АвтоВАЗ, или Волжский автомобильный завод, – это не просто предприятие, это символ целой эпохи в истории отечественного автомобилестроения. От “Копейки” до “Весты” и, наконец, до амбициозной “Искры”, АвтоВАЗ прошел сложный путь, полный взлетов и падений, инноваций и заимствований, кризисов и надежд. Эта статья – попытка охватить всю историю АвтоВАЗа, от первых лицензионных “Жигулей” до современных моделей, с акцентом на конструктивные особенности, проходимость, репутацию, экспорт, а также прототипы и схожие модели.
Рождение легенды: “Копейка” и ее прототип
История АвтоВАЗа началась в 1966 году с подписания соглашения с итальянским концерном FIAT о строительстве автомобильного завода в городе Тольятти. Первенцем завода стал ВАЗ-2101, известный в народе как “Копейка”. Этот автомобиль был лицензионной копией FIAT-124, адаптированной к советским условиям эксплуатации.
- ВАЗ-2101 (1970-1988): “Копейка” стала поистине народным автомобилем. Простая, надежная и относительно недорогая, она быстро завоевала популярность среди советских граждан. Конструкция была классической: задний привод, рядный четырехцилиндровый двигатель объемом 1.2 литра, обеспечивающий скромную мощность в 64 л.с. Подвеска, хоть и скопирована с FIAT-124, была усилена для советских дорог. Проходимость была неплохой для своего класса, особенно на грунтовых дорогах. Репутация – надежный, неприхотливый автомобиль, который можно было отремонтировать “в поле”.
Развитие модельного ряда: Классика и ее производные
После “Копейки” последовало развитие “классического” семейства, которое выпускалось на АвтоВАЗе десятилетиями. Все эти модели, по сути, были модернизациями FIAT-124, но с разными кузовами и техническими доработками.
- ВАЗ-2102 (1971-1986): Универсал на базе ВАЗ-2101. Отличался вместительным багажником и большей практичностью.
- ВАЗ-2103 (1972-1984): Более престижная версия “классики” с улучшенной отделкой, хромированными элементами, более мощным двигателем 1.5 литра (75 л.с.) и иным дизайном передней части (четыре фары). Прототипом можно считать FIAT-124 Speciale.
- ВАЗ-2106 (1976-2006): Самая “люксовая” версия “классики” с еще более улучшенной отделкой, литыми дисками и мощным двигателем 1.6 литра (80 л.с.). В свое время считалась престижным автомобилем.
- ВАЗ-2104, ВАЗ-2105, ВАЗ-2107 (1979-2012): Более современные версии “классики” с прямоугольными фарами и обновленным дизайном. ВАЗ-2107 считался “люксом” среди этих моделей. Все эти модели отличались друг от друга деталями отделки и комплектациями.
Передний привод: Новая эпоха с “Самарой”
В 1980-х годах АвтоВАЗ начал разрабатывать автомобили с передним приводом, что стало настоящим прорывом для советского автопрома.
- ВАЗ-2108 “Спутник” (1984-2004) / “Самара”: Трехдверный хэтчбек с передним приводом. Дизайн разработан совместно с Porsche. Двигатель объемом 1.3 литра (64 л.с.) или 1.5 литра (70 л.с.). Подвеска независимая. Проходимость была лучше, чем у “классики” благодаря меньшему весу и переднему приводу. Репутация – динамичный и современный автомобиль, но с проблемами качества.
- ВАЗ-2109 “Спутник” (1987-2011) / “Самара”: Пятидверный хэтчбек на базе ВАЗ-2108.
- ВАЗ-21099 (1990-2011): Седан на базе ВАЗ-2109.
Внедорожник: Легендарная “Нива”
Отдельного упоминания заслуживает внедорожник ВАЗ-2121 “Нива”, который стал первым в мире серийным внедорожником с несущим кузовом.
- ВАЗ-2121 “Нива” (1977-н.в.): Компактный внедорожник с постоянным полным приводом, блокировкой межосевого дифференциала и понижающей передачей. Двигатель 1.6 литра (80 л.с.). Отличная проходимость, особенно в условиях бездорожья. Репутация – надежный и проходимый автомобиль, но с низким уровнем комфорта. Экспортировался во многие страны мира. Нива - долгожитель АвтоВАЗа!
- ВАЗ-21213 “Нива” (1993-н.в.) / Lada 4x4 / Lada Niva Legend: Модернизированная версия ВАЗ-2121 с измененной передней и задней частями и двигателем 1.7 литра (83 л.с.).
- ВАЗ-2123 “Шевроле Нива” (1998-2020) / Lada Niva Travel: Более современная версия “Нивы” с пятидверным кузовом и улучшенным комфортом. Изначально разрабатывалась как замена ВАЗ-2121, но выпускалась параллельно.
“Десятое” семейство: Переходный период
В 1990-х годах АвтоВАЗ выпустил “десятое” семейство автомобилей, которое стало переходным этапом к современным моделям.
