Без лишних слов я расскажу про те сериалы, которые меня воспритали. Некоторые мне было просто интересно смотреть, какие-то я регулярно пересматривал и просиживал диван целыми днями напролёт, а какие-то проекты меня поразили настолько хорошо, что из них я брал вдохновение на анализ сценария и написание собственных произведений. Здесь, по большей части, будут проекты популярные, драматические и американские: такой уж у меня киновкус. Однако это не означает, что здесь не будет того, что было бы вам неинтересно. В первую очередь я делюсь тем, что зацепило лично меня и отложилось в памяти на долгое время.
Что ж, предлагаю приступить к подборке!
«Наследники». 2018-2023
Сериал написан Джесси Армстронгом и выпущен впервые в 2018-м году. История была вдохновлена жизнью медиа магната Руперта Мёрдока и его взаимоотношениях с семьёй и судимостях. И по началу Армстронг хотел снять документальный фильм о нём, но возникли трудности из-за авторских прав. Так и родился сюжет «Наследников»: история о том, как богатый и влиятельный старик владеет новостной компанией и взаимодействует с членами семьи. По жанру можно сказать, что это — разговорная драма. Но при этом написана она просто потрясающе.
За что хочется сразу похвалить сериал — ёмкие и динамичные диалоги. Персонажи здесь ведут перепалки, огрызаются, общаются метафорически, а благодаря весьма пространственным и отчасти общим репликам у актёров есть возможности сымпровизировать и показать всю натуру персонажа. Здесь делается большой акцент на том, что говорят персонажи, причём это делается по обе стороны. Персонажи могут говорить очень много, но их слова не имеют никакого веса, но всего одно письмо, сообщение или короткий звонок может поменять историю, сюжет и даже отношение зрителей к персонажам. Это — словесные дебаты, которые ведутся не против одного, но против нескольких противников, да так горячо и беспощадно, что зритель просто не успевает расслабиться.
Отдельным пунктиком идут костюмы персонажей. Они все одеты элегантно и стильно, сочетание цветов приятные, а строгие костюмы сочетаются с кардиганами из кашимира и простыми футболками. Всем, кто ищет новый стиль для своего гардероба в стиле buiseness-casual — моя рекомендация.
Съёмки и главные декорации Нью-Йорка сделаны с достоверностью и педантичным вниманием к деталям. Сериал снят весьма дорого, и большинство бюджета ушло на декорации, ибо герои успевают побывать в загородном поместье в Шотландии, на дорогой вилле в Италии и в современном доме Швеции. К тому же, в сериале присутствуют дорогие марки автомобилей, яхты и вертолёты. Картинка идеально вылизанная, стерильная но при этом холодная и отстранённая. А главная визуальная фишка сериала — ручная камера. Здесь почти не задействован штатив, потому мы можем видеть напряжение героев, их волнение, страхи или тайные желания. К тому же, оператор часто берёт крупный план актёров, а потому их эмоции зритель видит во всей красе.
Персонажи также являются прекрасным достоинством сериала. Они разноплановые, интересные, со своими ментальными проблемами и сильными чертами характера. Кто-то приспособленец, кто-то креативщик и уверенный в себе человек, кто-то балагур и трикстер, не воспринимающий ничего всерьёз, а кто-то настолько отстранённый и инфантильный, что его слова никак нельзя воспринимать всерьёз. Подобно хорошей пьесе ( к чему и должен стремиться любой сериал) «Наследники» — это про взаимодействие людей с разными взглядами, которые хотят одного и того же. А ещё сериал шикарно играется со зрительскими ожиданиями. Он знает цену хорошего твиста, а потому делает это только в момент, когда он правда необходим. И что меня искренне радует — здесь он грамотно выстраивает конфликт, накаляет его и приводит к логическому, но при этом непредсказуемому заключению. Повышение ставок, изменения персонажей, неожиданные повороты и финал всего сериала — сторителлинг тут динамичный и интересный. Он напоминает отлично сделанные американские горки, от которых в моменте захватывает дух. Но для полного понимания сюжета необходимо внимательно слушать диалоги и всегда быть в курсе, за что персонажи торгуются на этот раз.
