепления своего «идеального Я», неспособность соответствовать которому приводит невротика к тому, что он перестает принимать и любить себя.
Такая невротическая религиозность часто сопровождается следующим парадоксом: человек искренне старается соблюдать все церковные правила и нормы поведения, но вместо обещанного облегчения, радости и внутреннего покоя, он постоянно испытывает страх, тревогу, уныние, агрессию.
Так, среди невротиков, вовлечённых в церковную жизнь, нередко встречается склонность к ригоризму – строгому следованию определенным нормам, правилам, порядкам. Некоторые люди в этом доходят даже до абсурда. Например, один пытается соблюдать пост в строгом соответствии с типиконом, следуя всем мельчайшим предписаниям. Другой не разрешает себе пропустить ни одной службы, молебна или акафиста. Третий раздает все свое имущество и деньги, обрекая себя на нищету или избегает любых контактов с неверующими людьми.
Интересен и феномен так называемого «религиозного перфекционизма», когда человек стремится быть идеальным христианином из страха осуждения или чувства вины. Такой человек, например, уделяет чрезмерное внимание ритуалам, стремится вычитывать все положенные молитвы, носить только правильную одежду, казаться смиренным и постоянно себя унижать в глазах других людей: «Я пёс смердящий», «Только я один согрешил», «Я недостоин прощения».
Также у невротиков часто проявляются в поведении истерические реакции. Наверняка каждый из нас встречал людей в храме, которые очень громко молились вслух или демонстративно крестились, плакали на исповеди, клали земные поклоны или падали в обморок после получения благословения. Также частым примером истерических реакций у невротиков является ярко выраженное несогласие с другими людьми в их взглядах, поведении, внешнем виде. Оправдывая себя «ревностью по Бозе», такие люди начинают ярко проявлять свою агрессию, делают замечания, упрекают, обличают во грехах, говорят в лицо человеку все, что о нем думают, устраивают скандалы, часто пишут жалобы на священников или архиереев. Реже, но все же можно увидеть и другие проявления истерик, например, когда человек искренне считает, что в нем сидит бес и поэтому иногда неосознанно начинает кричать, смеяться, падать в обмороки, трястись.
Часто невротизм может выражаться в компульсивном духовном поиске, когда человек начинает перебегать из прихода в приход в поисках настоящего священника, или годами колесить по всей стране, посещая всевозможные монастыри и храмы в которых живут прозорливые старцы. Нечто похожее случается, когда человек начинает искать сверхъестественные подтверждения своей веры, для чего ему приходится устраивать похожие вояжи, только в поисках чудотворных икон, мощей, целебных источников.
Бывает также, что невротиков сопровождает постоянное и болезненное чувство вины, проявляющееся в самобичевании, когда человек ругает себя, презирает, прокручивает в голове свои грехи, даже те, которые он уже давно и неоднократно исповедовал. Он считает, что недостоин получить прощение от Бога, что оскорбляет Его своими «греховными» мыслями и желаниями, поэтому единственное, что его ждет – это вечные адские муки. По этой причине невротик также испытывает страх, а связан он с тем, что невротик постоянно ожидает наказаний за свои грехи. Любую болезнь, неудачу, трудность и проблему, человек воспринимает как божественный суд, выносящий строгий приговор.
Среди духовенства, помимо указанных выше проявлений религиозного невротизма, можно выделить и другие признаки, которые в большей степени несут последствия для всей общины.
Невротические священники могут злоупотреблять властью, устраивая жёсткие разборы грехов на исповеди или унижая прихожан с амвона. Это часто маскирует их собственные страхи и неуверенность в себе.
Другим примером является гиперконтроль священника над прихожанами, особенно над «своими духовными чадами». Боясь утратить свой авторитет, священник может вмешиваться в личные дела прихожан, устанавливая жёсткие правила, которые никак не связаны с духовной жизнью. Мне известны случаи, когда священники требовали отчета о семейных расходах, устанавливали частоту супружеской близости, заставляли супругов принимать монашество.
Бывают случаи, когда священники или архиереи, стремясь сохранить мнимый мир, предпочитают не замечать явных и острых проблем на приходе или в епархии, что приводит к их накоплению, а затем к мощному взрыву. Всем нам известны примеры подобных церковных скандалов, которые получают широкое освещение в СМИ.
Иногда у духовного лица проявляется так называемый синдром «мессии», когда человек считает себя единственным носителем истины, отвергая любые советы со стороны духовенства, мирян или даже старших его по чину. Такой «мессия» собирает вокруг себя общину последователей, которые будут им восхищаться и беспрекословно следовать всему, что он говорит.
Отдельного внимания заслуживают случаи, когда невротизм в церковной среде обостряет уже существующие у человека психологические расстройства. Например, для людей с обсессивно-компульсивными чертами личности церковные обряды могут стать формой ритуального поведения, лишённого всякого духовного содержания. Вместо того чтобы быть символом Божьей благодати, эти обряды превращаются в инструмент снятия тревоги. Например, человек может несколько минут беспрерывно креститься, класть поклоны, ставить свечки, очень быстро читать молитвы, помимо этого у человека может быть навязчивая потребность в ежедневной исповеди, причастии или постоянному пребыванию в храме. Подобное поведение, хотя и внешне выглядит как религиозная ревность, часто свидетельствует о серьёзных психологических проблемах.
---------------------------------------------------------------------------------------------
Материал подготовлен религиоведом и психологом Алексеем Преображенским.
P.S. Помогу справиться с последствиями религиозного насилия — будь то давление, манипуляции, принуждение, подчинение, психические или духовные травмы, полученные в церкви, общине или семье. Если вы чувствуете внутренний разлад, страх, вину, депрессию, уныние, потерю смысла жизни или одиночество из-за пережитого — я рядом. Вместе мы можем разобраться в ваших переживаниях, восстановить ваше доверие к себе и найти путь к внутренней свободе.
Обращайтесь — ваша боль важна, и исцеление возможно: manaverum@mail.ru