Владимир Фролов (1874-1942).
Русский художник-мозаичист, его имя «гремело» на всю
Российскую Империю и СССР.
Автор мозаичных панно на трех станциях столичного метрополитена — «Маяковской», «Автозаводской» и «Новокузнецкой». Мозаики двух из них он заканчивал во время Великой Отечественной войны.
Владимир Александрович Фролов принадлежал к потомственной семье русских мозаичистов. Роду Фроловых принадлежала крупнейшая в мире фамильная коллекция смальты, хранящаяся в Петербургской Академии Художеств. Отец, Фролов Александр Никитич (1830—1909), до 1891 года входил в состав художников Мозаического заведения Императорской Академии художеств, выполняя с 1883 г. обязанности заведующего работами. Трудился над выполнением мозаичных картин для Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. В 1883 году А.Н. Фролов стал заведующим Мозаическим заведением Академии художеств.
Вслед за отцом, мозаикой стал заниматься его старший сын — архитектор Фролов Александр Александрович (1861—1897). В 1890 году А.Н. Фролов вместе со старшим сыном А.А. Фроловым организовал первую в России частную Мастерскую декоративной мозаики.
В 1893 году в мастерскую как участник дела зачислен младший Фролов — Владимир.
С 1894 года он учился на живописном отделении Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств.
Сам Владимир – Фролов-младший – возглавил мастерскую в возрасте 26 лет после смерти брата. Так начался его путь профессионального мозаичиста. В конце XIX века фамилия Фроловых была хорошо известна в художественных кругах России.
Среди главных работ семьи художников – картины для Исаакиевского собора и убранство храма Воскресения Христова в Санкт-Петербурге, более известного как Спас на Крови.
В 1895 году мастерская выиграла у Мозаического заведения Императорской Академии художеств и двух итальянских фирм конкурс на выполнение наружных мозаик Храма Воскресения Христова (Спаса на крови) в Санкт-Петербурге.
Спустя год Фроловы получили и крупнейший заказ на исполнение мозаичного убранства интерьера собора.
В 1900 году В.А. Фролов стал руководителем мастерской, где за два десятилетия было создано множество выдающихся произведений.
В мастерской Фролова мозаики набирали "обратным", или "венецианским" способом.
До 1917 года имя Владимира Фролова гремело на всю Россию — он в собственной мастерской делал лучшие мозаики в стране, собрал уникальную коллекцию декоративно-прикладного искусства.
После революции мозаику посчитали излишне религиозной. Ведь ею традиционно украшали церкви.
И запретили. В 1918 году мастерскую художника закрыли. Теперь Фролов мог творить только при Академии Художеств.
Десять лет запрета на профессию. Ни одной мысли об эмиграции. Фролов дает уроки, кое-что реставрирует и даже собирает оркестр балалаечников.
В советский период именно Фролову это искусство обязано своим возрождением.
Алексей Щусев, архитектор, автор мавзолея Ленина в столице, так ценил его работы, что настоял: «траурный зал должен быть отделан только смальтой!».
С тех пор мозаика была официально разрешена и в советской России.
На эту работу Фролов потратил самое дорогое, лучшее цветное стекло: оно когда-то предназначалось для работ, заказанных Николаем II.
Фактически мавзолей Ленина отделан императорcкой смальтой, на оборотной стороне которой имеются вензеля НI и А2 (Николай Первый и Александр второй).
До революции Фроловы жили в собственном доме на Большом проспекте Васильевского острова (№ 64). Там же с 1897 года размещалась мозаичная мастерская. В 1929 г. Фролов вместе с семьёй был вынужден покинуть своё жилище.
«1929 год – довольно сложный год для семьи Фроловых. По постановлению Ленсовета о выселении владельцев из их домов, несмотря на то что он занимался изготовлением мозаик для мавзолея Ленина, Фролов и его семья были изгнаны из дома», – рассказал внук Владимира Фролова.
Фролов переезжает в разгромленную мозаичную мастерскую Академии художеств Петербурга, которую своими силами приводит в порядок, и которую не покидал даже во время блокады.
Здесь он закончит свою последнюю работу, которая в буквальном смысле стоила ему жизни.
В мастерской Академии художеств Владимир Фролов делает свою самую знаменитую советскую работу.
В 1937 году кинолетопись застала его как раз за этим занятием – по эскизам Александра Дейнеки Фролов и его мастера собирают мозаики для московской станции метро "Маяковская". https://smotrim.ru/article/2265066
Но главными работами для Фролова стали панно для станций метро «Донбасская» и «Завод им. Сталина» («Павелецкая» и «Автозаводская») Замоскворецкой линии. Архитекторы братья Веснины заказали панно художнику Александру Дейнеке и мозаичисту Владимиру Фролову. У них на счету уже была прекрасная станция «Маяковская». Для станции метро «Маяковская» (1938 г.)