Разумеется, главный герой этой истории — Логан Рой, блистательно сыграный театральным актёром Брайанам Коксом. Как говорил сам актёр, главным вдохновением для него стал «Король Лир» Шекспира, ведь там главный герой такой же неоднозначный, глубокий и при этом запоминающийся герой, который вызывает споры вокруг своей персоны. Логан Рой, вдаделец крупнейшей компании по производству новостей, кино и парков развлечений, такой же. Суровый характер, горячий нрав и беспринципность превратили его в акулу бизнеса, но при этом все эти же качества негативно отражаются как на его семейной жизни, так и с его детьми. Это властный, тщеславный, эгоцентричный мужчина, который при этом знает себе цену и добивается того, чего хочет. Все самые яркие сцены это сцены с Логаном Роем и его взаимодействием с детьми.
Что касается до основной темы сериала — она касается не простого наследия и того, кому достанется гигантская компания с оборотом в несколько десятков миллиардов долларов. Главная тема — взаимоотношения с людьми и насколько они могут быть честными и верными. Можно ли предать родных детей ради выгодной сделки просто потому, что это «прибыльно»? Это очень хороший вопрос, на который ещё предстоит ответить как героям, так и зрителям.
«Подпольная империя». 2010-2014
Когда я искал сериал, который смог бы аутентично показать классическую эпоху гангстеров начала ХХ века — я всегда вспоминаю «Подпольную Империю» за авторством Теренса Уинтера. Он уже работал над серьёзным гангстерским проектом, о котором я расскажу чуть позже, и воссоздал ту же самую команду. Кстати, продюсер данного сериала — аж Мартин Скорсезе, который поставил и срежиссировал пилот. Более того: с нуля была воссоздана главная декорация сериала — набережная Атлантик Сити длинной в 90 метров.
Чем же примечателен этот сериал? Темпом повествования. Он напоминает старый роман, который соединяет в себе кучу второстепенных линий, которые могут пересекаться между собой, затем идти параллельно а в конце одна линия прервёт другую. Здесь почти отсутствует саундтрек, а добрую часть саунд дизайна составляют натуральные звуки: крики чаек, выкрики лавочников, кашель и ругань прохожих, морской бриз, скольжение колёс по дороге. Костюмы, декорации, оружие, причёски, аксессуары — всё сделано настолько аутентично, насколько это возможно. Правда некоторые люди всё же нашли к чему придраться: известный британский писатель Алан Мур посчитал, что в 1920-х годах никто не мог знать про Франкенштейна, так как никто из гангстеров просто не смотрел фильмов и, тем более, не читал книгу.
Возвращаясь к идее полноценного романа: здесь присутствует огромное количество ярких и запоминающихся исторических личностей: Лаки Лучиано, Мейер Лански и, конечно же, Аль Капоне, которого блистательно сыграл британец Стивен Грэм. Он настолько глубоко вжился в роль, что если смотреть сериал в оригинале, то можно и не догадаться об английских корнях актёра, ведь Капоне говорит с аутентичным итало-американским акцентом.
Да и остальные актёры отыгрывают свои роли на все сто. Причём в «Подпольной империи» количество персонажей просто фантастическое, и при этом все разные. Даже сейчас, спустя несколько лет после просмотра последней серии, я могу вспомнить любого персонажа и назвать его повадки, привычки, манеру речи и принципы. Все персонажи разные, каждому дают свой звёздный час, некоторым так и вовсе уделяют сюжетные линии вплоть на целый сезон, как, к примеру, ветерану Первой мировой войны с изувеченным лицом и гортанью. Каждый из них представляет собой личность, которую можно как любить, так и ненавидеть.
Многие сомневались в выборе Стива Бушеми на роль Наки Томпсона: беспринципного и при этом заботливого бизнесмена, который занимается бутлегерством во время сухого закона. Некоторые считали его слишком худым и спокойным, однако в этом и есть сильное отличие от остальных стереотипных боссах в мафии. Томпсон в исполнении Бушеми хладнокровный, расчётливый, рассудительный, принципиальный и при этом не гнушается жестоких поступков, измен, алкоголя и заморать руки лично. Он прекрасно разбирается в человеческих отношениях и благодаря искусному манипулированию, взяточничеству и шантажу добивается своих целей несмотря ни на что. Но вот сможет ли он построить крепкие отношения на доверии и любви, или же это — всё, на что он способен? Вопрос весьма спорный, а более спорным является ответ на него...
