Поскольку было три дня выходных, то я посмотрела наконец "Они сражалась за Родину" и... в итоге признала, что фильм для меня легче, чем Шолохов (Аня, признайся, это просто не твой писатель!), которого мы читали с детьми вслух, а с детьми-подростками читать вслух это... то ещё "удовольствие". Бубнят себе под нос, зевают, на часы смотрят... и даже мне становится скучно. Хочешь испортить любую (абсолютно любую!) книгу - почитай с моими старшеклассниками.
Утешаю себя, что предыдущий класс читал прекрасно, но... вспомнить, вот, нечего. А эти у меня ребята творческие - они сами любят сочинять. А читать... ох, сердешные вы мои, - как любила писать мама Эмиля из Лённеберги, когда у неё слова заканчивались, а оставались одни чувства.
В итоге, меня, наверное, пробила сцена, когда герои идут на Сталинград и... мне от этого больно и грустно, ибо мы-то знаем, что средняя продолжительность жизни солдата во время Сталинградской битвы составляла всего 24 часа. А во время ожесточённых боёв — около 15 минут...
Как в любимом моём стихотворении Воденникова о муке старых фотографий, мол не в том она, что им им (героям фото) не нужны:
а в том она, что мы про них всё знаем,
а им не видно собственной судьбы...
Потом я решила посмотреть какой-нибудь малоизвестный фильм. Желательно детский. Подумала, что там будет меньше разговоров, красивых видов природы, а побольше экшна, чтобы я не спала, как я это люблю:
В детстве удивлялась - как это взрослые могут всё время клевать носом?.. А вот... дожила. Впрочем, если три дня не работать, но два часа я прекрасно могу кино смотреть. Это в будни у меня не бывает свободных двух часов подряд в принципе... нет, если они есть, то я всё равно постоянно мою что-то, стираю, штопаю, чищу ботинки, глажу одежду на работу, отвечаю на сообщения по работе же, заполняю дневник.ру... да мало ли. В общем, не получается никак с детьми кино смотреть. Сегодня, кстати, была тяжёлая экскурсия, и я подумала, что очень, очень хочу погулять без трёх десятков детей. Несмотря на поздний час уже... и пошла гулять на Ангару. В общем, да. Можно гулять, можно кино смотреть. У меня как-то с активным отдыхом лучше выходит...
В общем, фильм мне понравился. Он основан на реальных событиях, когда Аркадий Обрант по заданию возвращается с фронта в блокадный Ленинград, чтобы набрать артистов для выступлений в госпиталях. Но удаётся набрать только же своих учеников - тех, кто занимались во дворце пионеров в балетной студии. Конечно, будет герою, которого талантливо сыграл Олег Даль, а-та-та от командовния, ибо они ожидали артистов, а привезли "больных детей".
-Мы не дети, - болезненно реагируют старшеклассники.
Они и вправду выглядят маленькими и больными... и очень хорошо сыграна реакция главного героя. Не секрет, что в годы войны ведь не знали, насколько всё плохо было в Ленинграде. Поэтому он приходит в город и... сам заболевает оттого, что видит. Всё это талантливо озвучено музыкой Шостаковича и стихами Ольги Берргольц.
Фильм снят на киностудии «Ленфильм» режиссёром Наумом Бирманом по сценарию, написанному Юрием Яковлевым по его же книге «Балерина политотдела» (1979); сюжет основан на реальных событиях — создании Аркадием Обрантом Фронтового молодёжного ансамбля.
Названием фильма послужила строчка стихотворения «Юный барабанщик» (вольный перевод с немецкого Михаила Светлова).
Роли юных танцоров исполняли студенты Вагановского училища; исключением был Борис Бирман, сын режиссёра, школьник.
Этот фильм стал предпоследним для Олега Даля.
Александр Мурин, который знал Аркадия Обранта, вспоминал: Даль, готовясь к роли, попросил его рассказать об Обранте («Мне дорога каждая черточка этого человека»). Когда уже после смерти Даля Мурин посмотрел фильм, его потрясла сцена:
"Балетмейстер (Даль) идёт по ленинградской улице. Вмёрзли трамваи, висят оборванные провода. Рана даёт знать. Он сутулится, горбится. Но вспомнил, что он артист. И стала лёгкой походка, выпрямилась спина. Точно как у Обранта, уходящего вдаль по Невскому..."