Китайские автомобили уже давно присутствуют на российском рынке — с начала 2000-х. Однако первые модели не отличались качеством и безопасностью, что привело к негативному восприятию китайского автопрома. Но в последние годы ситуация изменилась. Китай активно инвестирует в автомобильную отрасль, привлекая технологии и экспертов со всего мира. Современные китайские автомобили порой не уступают, а в некоторых аспектах даже превосходят европейские и японские марки.
Поэтому давайте разберем 5 основных мифов о китайском автопроме, которые всё ещё существуют в обществе.
Миф №1: на китайские авто не найти запчастей и сервиса
С запчастями на редкие модели действительно может быть непросто. Но китайские автомобили всё чаще появляются на дорогах — их ввозят куда активнее, чем раньше. Да, рынок китайских авто в России пока ещё молодой, особенно если сравнивать с японским или немецким, которые давно и прочно обосновались — целые города вроде Калининграда и Владивостока с ними тесно связаны. Но это вопрос времени.
Если говорить об автомобилях, которые давно присутствуют на российском рынке и имеют дилерские центры и локальную сборку — например, Haval, Chery, Exeed и другие — с запчастями и ремонтом у них всё в порядке. Выбирая такие марки, вы не столкнётесь с серьёзными проблемами в обслуживании.
Миф №2: китайские машины ненадёжные
Такое мнение существует в обществе по двум причинам.
Первая — устоявшийся стереотип о том, что всё китайское — некачественное. Это мнение появилось в начале 2000-х годов, когда почти весь товар на планете производился в Китае, и его качество, мягко говоря, оставляло желать лучшего. Это было следствием дешёвой рабочей силы и ориентации на объёмы, а не на надёжность.
Со временем ситуация изменилась: накопив капитал, китайские компании начали активно привлекать иностранных специалистов для развития собственной индустрии — в том числе и автомобильной.
Вторая причина — копирование. Китайцы действительно заимствовали западные технологии, чтобы на их основе создавать собственные автомобили. Однако со временем они не только улучшили эти технологии, но и начали разрабатывать свои. При этом им удалось сохранить более доступную цену по сравнению с европейскими, американскими и японскими брендами.
Кроме того, в ряде китайских автомобилей используются проверенные европейские решения. Например, в Geely Tugella установлен двигатель от Volvo.
В 2024 году специалисты компании J.D. Power провели исследование и выяснили, что с 2022 по 2024 год количество жалоб и обращений в сервис по европейским автомобилям было выше, чем по китайским. Разница небольшая — но она есть.
Миф №3: китайские машины небезопасны
Лет 15 назад это действительно было правдой. Тогдашние краш-тесты китайских автомобилей вызывали сомнения — их проводили за закрытыми дверями, и выглядело это довольно сомнительно.
Сегодня всё иначе. Китайский стандарт C-NCAP уже достиг уровня европейских требований: он включает испытания на удары с разных сторон, а также оценку систем активной безопасности. Более того, китайские автомобили теперь проходят и независимые европейские краш-тесты EuroNCAP, где, например, отдельно проверяют уровень защиты детей.
И вот результат: бренды вроде Changan, Zeekr, Geely стабильно получают 4–5 звёзд — это наивысшие оценки по системе EuroNCAP. Так что с безопасностью у современных китайских авто всё в порядке.
Миф №4: китайские авто гниют за год
Теперь — не гниёт. Но понятно, почему сложилась такая репутация. Первые китайские автомобили действительно рассыпались очень быстро — это факт. Однако эта проблема касалась лишь самых первых моделей.
Китайцы быстро учатся на своих ошибках, и за последние 10 лет автопром КНР сильно изменился. Они активно нанимают иностранных инженеров и дизайнеров со всего мира, чтобы повысить качество своих автомобилей.
Сегодня китайские производители уже освоили технологии антикоррозийной обработки кузова. Кроме того, некоторые элементы автомобилей теперь изготавливаются из алюминия — материала, не подверженного коррозии. Поэтому современные китайские машины способны выдерживать любые погодные условия.
Да, это ещё не Rolls-Royce с его премиальными технологиями обработки, но у китайцев всё впереди.
Миф №5: китайцы — неликвид на вторичке
Если зайти на популярные сервисы по продаже б/у автомобилей, можно увидеть, что китайских машин там уже достаточно много. Пока рано делать окончательные выводы — самым старым из них всего 3–5 лет, а это небольшой срок для анализа ликвидности.
На российском рынке уже нет официальных дилеров привычных корейских и европейских марок. Остались только автомобили, которые уже находятся в эксплуатации. Новые поколения не поступают — разве что ввозятся в контейнерах. Однако потребность в автомобилях никуда не делась. Со временем старые «корейцы» и «европейцы» начнут уходить с рынка — они просто устареют. И на их место придут китайские автомобили.
Тем более что китайские производители активно используют западные технологии и современные антикоррозийные покрытия. А это значит, что их машины будут служить дольше, требовать меньше обслуживания — и, соответственно, пользоваться спросом.
А как вы относитесь к китайским авто? Делитесь мнением в комментариях.