«Во все тяжкие» 2008-2013
Нет ни одного человека, который не знал бы про больного раком учителя химии, решившего варить метанфетамин. Дело тут далеко не в криминальной теме (хотя картели здесь раскрыты неплохо) и даже не в теме наркотиков (хотя Винс Гиллиган, автор сериала, раскрыл тему зависимости и рехаба весьма достоверно). Этот сериал попал в книгу рекордов Гиннеса как сериал с самым высоким рейтингом, и до сих пор многие люди ссылаются на него как на «лучший сериал, который они только видели».
А в чём секрет данного продукта? Это очень хороший вопрос. Много факторов сыграло на то, чтобы этот сериал стал культовым. Для начала — уникальнейший сеттинг маленького города в штате Нью-Мексико, который стоит на границе с Мексикой. До этого сериала проблему наркотрафика США не раскрывал никто, хотя сериал решили снимать в этом городе просто из-за экономии средств. К тому же, для раскрутки сыграл пилот и первые серии первого сезона. Глядя на Уолтера Уайта, зажатого и бедного слабака, люди сопереживали ему и даже винили строгую и авторитарную жену Скайлер в том, что она обходится с ним слишком жестоко. Однако зрители готовы были сопереживать гениальному учителю, который не просто решил ступить на путь криминала, а успел создать настоящий, уникальный и неповторимый продукт, которому нет равных в Альбуркерке.
Сериал отлично умеет работать с саунд дизайном. Большинство серий почти не содержат в себе попсовых саундтреков, зато мы слышим звуки работы прачечной, треск саранчи в пустыне, проезжающие мимо машины и радио-станции на испанском языке. Всё сделано достаточно приземлённо и реалистично, ведь пафосный саундтрек не вызывает нужную эмоцию из зрителя. Вместо него работаю клифхенгеры, они же крючки, которые оставляют интригу в конце серии и ведут её к началу. Тоже самое можно сказать и про подход Гиллигана к съёмкам, символизму и монтажу. К примеру, весь второй сезон нам в начале каждой серии показывают будто не связанные ни между собой ни с сюжетом предметы: плюшевый мишка, ободранные куски одежды и так далее. И только в последней серии мы понимаем, что именно произошло, и куски пазла складываются в одну картинку, которую в своей голове построил зритель.
Думаю, главные достоинства этого сериала заключаются в двух столпах, которые невозможно отрицать. Первый — актёры. Даже эпизодические роли наркоманов, проституток, членов банды, полицейских или бомжей отыграны хорошо, этим персонажам веришь. Второстепенные персонажи яркие, запоминающиеся, интересные и притягательные, как положительной харизмой (Дин Норрис, Джонатан Бенкс, Анна Ганн) так и отрицательной (Джанкарло Эспозито, Марк Марголис, Джесси Племонс). Герои тут не могут быть на все 100% отрицательные или положительные, ведь у каждого есть свой тайный скелет в шкафу. Но двумя главными актёрами этого сериала являются исполнители главных ролей: Брайан Крэнстон в роли Уолтера Уайта и Аарон Пол в роли Джесси Пинкмана. Химия между ними заразительная и притянательная, причём настолько, что даже самый слабый по мнению большинства эпизод «Муха» нельзя назвать таковым. Да, только из-за актёров.
Аарон пол за свой перформанс наркомана с вечными сомнениями несколько раз получал Эмми, главную премию для американских сериала. Он воплотил человека, который пытается казаться больше и круче, чем есть на самом деле. Да, многие осуждали Пинкмана за наркоманию, жестокость и глупые поступки, однако вместе с этим персонажа можно назвать эмпатичным, сострадательным, принципиальным и даже благородным.
Но человеком, который украл шоу, смело можно назвать как Уолтера Уайта, так и самого Брайана Крэнгстона. Забавно, что до этого актёр был известен лишь по комедийным ролям, в частности по ситкмому «Малькольм в центре внимания». Однако в этом сериале Крэнгстон смог проявить весь свой актёрский потенциал и воплотить в жизнь такого неоднозначного и многомерного персонажа как Уолтер Уайт. За свой перформанс Крэнгстон также получил несколько почётных наград и вписал своё имя в историю американского телевидения, как и сам Винс Гиллиган.
