Найти в Дзене

Двигатели SOHC и DOHC: один или два? Какая технология доминирует в 2025 году?

Оглавление
Выбор, который определит характер вашего авто.При выборе автомобиля многие обращают внимание на мощность, расход топлива или дизайн, но редко задумываются о том, что стоит под капотом
Выбор, который определит характер вашего авто.При выборе автомобиля многие обращают внимание на мощность, расход топлива или дизайн, но редко задумываются о том, что стоит под капотом
Двмгатель SOHS схематично 8 клапанов.Верхний распредвал. А между тем, тип газораспределительного механизма (ГРМ) — SOHC или DOHC — может кардинально повлиять на характер машины. Чем отличаются эти двигатели, какой из них надежнее, и почему автопроизводители массово перешли на DOHC? Разберемся в деталях.
Двмгатель SOHS схематично 8 клапанов.Верхний распредвал. А между тем, тип газораспределительного механизма (ГРМ) — SOHC или DOHC — может кардинально повлиять на характер машины. Чем отличаются эти двигатели, какой из них надежнее, и почему автопроизводители массово перешли на DOHC? Разберемся в деталях.

Что скрывается за аббревиатурами?

SOHC (Single OverHead Camshaft) — двигатель с одним распределительным валом в головке блока цилиндров.
DOHC (Double OverHead Camshaft) — мотор с двумя распредвалами.

Обе системы отвечают за своевременное открытие и закрытие клапанов, но делают это по-разному. От этого зависят мощность, экономичность и даже ремонтопригодность двигателя.

Исторический экскурс: от SOHC к DOHC.

В 1960-х годах SOHC был прорывом: распредвал переместился из блока цилиндров в головку, что упростило конструкцию и повысило КПД. Такие моторы стали основой для массовых авто, например, Volkswagen Beetle и отечественных «Жигулей».

Однако к 1980-м требования к мощности и экологии выросли. Инженеры добавили второй распредвал (DOHC), что позволило увеличить количество клапанов и точность фаз газораспределения. Первыми DOHC внедрили японские марки — Honda Civic и Toyota Corolla, задав новый стандарт.

Конструкция SOHC: простота или ограничения?

В SOHC один вал управляет всеми клапанами через:

  1. Коромысла — рычаги, передающие движение от кулачков к клапанам.
    Плюсы: Легкая регулировка зазоров, компактность.
    Минусы: Высокие потери на трение, ограничение по оборотам.
    Примеры: Двигатели ВАЗ-2101–2107.
  2. Толкатели — кулачки напрямую воздействуют на клапаны через гидрокомпенсаторы.
    Плюсы: Минимум шума, долговечность.
    Минусы: Сложность ремонта, высокая стоимость.
    Примеры: Моторы Mitsubishi 4G18.

Особенности SOHC:

  • Обычно 2–3 клапана на цилиндр.
  • Низкая себестоимость производства.
  • Подходит для малолитражек с акцентом на экономичность (Kia Rio, Hyundai Solaris).

DOHC: мощность и точность.

Два распредвала в DOHC разделяют функции: один управляет впускными клапанами, второй — выпускными. Это дает:

  • 4–5 клапанов на цилиндр — больше воздуха для смеси и быстрый выпуск газов.
  • VVT и другие системы — изменение фаз газораспределения (например, Toyota VVT-i).
  • Высокие обороты — клапаны легче, поэтому мотор «раскручивается» до 7–8 тыс. об/мин (Honda K20A).

Примеры авто:

  • Спортивные модели: Subaru WRX, BMW M-Series.
  • Современные кроссоверы: Toyota RAV4, Hyundai Tucson.

Сравниваем SOHC и DOHC: 5 ключевых аспектов:

  1. Мощность и динамика.
    DOHC: +15–20% мощности за счет оптимизации впуска/выпуска.
    SOHC: Хорошая тяга на низких оборотах (подходит для городской езды).
  2. Расход топлива.
    DOHC экономичнее на трассе благодаря высокой степени сжатия.
    SOHC выигрывает в пробках из-за простой конструкции.
  3. Ремонтопригодность.
    SOHC: Дешевле запчасти, проще регулировка.
    DOHC: Сложный ремонт ГРМ, замена цепи/ремня требует навыков.
  4. Ресурс.
    SOHC: Пробег до капремонта — 250–300 тыс. км (пример: двигатели Nissan QG18).
    DOHC: Ресурс зависит от качества обслуживания. Турбированные версии изнашиваются быстрее.
  5. Шум и вибрации.
    SOHC: Громче работа коромысел.
    DOHC: Тихая работа, но риск стука гидрокомпенсаторов.

Мифы о SOHC и DOHC:

  1. «DOHC ненадежнее» — Ресурс зависит от качества сборки. Например, двигатели Toyota 1NZ-FE (DOHC) служат по 500 тыс. км.
  2. «SOHC — прошлый век» — Да, но для бюджетных авто это оптимальный вариант. Например, Renault Logan с K7M (SOHC) до сих пор в производстве.
  3. «DOHC всегда лучше» — Не для всех задач. Внедорожники UAZ Patriot используют SOHC для надежности в тяжелых условиях.

Почему DOHC стал стандартом?

  • Экологические нормы: Точный контроль фаз снижает выбросы.
  • Турбирование: DOHC лучше сочетается с турбонаддувом (пример: двигатели TSI от Volkswagen).
  • Маркетинг: Надпись DOHC ассоциируется с технологичностью.

Однако SOHC не сдает позиции. В Индии и странах СНГ до 40% новых авто оснащаются однораспредвальными моторами из-за их дешевизны.

Что выбрать?

  • SOHC — если нужен недорогой авто для города с простым ремонтом.
  • DOHC — для любителей динамики, дальних поездок и современных технологий.

Важно! При покупке подержанного авто проверяйте историю обслуживания ГРМ. Замена ремня/цепи на DOHC может стоить дороже, чем на SOHC.

Итог:
SOHC и DOHC — два разных подхода к конструкции двигателя. Первый проще и дешевле, второй — мощнее и точнее. Выбор зависит от ваших приоритетов: если хотите сэкономить — SOHC, если цените технологии — DOHC. Главное — помнить, что надежность двигателя определяет не тип ГРМ, а качество его обслуживания.

Статья была полезна? Поставьте «палец вверх» и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые материалы!
Переход по ссылке :
https://dzen.ru/a/aCF8OeGj0wMyydFZ.