- ВАЗ-2110 (1995-2007): Седан с современным дизайном и улучшенной аэродинамикой. Двигатели объемом 1.5 литра (79 л.с.) или 1.6 литра (81-90 л.с.). Репутация – спорный дизайн и проблемы с качеством.
- ВАЗ-2111 (1998-2009): Универсал на базе ВАЗ-2110.
- ВАЗ-2112 (1999-2008): Пятидверный хэтчбек на базе ВАЗ-2110.
“Калина” и “Приора”: Современный АвтоВАЗ
В начале 2000-х годов АвтоВАЗ начал выпуск “Калины” и “Приоры”, которые стали первыми автомобилями, разработанными АвтоВАЗом самостоятельно без оглядки на FIAT.
- Lada Kalina (2004-2018): Компактный автомобиль с современным дизайном и улучшенными характеристиками. Выпускался в кузовах хэтчбек, седан и универсал. Двигатели объемом 1.4 литра (89 л.с.) или 1.6 литра (98 л.с.).
- Lada Priora (2007-2018): Модернизированная версия “десятого” семейства с обновленным дизайном и улучшенными характеристиками. Выпускался в кузовах седан, хэтчбек и купе. Двигатели объемом 1.6 литра (98 л.с.).
Приора по сути эта та же "десятка", но немного переделанная (модернизированная) со своими новшествами по типу, например, кондиционера (чего у десятого семейства не было в наличии с завода)
Кризис и сотрудничество с Renault-Nissan
В конце 2000-х годов АвтоВАЗ столкнулся с серьезным финансовым кризисом. Для спасения предприятия была привлечена компания Renault-Nissan, которая приобрела контрольный пакет акций АвтоВАЗа.
“Веста” и “XRAY”: Новая надежда
С приходом Renault-Nissan на АвтоВАЗе началось производство новых моделей, разработанных на платформах альянса
- Lada Vesta (2015-н.в.): Седан и универсал с современным дизайном и высоким уровнем безопасности. Построен на собственной платформе Lada B. Двигатели объемом 1.6 литра (106 л.с.) или 1.8 литра (122 л.с.). Хорошая управляемость и комфорт. Репутация – надежный и современный автомобиль.
- Lada XRAY (2016-2022): Компактный кроссовер, построенный на платформе Renault Sandero. Двигатели объемом 1.6 литра (110 л.с.) или 1.8 литра (122 л.с.).
Lada Granta:
- Lada Granta (2011-н.в.): Бюджетный автомобиль, разработанный на базе Lada Kalina. Выпускается в кузовах седан, лифтбек, хэтчбек и универсал.
После ухода Renault-Nissan и санкций:
После 2022 года и ухода Renault-Nissan АвтоВАЗ столкнулся с новыми вызовами, в том числе с необходимостью локализации производства и поиска новых поставщиков комплектующих.
Lada Iskra: Будущее АвтоВАЗа
Lada Iskra – это новая модель АвтоВАЗа, разработанная на платформе CMF-B LS, локализованной в России. Планируется, что она заменит Lada Granta и станет важным шагом в развитии АвтоВАЗа в условиях санкций и ухода иностранных партнеров. Ожидается, что Iskra будет обладать современным дизайном, улучшенными характеристиками и более высоким уровнем локализации.
Экспорт:
АвтоВАЗ экспортировал свои автомобили во многие страны мира, особенно в страны Восточной Европы, Африки и Латинской Америки. “Нива” пользовалась особой популярностью за рубежом благодаря своей проходимости и надежности. Однако, после ухода Renault-Nissan экспорт АвтоВАЗа значительно сократился.
Репутация и Кризисы:
Репутация АвтоВАЗа всегда была неоднозначной. С одной стороны, его автомобили ценились за простоту, надежность и доступность. С другой стороны, они критиковались за низкое качество сборки, устаревший дизайн и недостаточный уровень безопасности. АвтоВАЗ пережил несколько серьезных кризисов, связанных с финансовыми проблемами, устаревшим оборудованием и низкой конкурентоспособностью. Благо это всё можно было исправить.
Заключение:
История АвтоВАЗа – это отражение истории страны. От лицензионных “Жигулей” до современных “Весты” и “Искры”, АвтоВАЗ прошел сложный и тернистый путь. Несмотря на все трудности, он остается одним из крупнейших автомобильных производителей в России и продолжает выпускать автомобили, которые пользуются спросом у потребителей. Будущее АвтоВАЗа во многом зависит от его способности адаптироваться к новым условиям, внедрять инновации и повышать качество своей продукции. Lada Iskra, возможно, станет символом этого возрождения.
И может возникнуть вопрос, зачем я называл все модели Лада "Жигулями" и не вставил сюда модели "Самара-2"? Про Самару-2 нечего рассказывать, ибо это всё те же Зубилы (Самара-1), только другой внешки (особенно ВАЗ 2115), а Жигулями я все ТАЗы называю из-за происхождения, рода и того, что это АвтоВАЗ. Как говорилось, репутация у АвтоВАЗа неоднозначная