Самый опасный враг - это твой бывший друг, Знавший тебя много лет и однажды предавший вдруг.
Сегодня мы с вами снова гуляем по Петербургу. Канонически, сердцем Петербурга считается - Заячий остров и Петропавловская крепость. А для меня - это Зимний дворец и Дворцовая площадь.
Молодой царь Пётр строит новую столицу. Каждому другу и соратнику на новом месте даруется земля. И вот почти напротив Петропавловки, участок, где сейчас находится Зимний дворец, жалуется Александру Васильевичу Кикину. Не просто другу, почти брату. Кикин был бомбардиром в Потешном полку, он был денщиком Петра в Азовском походе, он ходил с ним в Великое посольство. Да что говорить, главную свою любовь - флот, Пётр ему доверил.
Кикин прибыл в Петербург и вступил в управление адмиралтейскими и экипажными делами, получив должность адмиралтейца, которую до него исполнял Ф. М. Апраксин. Одновременно с этим Александр Васильевич был интендантом флота. Кроме адмиралтейских дел, государь давал ему также личные поручения: постройку дворца, посадку дубовой рощи и прочее. Будучи человеком острого ума и большой энергии, Кикин пользовался полным доверием царя, который в шутку называл его гросфатером, то есть дедушкой. Когда-то Кикин заведовал личным хозяйством царя и был введен в его домашнюю жизнь.
Он шафером на свадьбе Петра и Екатерины был. Всё у человека было, живи и радуйся!
В 1714 году недалеко от Смоляного двора (будущего Смольного института) он начал строить новый каменный дом.
Дом даже не успели достроить, как бывший друг попал в немилость. Не по сумасбродству царя, а по вине личной жадности.
В 1715 году Кикин был арестован за взятки, но за большой выкуп был отправлен в ссылку в Москву; впрочем, вскоре Пётр I разрешил ему вернуться в Петербург
Простили тебя, вернули, ну сделай выводы. Да, власти прежней нет, но жить в достатке можно. Тем более женился не давно, две дочки родились. Строй дом и радуйся жизни.
Но думы о былой значимости, наверное, зависть к поганому "Алексашке Меншикову" змеёй на грудь давили.
И решил он поддержать сына Петра.
Кикин убеждал царевича принять монашество, уйти в монастырь и там переждать время болезни Петра до его кончины.
При встрече с царевичем Алексеем в Либаве в октябре 1716 г. Кикин убедил его скрыться от царя Петра в Австрии, где царствовали родственники жены царевича. Алексей последовал этому совету, но в феврале 1718 г. его вернули в Россию, и на первом же допросе он рассказал о роли Кикина в своем бегстве. Кикина подвергнули пыткам, во время которых он сознался во всем. Ему присудили смертную казнь.
Не смог Петр простить предательство. Кикина не просто казнили, а колесовали.
Дом уже достраивали за казённые средства. И именно тут Петр Первый разместил на хранение свою коллекцию редкостей для Кунсткамеры, пока на Васильевском острове шло строительство нашего современного здания. Так что несколько лет первый русский музей находился в этом здании.
А может в крахе дружбы, как и в ушедшей любви, нет одного виноватого?