Найти в Дзене
Машина времени

Крестьянская рубаха вместо белья

Оглавление

На этой литографии 1836 года из Ярославской губернии крестьянка несёт коромыслом воду, а дети играют босиком. Обратите внимание на её одежду: длинная льняная рубаха и пышный сарафан, под которыми нет отдельного белья. Именно такая традиционная «рубаха – сарафан» заменила крестьянкам всё нижнее бельё. Вся одежда шилась из домотканого льняного полотна, вручную прялось и ткалось на станках. Простая верхняя рубаха выполняла роль и рубашки, и ночной сорочки, и нижнего платья одновременно.

Крестьяне XIX – начала XX века жили бедно и зажиточных возможностей не имели. Они не могли позволить себе дополнительные швейные изделия – каждая закройка, каждая пуговица стоили денег. Большинство тканей крестьяне сами ткали из льна или конопли, а шили из них простую одежду. **По историческим описаниям, мужской наряд состоял из одной рубахи и полотняных порток (брюк), а женский – из рубахи и юбки (сарафана). Обычная рубаха шилась как прямая туника с разрезом сбоку или спереди, на поясе закреплялась простым кушаком. Именно она была «нательной» одеждой – носилась непосредственно на голое тело и впитывала пот, избавляя от необходимости дополнительной прослойки белья.

  • Бедность и самодостаточность. Крестьянские семьи сами обеспечивали себя одеждой, всё шилось «из того, что есть». Домотканые полотна шли на рубахи и юбки, и у крестьян не было свободных средств ни для покупки фабричного белья, ни для привлечения специалиста-портного.
  • Несколько слоёв «наверху». В холодные сезоны над рубахой надевали дополнительную рубаху или нижнюю юбку, поверх – верхний сарафан (или юбку) и фартук. Каждый слой работал «одновременно как бельё», защищая тело от холода и восстанавливая гигиену. По сути, нижняя юбка подвязывалась на поясе, а между ног её края могли скрепляться булавкой наподобие «чулка», что напоминало мужские портки. Таким образом особого предмета «нижнего белья» не требовалось – вся одежда уже состояла из нескольких полос ткани.
  • Универсальная рубаха. Рубаха служила и сорочкой, и ночной одеждой, и при этом надевалась на всё тело до колен. Согласно историческим исследованиям, на Руси рубаха играла роль нательного белья. Она часто была белой и длинной, полностью закрывая женщину или мужчину. По одной из докладных записей, женщины зимой подмывались снегом и «не болели», а отсутствие белья даже считалось полезным для здоровья.
  • Стыдливость и религиозность. Носить «штаны» под юбкой считалось нескромным. По народным поверьям, новые для деревни предметы нательного белья (например, панталоны или трусы) уподобляли мужской одежде. Старые крестьянки даже отгоняли молодых девушек: «Девки, смотрите, чтобы в штанах тут никто не стоял!» – говорили они на молении, требуя прийти в церковь без «штанов». Фактически церковь запрещала женщинам приходить в храм в брюках, сравнивая их с «башурманами». Так традиции стыда и стриктные постовые правила надолго выстроили представление: крестьянка без дополнительного белья – более «правильная» и благочестивая женщина.
  • Отсутствие промышленного производства. Пока в городе постепенно появлялось фабричное бельё (нити, ткани, выкройки), крестьянская деревня жила вне промышленных рынков. **Домотканые ткани, мешковины и льняное полотно были единственным сырьём. Без мануфактур и магазинов изготовить и продать специальные трусы или корсеты было практически невозможно. Даже к концу XIX века многие крестьянки и дети носили наряды исключительно из домашней ткани. Новинки нижнего белья приходили к народу лишь с началом массового производства уже в XX веке.

Ежедневная жизнь без белья

Выйти рано утром на двор сквозь первый иней – обычная картина того времени. Крестьянка Дарья Васильевна, тёплым утром весны 1900 года, аккуратно надевает на тело льняную рубаху с вышитым воротником. Под ней нет пояса и брюк – она наденет поверх неё ещё несколько юбок и сарафан. Зато рубаха простёгивается до середины груди, фиксируя рубленые матерчатые пояски. На ногах – дощатые лапти с тёплыми онучами, шерстяными повойниками. Дарья поправляет платок, прикрывающий голову. Небольшое зеркало в сени отражает её образ: яркие глаза, широкий нос, сильный подбородок – и тёмные косы, собранные под головной убор. Так она отправляется в поле косить. Под рубахой нет ничего – только голое тело, но оно уже закалено.