А вторым важным аспектом для популярности и культа этого сериала является сам подход Гиллигана. Он педантичен до деталей и виртуозно работает как со зрительскими ожиданиями, так и с сюжетом. Сериал приобрёл статус как один из самых интересных благодаря тому, что в нём почти нет крупных сюжетных дыр, что не только работает на приземлённый около-гангстерский сеттинг и превращает историю в нео-нуар, но и не даёт зрителю разочароваться в продукте с каждым следующим сезоном. В одном из интервью Винса Гиллигана спросили: что бы он хотел исправить в сериале? Его ответ был, на первый взгляд, странным, ведь он заострил внимание на зубах Джесси Пинкмана. Но когда тот объясняет, что для торчка, который питается вредной едой и курит сигареты иметь парадоксально белые зубы как-то странно, можно понять, до какой степени Гиллиган подходит к написанию сценария и сюжета.
Главной темой сериала является идея Ницше «сверхчеловек» и природа амбиций. Насколько человек может далеко зайти, пренебречь моралью, законом и своими принципами, ради заветной цели или того статуса, к которому он стремился всю свою жизнь? Чем больше мы наблюдаем за тем, как скромный учитель Уолтер Уайт превращается в безжалостного наркобарона Хайзенберга, тем сильнее мы задаёмся вопросом: а какая личность из них подлинная? Сценарий написан настолько сносно, а герои играют настолько правдоподобно, что зритель сопереживает всем персонажам и верит в то, что Уолтер Уайт несмотря ни на что прав. Даже после тех преступлений, которые совершил. А он творил много чего...
«Во все тяжкие» будут вспоминать и пересматривать очень ещё долгое время.
«Лучше звоните Солу» 2015-2020
Что касается отдельного спин-оффа (ответвления) от сериала, который называется «Лучше звоните Солу», то тут мнения разделились. Некоторые считают, что история про адвоката, который прикрывает криминальных авторитетов и получает с этого процент, сильно провисает на фоне восхождения Уолтера Уайта. Однако лично для меня Сол Гудман — совершенно другой персонаж, чья история смотрится не менее интересно, чем основная. Почему? Можно было сказать, что Гиллиган решил больше не сотрудничать с каналом АМС, а заключить эксклюзивный контракт с Нетфликс. И действительно, сериал во многом получил хороший бюджет, а благодаря политике Нетфликс «выкладываем все серии разом» рейтинги у проекта взлетели ещё выше, да и популярностью сериал не был обделён, чего одни только мемы стоят! И всё же, дело не только в финансировании, но и в в подходе и мотивации.
Создатели решили отойти от криминальной истории, и в первых двух сезонах нам показывают, как Сол Гудман стал тем самым криминальным адвокатом. И его путь был весьма тяжелым, ведь он получал отказ за отказом, никто не воспринимал его всерьёз, а как только у него что-то получалось, Гудман тут же терпел поражение. За этим интересно наблюдать, поскольку тут история чуть более приземлённая ли личная, несмотря на все фантастические повороты, связанные с картелем.
Что касается технического аспекта — тут он вырос на две головы. Монтаж, цветокор, сценарий, декорации – всё вырасло, ведь разница между первыми сезонами сериалов составляет почти восемь лет. Несмотря на то, что действия также происходят в Альбукерке, картинка в сериале стала более яркой и цветастой. Отдельно хочу похвалить работу с музыкой: тут её стало больше, но при этом она хорошо работает на раскрытие неоднозначного и вечно сомневающегося персонажа Сола Гудмана (играет Боб Одернкерк), который из простого шута превращается в человека с множеством проблем, самокопаний и комплексов.
Актёры также хороши, как и персонажи. Особенно хочу похвалить Винса за проработку главного женского персонажа. Да, я говорю про Ким Векслер в исполнении Рии Шихорн. Она сильно контрастирует с независимой, пассивно-агрессивной и порой раздражительной Скайлер. Ким Векслер — спокойная, понимающая, эмоциональная и верная девушка, которая при этом не боится ставить личные границы, даже несмотря на всю симпатию к товарищам. У неё есть амбиции, желания, страхи, сострадание.
Что касается самого Сола Гудмана — тут он также раскрывается как другой персонаж, особенно на контрасте с сериалом «Во все тяжкие». Уолтер Уайт хотел реализовать свой потенциал, когда стало уже слишком поздно, и тот решил забрать то, что принадлежало ему (по крайней мере, по его мнению). А вот сериал про Сола Гудмана, по крайней мере первы два сезона, повествуют про способного и цепляющего маркетолога в мире адвокатуры. Он готов нарушать правила и завоёвывать клиентов своим обаянием, харизмой и знанием самых коротких путей. Тот самый хитрый троешник, который добился успеха — вот кто главный герой первых двух сезонов «Лучше звоните Солу». К сожалению, их называют самыми скучными, в сравнении с остальными, ведь после этого в истории больше фигурирует мексиканский картель, нарко бизнес Альбукерке и приключения старых персонажей. Но лично для меня как история Сола Гудмана, так и сам главный герой, не менее интересны, чем из его телевизионного «старшего брата».
