Найти в Дзене
Educate Online

🟡 Почему он проверяет сообщения каждую секунду? Как FOMO превращает вашего подростка в заложника социальных сетей

Психологи бьют тревогу: все чаще они сталкиваются с подростками, буквально одержимыми FOMO (Fear of Missing Out, «страх упустить что-то важное здесь и сейчас»). FOMO испытывают и взрослые, чем активно пользуются маркетологи, но для подростка, который буквально живет «в онлайне», это может стать одержимостью.

Что такое FOMO и как оно связано с цифровой зависимостью?

Появление FOMO связывают с развитием Instagram, TikTok и Facebook*, которые дают пользователю ощущение, что если он не будет постоянно следить за происходящим, он пропустит что-то важное или окажется вне круга общения.

FOMO — это не просто привычка. Он серьезно влияет на эмоциональное состояние подростков и может привести к депрессии, тревожности, хроническому стрессу и ухудшению здоровья. Подросток попадает в замкнутый круг: не проверил ленту — выпал из жизни — завтра выпадет из разговоров — станет изгоем. Чтобы этого не допустить, скорее проверять ленту! И еще, и еще…

Психологические корни FOMO у подростков

FOMO возникает из-за психологических аспектов развития подростков.

В первую очередь, это возрастной кризис идентичности, когда подросток начинает отделять себя от родителей и искать свою роль в обществе и стремится к признанию. Вне зависимости от нашего отношения социальные сети стали для них не только инструментом общения, но и важной частью формирования самосознания. Подросток оценивает себя через восприятие других, и именно социальные сети дают ему ощущение принадлежности и поддержки.

Во-вторых, подростки склонны искать одобрение сверстников. Социологи утверждают, что именно в 12-18 лет формируются наиболее значимые и устойчивые социальные связи. Это время, когда подростки начинают активно строить отношения, и если они чувствуют, что «выпадают» из круга общения, это может заслонить собой все другие события жизни. Невозможность быть в курсе всех событий, не узнавать о новостях от друзей или не поучаствовать в каком-нибудь тренде равно для них изоляции.

В-третьих, FOMO тесно связан с желанием подростков избежать упущенных возможностей. Подростки даже в 15 лет с прежней детской жадностью исследуют мир, ищут новые впечатления и возможности. Только теперь это не куличики в песочнице и новая кукла, а «давай замутим приложение, которое всех порвет». Истории Стива Джобса и Сергея Брина подогревают этот страх: не буду сидеть в чате — не возьмут в стартап, который перевернет мир. Пропущу уведомление — закончатся места на крутой ивент. Не сниму модный челлендж — недополучу лайков.

Как цифровая зависимость усиливает FOMO?

FOMO — прямая причина цифровой зависимости. Социальные сети, сетевые игры и приложения работают таким образом, чтобы постоянно стимулировать интерес пользователя, создавая поток информации, который трудно игнорировать. Приложения используют алгоритмы, которые делают ленту максимально персонализированной, буквально принуждая постоянно проверять обновления — как бы чего не пропустить. А дальше по классике: решил полистать ленту 15 минут, а прошло уже 3 часа.

Еще один аспект цифровой зависимости — это возможность постоянного общения и поддержки через виртуальные платформы. Подростки начинают испытывать тревогу, если не могут связаться с друзьями или не знают, что происходит в их жизни. И не важно, что за обсуждением личной жизни подруги ты не успел подготовиться к контрольной. Push-уведомления, которые с удовольствием используют в большинстве приложений, создают потребность реагировать мгновенно. Еще труднее сосредоточиться на реальной задаче, еще труднее выйти из виртуального мира, еще труднее жить в реальной жизни.

И последняя стадия — когда реальное общение становится для подростка менее важным, чем общение онлайн.

Что делать родителю, если выкинуть гаджет навсегда — тоже не вариант?

Решение проблемы начинается с осознания (и подростком, и родителей!) того, что социальные сети и цифровая зависимость — это не враги, а инструменты, которые можно контролировать.

Во-первых, поощряйте занятия, не связанные с экраном: хобби, спорт, чтение и общение вживую.

Во-вторых, обращайте внимание на признаки цифровой зависимости и учите искать баланс между виртуальной и реальной жизнью. Каков, в конце концов, шанс, что Игорь и Максим прямо сейчас создают новый Apple? А даже если так, разве ты потеряешь шанс войти в совет директоров, если ответишь на два часа позже?

В-третьих, объясните, что интернет — это не про «у кого круче картинка с выходных», а про «возможности учиться, развиваться, достигать реального, а не мнимого успеха». На наших занятиях можно влиться в крутое комьюнити, в котором не требуется отвечать в течение 15 секунд!

Не забываем: FOMO бывает не только у подростков. Поэтому в-четвертых, следим за собой и передаем знания детям.

* Запрещены на территории Российской Федерации