Несмотря на простоту, женщина чувствует себя вполне комфортно. Ей всегда тепло: несколько льняных слоёв удерживают тепло лучше, чем один корпус белья. А грязь быстро смывается в бане. Крестьяне традиционно устраивали баню перед большим праздником: в ночь перед Пасхой или Троицей вся семья заходила в «парную», щедро поливая раскалённые камни водой. В этом они видели большую ценность – тепло и пар смывали с себя трудовую пыль и очищали тело. Отсутствие нижних трусов в таких условиях не считалось нечистым: напротив, считали, что открытое тело поддаётся лучшему «прочувствованию» пара.

-2

Мужская одежда крестьян была скромна и практически не менялась. На этой гравюре Тверской губернии 1836 года – плотник и сосед-крестьянин. Оба одеты в рубахи (слева – красная ситцевая косоворотка, справа – тёмный полушубок) и простые полотняные штаны. Под рубахами нет чулок или подштанников – те самые «посконные» подштанники были непопулярны у крестьян. Зимой вместо порток надевали теплые звериные свиты или валенки. Обувь (лапти) и головные уборы тоже шились своими руками. Грязь с поля удалялась так же баней или веником в избе. Мужчины придерживались того же правила чистоты, что и женщины: старые документы утверждают, что у каждой крестьянской семьи был «горячий пар» перед любыми праздниками. В итоге привычка ходить без нижнего белья прочно вошла в деревенскую моду – крестьяне и крестьяночки о ней практически не вспоминали.

Город и деревня: разный мир одежды

Контраст с городской жизнью был огромен. В городе конца XIX века дамы модно расшивали белье кружевом и носили корсеты, буфы и панталоны, а господа подчёркнуто носили белоснежные сорочки и жилеты. Причём бельё (бра, трусы, чулки) уже выпускалось фабриками и продавалось в магазинах. Даже зажиточные купеческие семьи и чиновники шили специальные «бельё верхнего класса». У крестьян же собственный «костюм» был самодостаточным: рубаху и юбки шили без разреза снизу и никаких трусов под ними просто не полагалось. Городские гости часто удивлялись этому: «Зачем же вы, барыни, без панталон-то?» – спрашивали они крестьянок, – «да нам и так тепло!» – отвечали им.

Ещё одно отличие – религиозное. В деревнях бытовал обычай: на богослужения надевали лучшие убранства, но под ними сохраняли старую традицию. Если какая-нибудь крестьянка вдруг начинала строчить панталоны или чулки, старшие тут же могли запретить ей появляться с ними в молельне. Городским же дамам никто таких табу не диктовал. В результате к 1910-м годам «всепроникающая мода» нижнего белья всё же добралась до многих городских женщин, а крестьянки оставались верны своему старому привычному набору.

Итоги

Таким образом крестьяне царской России не носили нижнего белья не из одной причины, а из комплекса факторов. Самое главное – ни у кого не было на него средств и фабричных условий: все шили и носили однослойную домашнюю одежду. К тому же рубаха и юбка уже служили одновременно и нательными одеждами, и элементом теплового слоя. Наконец, на деревне бытовала традиция стыда и благочестия: «нижний покрой» считался мужским, а проникновение «новых западных» штанов в сознании крестьян превратилось в почти религиозное табу.

Всё это породило невероятный колорит быта: дамы крестьянки в сарафанах и косынках танцевали на гулянках, не скрывая отсутствие панталон, а молодёжь смеялась над «бежатькой» девушек, взмывающих на качелях. Жаркий крестьянин выкатывал глазки при виде городской модницы в белье, а иностранцы удивлялись, как в мороз можно обходиться «без трусов». Но для деревенского мужика и бабы этой одежды и не существовало – родившись в рубахе и юбке, они жили в рубахе и юбке до конца своих дней