Новые персонажи в мире адвокатуры и юриспруденции поражают своей фактурой: они отличаются как от суровых полицейских, так и от безжалостных гангстеров. Здесь сменяется спектр с основного инструмента коммуникации между персонажами. В криминальном мире это, конечно же, запугивания, шантаж и уважения. А вот в мире адвокатов это убеждение, факты и подвешенный язык.
На данный момент я посмотрел лишь первые два сезона, но даже сейчас, пока пишу эту статью, у меня появилось рьяное желание продолжить смотреть. Для меня он стал во многом творческой отдушиной, так как в жизни Сола Гудмана я увидел те проблемы, с которыми сталкивался любой творческий человек. И это особенно забавно, поскольку у двух сериалов из одной вселенной криминального Альбукекре совершенно разная атмосфера, посыл и даже тон. Думаю, самым корректным сравнением будет сравнение с двумя связанными между собой (не напрямую, но косвенно) книгами. Если «Во все тяжкие» — условная адаптация «Так говорил Заратустра» Фридриха Ницше, то история про непутёвого, но способного адвоката чем-то напоминает «Мартина Идена» Джека Лондона. Ты сопереживаешь персонажу, поскольку также веришь в его дело, которым он живёт и горит, однако из-за некоторых ограничений герой не способен полностью раскрыться и вынужден терпеть поражение снова и снова и снова. Эти идеи будут близки для большинства творческих людей, а потому я не могу не посоветовать этот занимательный сериал.
«Игра Престолов». 2011-2019
Адаптация цикла Джорджа Р. Р. Мартина «Песнь Льда и Пламени» вышла в 2011-м году и, не буду преуменьшать, перевернула мир сериальной индустрии, ведь до «Игры Престолов» никто не вбухивал так много денег в сериалы. Подобно «Во все тяжкие», этот сериал повысил планку качества сценария, съёмок, проработки и постановки. Теперь все каналы и стриминговые сервисы хотели такой же масштабный лор с плеядой персонажей, детализированными костюмами, постепенным знакомством зрителей с лором и правилами, по которому живёт мир.
Надо отдать должное шоураннерам Дэвиду Бенниофу и Д.Б. Уайсу: эти ребята смогли осилить глубокий, динамичный и живой мир Вестероса на телеэкраны, да сделали это так хорошо, что уникальность сеттинга перешла из книжного мира в мир телеэкранов. Языки, костюмы, история миров и персонажей, доспехи, богатые и влиятельные дома — всё выглядело самодостаточно, уникально, но при этом так, то оно могло являться частью одного большого мира.
Первое главное решение, которое помогло зрителю относительно быстро погрузиться в мир Джорджа Мартина — заставка. Нет, я не шучу. Мы в ней видим, где какие дома находятся, где столица, в которой обитает король, от чего защищает Стена и почему там так холодно, почему дотракийцы (вольный народ всадников) не может пересечься с теми, кто стремится попасть в королевкую гавань? Также зритель знакомится с четырьмя главными домами: Старки, Ланнистеры, Баратеоны и Таргариены. Всего за минуту зритель получает визуальную информацию о том, где будет происходить сериал и о чём он будет: о борьбе за власть.
К тому же, с точки зрения книжной адаптации, самым правильным решением было снимать не фильм, а именно сериал по первой книге Джорджа Мартина. Уровень событий, персонажей и линий, затрагиваемых в книге, такой же объёмный и многомерный, как в фэнтезийном эпосе «Властелин колец» Толкина. На протяжении каждой серии зритель получают ту или иную информацию про героев, как через уста персонажей (мы узнаём о смерти десницы из уст Неда Старка), так и невебрально (вид Королевской гавани прямо говорит о том, что в ней лучше не находиться). Нарративный язык в первых сезонах игры престолов и проработка деталей отлично погружает в атмосферу мрачного, жестокого, но бесконечно манящего мира Вестероса.
