Найти в Дзене
Адреналин

АвтоВАЗ: Путь от “Копейки” к “Искре” – История, Конструкции, Кризисы и Мечты

АвтоВАЗ, или Волжский автомобильный завод, – это не просто предприятие, это символ целой эпохи в истории отечественного автомобилестроения. От “Копейки” до “Весты” и, наконец, до амбициозной “Искры”, АвтоВАЗ прошел сложный путь, полный взлетов и падений, инноваций и заимствований, кризисов и надежд. Эта статья – попытка охватить всю историю АвтоВАЗа, от первых лицензионных “Жигулей” до современных моделей, с акцентом на конструктивные особенности, проходимость, репутацию, экспорт, а также прототипы и схожие модели. Рождение легенды: “Копейка” и ее прототип История АвтоВАЗа началась в 1966 году с подписания соглашения с итальянским концерном FIAT о строительстве автомобильного завода в городе Тольятти. Первенцем завода стал ВАЗ-2101, известный в народе как “Копейка”. Этот автомобиль был лицензионной копией FIAT-124, адаптированной к советским условиям эксплуатации. Развитие модельного ряда: Классика и ее производные После “Копейки” последовало развитие “классического” семейства, которо

АвтоВАЗ, или Волжский автомобильный завод, – это не просто предприятие, это символ целой эпохи в истории отечественного автомобилестроения. От “Копейки” до “Весты” и, наконец, до амбициозной “Искры”, АвтоВАЗ прошел сложный путь, полный взлетов и падений, инноваций и заимствований, кризисов и надежд. Эта статья – попытка охватить всю историю АвтоВАЗа, от первых лицензионных “Жигулей” до современных моделей, с акцентом на конструктивные особенности, проходимость, репутацию, экспорт, а также прототипы и схожие модели.

Рождение легенды: “Копейка” и ее прототип

История АвтоВАЗа началась в 1966 году с подписания соглашения с итальянским концерном FIAT о строительстве автомобильного завода в городе Тольятти. Первенцем завода стал ВАЗ-2101, известный в народе как “Копейка”. Этот автомобиль был лицензионной копией FIAT-124, адаптированной к советским условиям эксплуатации.

Самая первая модель Жигулей. ВАЗ 2101 (копейка, ранее звалась "единичка" или же Жигуль)
Самая первая модель Жигулей. ВАЗ 2101 (копейка, ранее звалась "единичка" или же Жигуль)

  • ВАЗ-2101 (1970-1988): “Копейка” стала поистине народным автомобилем. Простая, надежная и относительно недорогая, она быстро завоевала популярность среди советских граждан. Конструкция была классической: задний привод, рядный четырехцилиндровый двигатель объемом 1.2 литра, обеспечивающий скромную мощность в 64 л.с. Подвеска, хоть и скопирована с FIAT-124, была усилена для советских дорог. Проходимость была неплохой для своего класса, особенно на грунтовых дорогах. Репутация – надежный, неприхотливый автомобиль, который можно было отремонтировать “в поле”.

Развитие модельного ряда: Классика и ее производные

После “Копейки” последовало развитие “классического” семейства, которое выпускалось на АвтоВАЗе десятилетиями. Все эти модели, по сути, были модернизациями FIAT-124, но с разными кузовами и техническими доработками.

  • ВАЗ-2102 (1971-1986): Универсал на базе ВАЗ-2101. Отличался вместительным багажником и большей практичностью.
Самый первый универсал Жигулей. ВАЗ 2102 (двоечка)
Самый первый универсал Жигулей. ВАЗ 2102 (двоечка)

  • ВАЗ-2103 (1972-1984): Более престижная версия “классики” с улучшенной отделкой, хромированными элементами, более мощным двигателем 1.5 литра (75 л.с.) и иным дизайном передней части (четыре фары). Прототипом можно считать FIAT-124 Speciale.
Третья модель Жигулей. ВАЗ 2103
Третья модель Жигулей. ВАЗ 2103

  • ВАЗ-2106 (1976-2006): Самая “люксовая” версия “классики” с еще более улучшенной отделкой, литыми дисками и мощным двигателем 1.6 литра (80 л.с.). В свое время считалась престижным автомобилем.
Шестая модель Жигулей. ВАЗ 2106 (она же шестёрка, она же шоха)
Шестая модель Жигулей. ВАЗ 2106 (она же шестёрка, она же шоха)

  • ВАЗ-2104, ВАЗ-2105, ВАЗ-2107 (1979-2012): Более современные версии “классики” с прямоугольными фарами и обновленным дизайном. ВАЗ-2107 считался “люксом” среди этих моделей. Все эти модели отличались друг от друга деталями отделки и комплектациями.
Второй Жигулёвский универсал. Четвёртая модель Жигулей. ВАЗ 2104
Второй Жигулёвский универсал. Четвёртая модель Жигулей. ВАЗ 2104
Пятая модель Жигулей. ВАЗ 2105 (Пётр)
Пятая модель Жигулей. ВАЗ 2105 (Пётр)
Седьмая модель Жигулей. ВАЗ 2107 (Семён)
Седьмая модель Жигулей. ВАЗ 2107 (Семён)

Передний привод: Новая эпоха с “Самарой”

В 1980-х годах АвтоВАЗ начал разрабатывать автомобили с передним приводом, что стало настоящим прорывом для советского автопрома.

