Арктика — один из самых труднодоступных регионов планеты, который на протяжении веков привлекал внимание исследователей. Российские ученые, путешественники и обычные люди внесли огромный вклад в изучение этого сурового края. Расскажем о ключевых этапах освоения Арктики и важнейших открытиях, сделанных российскими специалистами.
Основание первых русских заполярных городов
Первый русский заполярный город — Пустозерск. Он был основан еще в 1499 году, когда крестьяне начали расселяться по Беломорью по указу царя Ивана III. Просуществовал Пустозерск до 1960-х годов, находился в 20 километрах от ныне существующего Нарьян-Мара. В 16—18 веках город был административным центром Печорского края, сейчас это территория Ненецкого автономного округа. Он стал опорным пунктом в дальнейших продвижениях на Север, его жители сыграли значимую роль в открытии путей к арктическим островам — Шпицбергену и Новой Земле. Последняя жительница покинула Пустозерск в 1962 году.
Не менее значима история освоения Норильского региона и создания Норильска. Она тесно связана с именем Николая Урванцева, выдающегося геолога и исследователя Арктики. В начале XX века, когда интерес к богатствам Севера стал возрастать, Николай Урванцев сыграл ключевую роль в изучении и освоении этого сурового края.
В 1919 году экспедиция с участием Урванцева исследовала район будущего Норильска и обнаружила богатые залежи медно-никелевых руд. Это открытие стало основой для промышленного освоения региона и привлекло внимание советского правительства. В 1930-е годы начали строить Норильский никелевый комбинат, а вокруг него постепенно вырос город Норильск.
На сегодняшний день самые крупные российские города за полярным кругом — это Мурманск, Норильск и Воркута. При этом Мурманск — самый большой порт Заполярья с атомным ледокольным флотом из восьми судов, а Норильск — крупнейший промышленный центр, где добывают и перерабатывают никель, медь, палладий и другие металлы.
Открытие Берингова пролива и мыса Челюскина
Берингов пролив расположен между Азией и Америкой, а открыла его экспедиция Семена Дежнева и Федота Попова в 1648 году. Их плавание доказало, что из Европы в Китай можно добраться через северные воды, а Аляска не соединяется с Евразией, значит, Северная Америка — отдельный континент. Мореплаватели впервые в мире обогнули Чукотку. Почему же тогда пролив называется Беринговым? Дело в том, что об открытии мореходов никто в мире не знал, все собранные материалы остались в Якутии. В итоге первооткрывателем пролива считается Витус Беринг — тоже российский мореплаватель, который обнаружил его на 80 лет позднее. В 1733—1743 годах Великая Северная экспедиция под его руководством и с участием братьев Лаптевых нанесла на карту почти все побережье Северного Ледовитого океана. Они же описали полуостров Аляску, Алеутские и Командорские острова.
Другой исследователь, Семен Челюскин, в 1742 году достиг северной оконечности Азии, которую позже, в 1843 году, назвали мысом Челюскина. В свой пеший поход он отправился в 1741 году. Также он известен тем, что описал побережье острова Таймыр.
Русская полярная экспедиция
Была снаряжена Императорской Академией наук в 1900—1902 годах. Во главе встали барон Эдуард Толль и лейтенант флота Александр Колчак. Научные данные, собранные экспедицией, во многом актуальны до сих пор. Исследователи изучили побережье Таймыра и Новосибирские острова, составили геологическую карту местности, собрали данные о географии, животном и растительном мире, климате этой области. Колчак провел масштабное исследование, посвященное льдам Карского моря и моря Лаптевых. Только на научную обработку результатов экспедиции ушло 15 лет.
Первый в мире ледокол
Первое в мире арктическое ледокольное судно под названием «Ермак» предложил создать адмирал Степан Макаров. Длина ледокола составляла 93 метра, ширина — более 20 метров. Судно вышло в первое плавание в 1899 году. Достичь Северного полюса исследователям не удалось, но они получили ценные знания об особенностях плавания через лед. В 1901 году на ледоколе совершили еще один дальний арктический поход — к берегам Шпицбергена и Новой Земли.
В Первую мировую войну «Ермак» был передан Балтийскому флоту, в 1918 году с его помощью спасли советские суда во время похода балтийской эскадры из Хельсинки в Кронштадт. В 1920—1930 годы ледокол возил грузы по Балтийскому и Белому морям. В годы Великой Отечественной войны проводил суда через Балтику. В 1964 году «Ермак» был списан, а в 1974-м его именем назвали новый семипалубный ледокол.
Открытие архипелага Северная Земля
Архипелаг находится севернее полуострова Таймыр, на границе Карского моря и моря Лаптевых. Состоит из четырех крупных островов и более сотни мелких. Это единственный архипелаг, который открыли в 20 веке, а также последний крупный участок суши, нанесенный на карту.
Открыла Северную Землю гидрографическая экспедиция Бориса Вилькицкого, продолжавшаяся с 1913 по 1915 годы. Первоначально архипелаг назвали Тайвай, затем переименовали в Землю Императора Николая Второго, а в 1926 году он стал Северной Землей. Экспедиция Вилькицкого также впервые в истории проплыла Северным морским путем из Владивостока в Архангельск.
Экспедиции Отто Шмидта
В 1932 году экспедиция Отто Шмидта на ледоколе «Сибиряков» впервые прошла Северный морской путь за одну навигацию — 65 дней. Ранее, в 1929 году, он же руководил экспедицией к Земле Франца Иосифа на ледоколе «Седов», где была основана полярная геофизическая лаборатория. Чуть позже исследователи открыли большое количество островов в Баренцевом и Карском морях.
В 1933—1934 годах Шмидт провел экспедицию на пароходе «Челюскин», чтобы проверить, можно ли пройти по Северному морскому пути на обычном корабле, то есть не ледоколе. В итоге это почти удалось: льды остановили корабль только в самом конце, он затонул, не достигнув Берингова пролива. Все участники экспедиции, кроме одного человека, спаслись на льдине, где возник дрейфующий лагерь челюскинцев. Через два месяца их успешно вывезли самолетами.
Первая дрейфующая исследовательская станция
В 1937 году была организована первая дрейфующая станция «Северный полюс — 1» под руководством Ивана Папанина. Ученые провели на льдине 274 дня и проплыли дрейфом 2850 км, изучая рельеф дна, движение льдов и климатические изменения. Впоследствии такие станции работали в Центральной Арктике вплоть до 1991 года, также программа действовала в 2003—2015 годах. Четырем участникам экспедиции Папанина присвоили звание Героя Советского Союза за достижения в науке.
Первое судно, достигшее Северного полюса
В 1977 году советский атомный ледокол «Арктика» стал первым в мире надводным судном, которому удалось достичь географической точки Северного полюса. До него это удавалось только атомным подлодкам, совершавшим в 1970-е подводные рейды. Руководил экспедицией капитан Юрий Кучиев. Ледокол за время экспедиции прошел через 1200 миль многолетнего плотного льда, в этом рейсе на борту судна было 207 человек. Всего плавание продолжалось 13 суток.
Первое погружение на дно океана
В 2007 году в ходе экспедиции «Арктика-2007» глубоководные обитаемые аппараты «Мир-1» и «Мир-2» впервые в истории спустились на дно океана в районе Северного полюса и взяли образцы грунта и флоры. В каждом аппарате находилось по три человека. Они погрузились на глубину 4261 метр, а потом благополучно поднялись обратно. В арктические воды глубоководные аппараты были доставлены на научно-исследовательском судне «Академик Федоров» в сопровождении атомного ледокола «Россия».