Также сериал славится своими местами съёмок. Исландия,Хорватия, Англия, Ирландия, Испания и даже Марокко — локации были выбраны специально, чтобы показать горячий Эссос, суровый Винтерфелл или густо населённую Королевскую гавань не только на грин скрине, но и вживую. К примеру, в Жироне снимали Браавос: один из вольных городов, куда попасть не так-то просто.
Что касается актёров, то тут всё на высшем уровне. Несмотря на то, что сам Мартин — американец, его история основана на истории Великобритании и борьбы за власть между Йорками и Ланкастерами. Одним из самых элегантных решений было нанять актёров британской школы: Лина Хиди, Софи Тёрнен, Кит Харрингтон, Эмилия Кларк и Питер Динклейдж. Во всём мире английская актёрская школа считается одной из самых сильных, так ещё британский акцент ложится на персонажей так легко, что смотрится органично. Люди в меховых шубах с мечами на поясе говорят о передачи престола с сильным британским акцентом. Смотреть только в оригинале! Так вы прочувствуете весь спектр удовольствия и удовлетворения.
Темы, которые поднимаются в «Игре престолов» — весьма интересные. Честь, долг, отвага, предательство, выгода, верность. Все эти качества проверяются персонажами и обстоятельствами на прочность, ставя порой героев в настолько тяжелые положения, из которых просто не выбраться. Ну и конечно же в сериал перенесли то, чем и славились книги Мартина: неожиданные повороты. Здесь они сделаны искусно, бескомпромиссно и бесповоротно. Если герой умирает, а умирают они здесь часто, то он (в 90% случаев) больше не вернётся и не воскреснет. Более того: он умирает не героически и не пафосно. Его могут заколоть в битве его же люди, пырнуть бивнем в брюхо, отравить на свадьбе, застрелить в туалете или даже убить простой заразой! В мире Мартина всегда надо быть бдительным, ведь любая ошибка может стоить персонажу жизни. Особенно, если дело касается борьбы за железный трон. В мир «Игры престолов» постоянно хочется возвращаться, ведь это одно из самых интересных, мрачных, реалистичных (да, даже с учётом магии и драконов) и взрослых фэнтези, которые мы когда-либо видели.
Да-а-а, давайте поговорим про восьмой сезон... Многих он разочаровал по ряду причин: глупые поступки персонажей, упор на зрелищность, а не на диалоги и проработку персонажей, сжатые сроки, сокращение серий в сезоне с 10 до 6, отсутствующие книги Мартина, который не успел дописать продолжение. Много факторов легло на создателей, и нельзя сказать, чтобы они справились хорошо. Я помню, как смотрел последний сезон перед ЕГЭ, и я мягко говоря был разочарован. Такие глупые решения приняли как персонажи, так и создатели сериала, что в кругу фанатов. Тогда я ещё встретил фразу от одного блогера, мол, «лучше я буду смотреть на нелогичный и зрелищный сериал, чем на глупый». Не спорю: последний сезон просто пестрил масштабными сценами, переворачивал наши представления о героях и отрубал голову всем теориям фанатов, но... Разве оно того стоило? «Игра престолов» всегда была разговорной политической драмой, которая происходила в рамках европейского средневековья. И нет: зрелищность не стоит ничего, если поступки персонажей, которые двигают сюжет, ничем не обоснованы кроме воли шоураннеров. Увы, книги заканчиваются ничем не лучше, и они тоже стали крайне сомнительными. Однако кто я такой, чтобы делать выбор за вас?
«Сопрано». 1999-2007
Этому сериалу я бесконечно готов петь оды. Главный ТВ-проект на рубеже веков, и это далеко не преувеличение. Множество наград, цитат, вдохновения для других деятелей культуры а также золотой, почти недосягаемый стандарт для большинства телеканалов и стриминговых сервисов. Брутальный, мрачный, глубокий, вызывающий искренние эмоции ни клифхэнгерами, ни фэнтезийными элементами и даже ни красивыми костюмами, а исключительно сценарием, постановкой и глубиной образов. Да, он настолько потрясающий.
Как он появился? Один парень по имени Дэвид Чейз хотел снять что-то революционное в кино про мафию. Изначально он хотел поставить полутора часовой фильм, как босс мафии ходит к психотерапевту и рассказывает про свои проблемы, однако ни одна крупная кинокомпания не хотела браться за постановку этого проекта. В таком случае он обратился к телеканалу НВО и предложил показать им пилотный выпуск. Все были в таком восторге, что дали Чейзу снимать свой собственный сериал. Тот дописал сценарий, нанял актёров и под крылом телеканала 13 января 1999-го года выпустил первую серию «Сопрано». Стоит ли говорить, что сериал вызвал гору обсуждений, и получил их спустя почти двадцать лет, ведь во время ковида тысячи людей стали его пересматривать и обсуждать поступки главного героя.