Восьмая модель переднеприводных Жигулей. ВАЗ 2108 (восьмёрка)
Восьмая модель переднеприводных Жигулей. ВАЗ 2108 (восьмёрка)

  • ВАЗ-2108 “Спутник” (1984-2004) / “Самара”: Трехдверный хэтчбек с передним приводом. Дизайн разработан совместно с Porsche. Двигатель объемом 1.3 литра (64 л.с.) или 1.5 литра (70 л.с.). Подвеска независимая. Проходимость была лучше, чем у “классики” благодаря меньшему весу и переднему приводу. Репутация – динамичный и современный автомобиль, но с проблемами качества.
Девятая модель переднеприводных Жигулей. ВАЗ 2109 (девятка)
Девятая модель переднеприводных Жигулей. ВАЗ 2109 (девятка)

  • ВАЗ-2109 “Спутник” (1987-2011) / “Самара”: Пятидверный хэтчбек на базе ВАЗ-2108.
99 модел переднеприводных Жигулей. ВАЗ 21099 (девяносто-девятая, чемодан, девятка, девятка-седан)
99 модел переднеприводных Жигулей. ВАЗ 21099 (девяносто-девятая, чемодан, девятка, девятка-седан)

  • ВАЗ-21099 (1990-2011): Седан на базе ВАЗ-2109.

Внедорожник: Легендарная “Нива”

Отдельного упоминания заслуживает внедорожник ВАЗ-2121 “Нива”, который стал первым в мире серийным внедорожником с несущим кузовом.

Нива
Нива

  • ВАЗ-2121 “Нива” (1977-н.в.): Компактный внедорожник с постоянным полным приводом, блокировкой межосевого дифференциала и понижающей передачей. Двигатель 1.6 литра (80 л.с.). Отличная проходимость, особенно в условиях бездорожья. Репутация – надежный и проходимый автомобиль, но с низким уровнем комфорта. Экспортировался во многие страны мира. Нива - долгожитель АвтоВАЗа!
Нива рестайлинг. ВАЗ 21213
Нива рестайлинг. ВАЗ 21213

  • ВАЗ-21213 “Нива” (1993-н.в.) / Lada 4x4 / Lada Niva Legend: Модернизированная версия ВАЗ-2121 с измененной передней и задней частями и двигателем 1.7 литра (83 л.с.).
Нива рестайл 2.0
Нива рестайл 2.0

  • ВАЗ-2123 “Шевроле Нива” (1998-2020) / Lada Niva Travel: Более современная версия “Нивы” с пятидверным кузовом и улучшенным комфортом. Изначально разрабатывалась как замена ВАЗ-2121, но выпускалась параллельно.

“Десятое” семейство: Переходный период

В 1990-х годах АвтоВАЗ выпустил “десятое” семейство автомобилей, которое стало переходным этапом к современным моделям.

Десятая модель переднеприводных Жигулей. ВАЗ 2110 (чирик, беременная антилопа, десятка)
Десятая модель переднеприводных Жигулей. ВАЗ 2110 (чирик, беременная антилопа, десятка)

  • ВАЗ-2110 (1995-2007): Седан с современным дизайном и улучшенной аэродинамикой. Двигатели объемом 1.5 литра (79 л.с.) или 1.6 литра (81-90 л.с.). Репутация – спорный дизайн и проблемы с качеством.
Одиннадцатая модель переднеприводных Жигулей (третий универсал по счёту). ВАЗ 2111
Одиннадцатая модель переднеприводных Жигулей (третий универсал по счёту). ВАЗ 2111

  • ВАЗ-2111 (1998-2009): Универсал на базе ВАЗ-2110.
Двенадцатая модель переднеприводных Жигулей. ВАЗ 2112 (огурец, двенашка). Тапок (неофициальное прозвище, но имеет сходство с тапком).
Двенадцатая модель переднеприводных Жигулей. ВАЗ 2112 (огурец, двенашка). Тапок (неофициальное прозвище, но имеет сходство с тапком).

  • ВАЗ-2112 (1999-2008): Пятидверный хэтчбек на базе ВАЗ-2110.

“Калина” и “Приора”: Современный АвтоВАЗ

В начале 2000-х годов АвтоВАЗ начал выпуск “Калины” и “Приоры”, которые стали первыми автомобилями, разработанными АвтоВАЗом самостоятельно без оглядки на FIAT.