Фролов по эскизам художника Александра Дейнеки создал мозаичные плафоны «Сутки страны Советов».
Восемь смальтовых панно на путевых стенах станции «Автозаводская» и мозаичные потолки на «Новокузнецкой» (первоначально они предназначались для станции «Павелецкая») монтировали уже после смерти художника.
В 1940 году Александр Дейнека в Москве нарисовал 14 картонов, отправил их Владимиру Фролову в Ленинград. Там уже пожилой мастер начал выкладывать по ним мозаику.
Также одновременно шла работа над панно для станции «Завод им. Сталина» («Автозаводская»).
В конце 1941 Владимир Александрович остался один в Академии Художеств – молодые ушли на фронт, старики умирали от голода, кто-то не вынес безумной работы.
Он знал, какой оттенок хранится под каким номером, поэтому мог работать вслепую. Руки были полуобморожены, работа шла медленно. Но мастер очень торопился: надо успеть к сроку!
Фролов складывал из кусочков разноцветной смальты чудесные, жизнерадостные картины изобилия, радости, сытости, молодости, здоровья. А затем отправлял свои работы по Дороге Жизни в Москву.
За три дня до смерти он переправил на одном из последних кораблей через Ладогу свои последние мозаики: радостное панно «Парад физкультурников» и семь картин о работе советских людей в тылу для московского метро.
Это был конец января 1942 года.
"Оказывается, тогда еще не закрылась навигация", — рассказывает внук художника Владимир Фролов.
И мозаики вывезли по Ладоге на одном из последних кораблей. Они чудом не затонули во время обстрелов, да и вообще случайно попали на борт.
Один матрос рассказал потом, как это было: судно уже отплывало, когда подъехал автомобиль, из которого вышли какой-то офицер и пожилой мужчина — это был мой дед.
Он буквально умолял капитана вывезти из блокадного Ленинграда ящики с панно для московского метро. Говорил, что скорее всего больше не успеет сделать ни одной работы, что эта мозаика — последняя в его жизни..."
3 февраля 1942 года Владимира Фролова не стало — он умер от истощения в блокадном городе. Ему было 68 лет, и он работал до последнего дня.
Фактически он скончался после того, как отправил последний ящик с мозаикой для московского метро, тем самым, как бы подведя черту своей работой.
Похоронен в братской могиле профессоров Академии художеств на острове Декабристов на Смоленском кладбище.
Судьба мозаичных панно
Путевые стены станции «Завод имени Сталина» («Автозаводская») планировалось украсить восемью смальтовыми мозаиками под общим названием «Советский народ в годы Великой Отечественной войны». Над эскизами работали художники Василий Бордиченко, Борис Покровский и Фридрих Лехт.
Владимир Фролов успел к открытию станции – 1 января 1943 года. Все восемь мозаичных панно о подвигах советского народа заняли свои места.
Но с «Донбасской» все оказалось не так просто. Война внесла свои коррективы. Для станции глубокого заложения такого типа нужны были особые металлоконструкции. Но тогда они оказались на временно оккупированной территории в Днепропетровске.
Поэтому 1 января 1943 года участок до «Завода имени Сталина» открылся, но без «Донбасской».
Пропущенную станцию решили построить быстро и самым простым способом – без центрального зала с пилонным участком перед эскалаторами. Однако мозаикам в усеченном варианте не нашлось места, а станция превратилась в «Павелецкую».
7 из 14 мозаик были установлены на потолке другой станции – «Новокузнецкая» (напротив каждого из проходов к платформам), еще одно панно разместили в ее вестибюле.
Когда архитектор станции «Новокузнецкая» Иван Таранов узнал, что из проекта убрали готовые панно Фролова, то забрал их на свою станцию.
Это спасло часть мозаик.
Остальные бесследно исчезли…
В память о героическом подвиге Владимира Фролова на станции метро «Новокузнецкая» в 2013 году установлена мемориальная доска:
«На этой станции установлены мозаики, выполненные в блокадном Ленинграде в Мозаичной мастерской Всероссийской Академии художеств под руководством профессора Владимира Александровича Фролова».
(При подготовке статьи использован материал из открытых источников, в том числе: https://stroi.mos.ru/photo_lines/vladimir-frolov-mozaichnyie-panno-iz-blokadnogho-lieninghrada; https://www.livemaster.ru/topic/1074601-voshititelnaya-mozaika-vladimira-frolova?ysclid=m9e4tlh7ho368416303; https://smotrim.ru/article/2265066; книга «Московское метро. Архитектурный гид», А.А. Петрова, 2021 г.)
Юлия Ананьина, 2025 г.