Найти в Дзене
КиноБуква

«Отец» - душераздирающая драма о старческой деменции с гениальным Энтони Хопкинсом

Оглавление

Фильмов про деменцию и болезнь Альцгеймера – много, но не все хочется рекомендовать. Психологическую драму с Хопкинсом – 100% можно и нужно. По силе воздействия это как «Мёд в голове», «Всё ещё Элис», «Время года зима» или «Вихрь», без слёз смотреть невозможно. «Отец» — это история, которая позволяет зрителю увидеть мир глазами больного человека. И это очень страшно. Страшно от того, что моментов просветления всё меньше и меньше, и большую часть пациент существует, словно в параллельных мирах. И ещё страшнее за его близких. Невыносимая боль от осознания того, что твой папа не просто тебя не узнаёт, он становится совсем другим человеком.

«Я как будто растерял все свои листики! Мои ветки - на ветру под дождем...»

🎬Отец (2020)

The Father

Мало, кто знает, но «Отец» — это уже вторая экранизация пьесы Флориана Зеллера, которая с 2012 года с большим успехом ставилась в театрах. В 2015-ом вышел фильм французского режиссера Филиппа Ле Гуэ «Флорида», с Жаном Рошфором в главной роли. Я смотрела, но не сказать, чтобы впечатлилась. Восемь лет спустя после выхода пьесы Флориан Зеллер сам пишет сценарий и сам снимает фильм. Свой первый фильм в жизни. И происходит фурор. Куча кино-номинаций и две победы на «Оскаре», в том числе за главную мужскую роль. И «Оскар» абсолютно заслуженный. Энтони Хопкинс не просто великолепен, он гениален.

Энн (Оливия Колман) планирует переезд из Лондона в Париж к новому мужчине, но не знает, как оставить отца. Энтони (Энтони Хопкинс) думает, что справится, но не готов к разлуке с дочерью. Да к тому же в Париже «даже не говорят по-английски», что она там вообще делать будет? Но Энтони только кажется, что он справится. Только кажется, что он здоров, силён и умён. Только кажется, что ему не нужна ни сиделка, ни уход. Да и вообще, внезапно оказывается, что Энн не только никуда не уезжает, но все еще замужем. Как тут разобраться, кто сходит с ума?

Постепенно зритель погружается в мир человека, чья память даёт сбой. Всё начинается с мелочей, со временем превращаясь в кокон фобий. Кокон, в котором Энтони не помнит важных событий, когда постоянно пропадают его наручные часы (их якобы воруют сиделки, хотя Энн знает, что отец сам их прячет в тайник в ванной, просто не помнит), когда комнаты меняют очертания и размеры, предметы мебели и декора оказываются будто бы не на своих местах, когда время останавливается. Вот Энтони проснулся и сидит в пижаме, ожидая завтрака, а в реальности уже близится ужин. Куда пропали десять часов? В каких чертогах был его разум всё это время?

Когда лицо одной дочери стирается из памяти, как и смерть второй. Когда простой разговор с зятем оборачивается горькими слезами, ведь в воображении Энтони произошла ссора, и зять его даже ударил. Когда забота кажется злом, ведь если Энн отправит его в дом престарелых, то якобы сразу завладеет квартирой. Когда думаешь, что засыпаешь у себя в спальне, а наутро оказывается, что выходишь в коридор больницы. Такие люди даже не помнят, что они уже поели. И часто испытывают постоянное чувство голода, обвиняя близких, что те прячут еду.

Кадр из фильма «Отец», 2020 год, режиссер Флориан Зеллер
Кадр из фильма «Отец», 2020 год, режиссер Флориан Зеллер

Вылезают грубость, недоверие, упреки, обвинения, ярость. И никакого осуждения люди, «сдающие» своих стариков в специальные центры, у меня нет. Осуждать может только тот, кто не столкнулся с Альцгеймером. У родственников, подобных Энн – жизни просто нет. Отцу нужна постоянная забота. Постоянная. И так как Энтони гонит всех сиделок, она вынуждена подобрать ему должный уход. Уважаю её за такой шаг – она нашла выход. Такой баланс между собственной жизнью и жизнью отца. Да, многим такое решение покажется странным, негуманным, жестоким. Ваше право. Хотя учитывая обстоятельства прошлого, на которые намекает режиссер (непростые отношения до болезни, сильная любовь Энтони к другой дочери, и невнимание к Энн) — её забота сравнима с подвигом.

Кадр из фильма «Отец», 2020 год, режиссер Флориан Зеллер
Кадр из фильма «Отец», 2020 год, режиссер Флориан Зеллер

Даже сейчас, пока писала статью, плакала, прокручивая финальный разговор Энтони с медсестрой. Она успокаивала его, обнимала, пережидая МОМЕНТ СОЗНАНИЯ, момент просветления, когда Энтони ужасно страшно от того, что он не понимает, что происходит, что он не помнит, как приезжала Энн, что он теряет себя и ничего не может изменить. Момент, который нужно пережить. ПЕРЕТЕРПЕТЬ. И снова погрузиться в зыбкий мир, уютную трясину, которая хоть и затягивает, но в ней уже комфортно и тепло.

Кадр из фильма «Отец», 2020 год, режиссер Флориан Зеллер
Кадр из фильма «Отец», 2020 год, режиссер Флориан Зеллер

После таких фильмов все слова кажутся лишними. Просто посмотрите на слёзы Хопкинса. От чистого сердца желаю никогда с таким не столкнуться.

С уважением, Мария.