  • Lada Kalina (2004-2018): Компактный автомобиль с современным дизайном и улучшенными характеристиками. Выпускался в кузовах хэтчбек, седан и универсал. Двигатели объемом 1.4 литра (89 л.с.) или 1.6 литра (98 л.с.).
Калина
Калина

  • Lada Priora (2007-2018): Модернизированная версия “десятого” семейства с обновленным дизайном и улучшенными характеристиками. Выпускался в кузовах седан, хэтчбек и купе. Двигатели объемом 1.6 литра (98 л.с.).
Рестайлинг десятого семейства. Жигули Приора (ВАЗ 2170 по 2172).
Рестайлинг десятого семейства. Жигули Приора (ВАЗ 2170 по 2172).

Приора по сути эта та же "десятка", но немного переделанная (модернизированная) со своими новшествами по типу, например, кондиционера (чего у десятого семейства не было в наличии с завода)

Кризис и сотрудничество с Renault-Nissan

В конце 2000-х годов АвтоВАЗ столкнулся с серьезным финансовым кризисом. Для спасения предприятия была привлечена компания Renault-Nissan, которая приобрела контрольный пакет акций АвтоВАЗа.

“Веста” и “XRAY”: Новая надежда

С приходом Renault-Nissan на АвтоВАЗе началось производство новых моделей, разработанных на платформах альянса

Новая Жигули. Веста (или же ВАЗ 2180)
Новая Жигули. Веста (или же ВАЗ 2180)

  • Lada Vesta (2015-н.в.): Седан и универсал с современным дизайном и высоким уровнем безопасности. Построен на собственной платформе Lada B. Двигатели объемом 1.6 литра (106 л.с.) или 1.8 литра (122 л.с.). Хорошая управляемость и комфорт. Репутация – надежный и современный автомобиль.
Икс Рей
Икс Рей

  • Lada XRAY (2016-2022): Компактный кроссовер, построенный на платформе Renault Sandero. Двигатели объемом 1.6 литра (110 л.с.) или 1.8 литра (122 л.с.).

Lada Granta:

Жигули Гранта (или же ВАЗ 2190)
Жигули Гранта (или же ВАЗ 2190)

  • Lada Granta (2011-н.в.): Бюджетный автомобиль, разработанный на базе Lada Kalina. Выпускается в кузовах седан, лифтбек, хэтчбек и универсал.

После ухода Renault-Nissan и санкций:

После 2022 года и ухода Renault-Nissan АвтоВАЗ столкнулся с новыми вызовами, в том числе с необходимостью локализации производства и поиска новых поставщиков комплектующих.

Lada Iskra: Будущее АвтоВАЗа

Lada Iskra – это новая модель АвтоВАЗа, разработанная на платформе CMF-B LS, локализованной в России. Планируется, что она заменит Lada Granta и станет важным шагом в развитии АвтоВАЗа в условиях санкций и ухода иностранных партнеров. Ожидается, что Iskra будет обладать современным дизайном, улучшенными характеристиками и более высоким уровнем локализации.

Новая модель переднеприводных Жигулей на сегодняшние дни.
Новая модель переднеприводных Жигулей на сегодняшние дни.

Экспорт:

АвтоВАЗ экспортировал свои автомобили во многие страны мира, особенно в страны Восточной Европы, Африки и Латинской Америки. “Нива” пользовалась особой популярностью за рубежом благодаря своей проходимости и надежности. Однако, после ухода Renault-Nissan экспорт АвтоВАЗа значительно сократился.

Репутация и Кризисы:

Репутация АвтоВАЗа всегда была неоднозначной. С одной стороны, его автомобили ценились за простоту, надежность и доступность. С другой стороны, они критиковались за низкое качество сборки, устаревший дизайн и недостаточный уровень безопасности. АвтоВАЗ пережил несколько серьезных кризисов, связанных с финансовыми проблемами, устаревшим оборудованием и низкой конкурентоспособностью. Благо это всё можно было исправить.

Заключение:

История АвтоВАЗа – это отражение истории страны. От лицензионных “Жигулей” до современных “Весты” и “Искры”, АвтоВАЗ прошел сложный и тернистый путь. Несмотря на все трудности, он остается одним из крупнейших автомобильных производителей в России и продолжает выпускать автомобили, которые пользуются спросом у потребителей. Будущее АвтоВАЗа во многом зависит от его способности адаптироваться к новым условиям, внедрять инновации и повышать качество своей продукции. Lada Iskra, возможно, станет символом этого возрождения.

И может возникнуть вопрос, зачем я называл все модели Лада "Жигулями" и не вставил сюда модели "Самара-2"? Про Самару-2 нечего рассказывать, ибо это всё те же Зубилы (Самара-1), только другой внешки (особенно ВАЗ 2115), а Жигулями я все ТАЗы называю из-за происхождения, рода и того, что это АвтоВАЗ. Как говорилось, репутация у АвтоВАЗа неоднозначная