История про мафиозного босса, который ловит паническую атаку и отправляется к психотерапевту кажется чем-то, как минимум, интересным. Хотя на самом деле в этой истории задача для зрителя простая: понять, кто такой Тони Сопрано (играет Джеймс Гандольфини). С одной стороны, он заботливый семьянин, хороший и прагматичный руководитель, волевой, решительный и явный лидер. Он склонен к состраданию, заботится о животных, постоянно рефлексирует и анализирует свои поступки, поступает честно по отношению к своим товарищам и встаёт на их защиту, если этого требует ситуация. С другой же стороны, он изменник, лицемер, садист, оппортунист, вечно готов доказывать свой статус, вертит понятиями и принципами так, как ему угодно, невероятно жестокий и обидчивый человек, который может сломать кого угодно (морально и физически). В конце концов, он убийца и работает в организованной преступности. Вопрос в том, какие качества являются его подлинными, а какие искусственно навязанными обществом, в котором он живёт долгое время.
Чем прекрасно занимается этот сериал, так это деконструкцией гангстерского жанра. Никаких ФБР, перестрелок, отпетых негодяев или путя героя, как в «Крёстном отце» или «Лице со шрамом». В «Сопрано» мафия, рекетирство и криминальные махинации давно стали чем-то бытовым и рядовым. Тони как лидер контролирует свою территорию, ведёт неформальные переговоры в закусочных и ресторанах, а все деньги получает в конвертах, а не в дорогих чемоданах. Это настолько бытовая и приземлённая история, что не смотрится пафосно, динамично или поэтично. Но это не отменяет того факта, что криминал здесь раскрыт как-то поверхностно. Это доказывает случай, который описывал актёр, играющий племянника Тони, Майкл Империоли.
Джеймсу поступил звонок ночью. Голос на том конце провода сказал: «Ты делаешь хорошую работу, играешь отлично. Но дон никогда не носит шорты». После этого он повесил трубку.
К слову, арка Кристофера Молтисанти является второй по степени вовлечённости и сопереживания персонажу, по крайней мере для меня. Это история про творческого человека, который пытается выразить свои амбиции и добиться чего-то большего, но ему мешает погоня за авторитетом, и он раз за разом тонет в разного рода зависимостях. Эта линия меня в своё время меня хорошенько так встряхнула, после чего я больше времени стал уделять своему творчеству.
Есть у меня один комплимент, который прозвучит максимально странно. В этой сцене показана самая жуткая, жестокая и мрачная сцена изнасилования, которую я когда-либо видел в кино. Она снята тихо, без подробностей и фоновой музыки. Просто мы слышим крики жертвы, пыхтение насильника и то, как он после удаляется прочь, оставляя измученную девушку на лестничной клетке. Как только я её увидел, я до конца понял, насколько это страшное и жуткое преступление. После этого мы видим несколько сцен-последствий, которые заставляют нас сопереживать героине сильнее. Тем более, мы её давно знаем как умную, рациональную и весьма сильную характером девушку. А к чему ведёт эта сцена, ох...
Я бы мог много говорить про качество этого сериала, однако скажу главное: всё держится на характере главного героя: Тони. Как он меняется, как рефлексирует, как пытается стать лучше и наладить отношения с семьёй, как срывается, как пытается со всеми договориться, как обманывает и предаёт. На протяжении всех шести сезонов зрители вплоть до последней серии не смогут на все 100% любить или презирать Тони. Это максимально неоднозначный и один из самых глубокий образов, созданных на телевидении. Сам актёр Брайан Крэнгстон сказал: не было бы Тони, не было бы и Уолтера Уайта. Я убеждён: образ Тони Сопрано в сериале навсегда останется золотым идолом и ориентиром для писателей, сценаристов и режиссёров, настолько он детально проработан, интересен и просто хорош.
Собственно, такой вот список. Если вы не знаете, как скрасить несколько вечеров и что посмотреть — можете смело выбрать из этого списка. Все сериалы получают мою рекомендацию писателя и журналиста :)