Антон Скарбек
Древняя "Страна моря", как назывались территории на юге современного Ирака, задала новую загадку.
Жители Междуречья могли ходить по океану в Индию и Африку на несколько тысячелетий раньше, чем представлялось до сих пор? На этот вопрос, похоже, появляется возможность ответить скорее положительно.
Древние морские пути могли оказаться более ранними, чем до сих пор представлялось. К этой гипотезе приводят свежие результаты исследований, ведущихся сегодня в Междуречье.
Регион в бассейнах Тигра и Евфрата связан с зарождением древнейших цивилизаций и государств нашей планеты – Шумера, Ассирии, Вавилона. Шумер археологические находки ассоциируют с третьим тысячелетием до нашей эры. Еще более древним был Убейд.
Возможно, люди приходили, точнее, приплывали сюда и из других регионов и даже с других континентов уже в те времена. Близость к морю, к Индийскому океану изначально диктовала характер передвижения местных жителей в рамках торговых связей и не только. Обширная часть территории на юге, граничившая с океаном, точнее, заливом, получила название «Страна моря» (Sea Land).
Контуры водной поверхности Персидского залива в разные периоды менялись: море то наступало на сушу, то отступало, оставляя заболоченные пространства. В этих краях привыкли передвигаться на различных судах, что, например, в отношении той же торговли было более безопасным по сравнению с сухопутными путями.
Вопрос о возможности не только каботажных – в виду берега – плаваний, но и океанских переходов древних месопотамцев давно привлекал внимание ученых и путешественников. На него призван был ответить один из знаменитых проектов норвежского путешественника и мореплавателя Тура Хейердала – «Тигрис». На многотонной лодке «Тигрис», построенной из тростника, Тур Хейердал (Норвегия), Юрий Сенкевич (СССР) и другие члены международной команды в начале 1980-х годов совершили океанский переход по маршруту в тысячи миль и доказали потенциальную возможность контактов между жителями древнего Междуречья, Индии и Африки.
Источники согласно указывают на то, что лодку «Тигрис» Хейердал строил в полном соответствии с принципами постройки шумерских судов. Сам путешественник написал об этом проекте книгу «Экспедиция «Тигрис»», перевод которой вышел в СССР в 1981 году, несколько книг об экспедиции написал также Юрий Сенкевич, они были выпущены в начале 1980-х годов.
Сегодня можно думать, что по морю древние жители Междуречья могли ходить не только на тростниковых судах, но и построенных из дерева. В интернете встречаются также замечания о том, что суда – точнее, покрытие их каркаса – делали из кожи. Однако вывод о том, какими именно судами пользовались древние для достаточно длительных и опасных океанских переходов в ту же Индию, пока не сделан. При этом, как показала практика, связки тростника оказались на удивление «мореходным» материалом, который месяцами при нахождении в соленой воде почти не поглощал ее.
На самом деле на открытых в ходе археологических исследований барельефах можно увидеть весьма разнообразные суда – как по постройке, размерам, использованным материалам, так и по назначению. Использовались они и для военных походов, и для торговли, и в личных, бытовых целях. На последние намекают размеры, скорее подходящие для лодки.
Возможно, что океанские переходы совершали и на деревянных судах. Косвенно такую вероятность подсказывает то, что в Междуречье дерево есть - тополь, пальма, тамариск и некоторые другие виды. Так что строить было можно и из древесины.
Пока исследователи не могут ответить на вопрос, было ли плавание каботажным или мореходы отваживались на более короткие, но опасные переходы в открытом океане.
Говоря об актуальности развития древнего флота, в свое время, например, В. В. Емельянов указывал, что деятельность одного из храмовых деятелей, Ур-Нанше, состояла, в частности, «в морской торговле по Персидскому заливу». Также он писал, что «лугали Ура … вели активную торговлю с разными областями мира», в частности, «с доарийской Индией» и «полуостровом Оман». «Богатства доставлялись храмовыми торговыми посредниками или их подручными, снаряжавшими либо тростниковые ладьи, либо караваны ослов» (В. В. Емельянов. Древний Шумер. Очерки культуры).
Шумерский Ур – это третье тысячелетие до н.э. Но ведь был еще и Убейд…
Сегодня появляется вероятность датировать Убейд, еще более древний по сравнению с Шумером, шестым тысячелетием до н.э. Такое предположение высказал на полях своей лекции в РГО руководитель Российско-Иракской археологической экспедиции А. Янковский-Дьяконов (16 февраля 2025 г.)
При этом в Иракском Музее хранятся художественные артефакты – скульптурные миниатюры, которые в Музее представлены как относящиеся ко времени докерамического неолита, то есть доказательства развитой культуры 10-го – 8-го тысячелетий до н.э. Очевидно, столь развитая культура предполагает развитие коммуникаций…
Сможем ли мы точнее определить ту эпоху, когда прокладывались или уже были проложены океанские «тропы» или даже древние «магистрали»? Насколько глубоки реальные «корни» морских держав? И, возможно, это породит новые гипотезы о том, откуда и зачем шли и как расселялись народы, отделенные от нас тысячелетиями…