Вы когда-нибудь держали в руках минерал, чьё имя звучит как заклинание? Марьино стекло — именно такой случай. Оно словно пришло к нам из другого мира: с лёгкой перламутровой дымкой, полупрозрачное, будто хранящее в себе тайны и молитвы. Но откуда у него такое необычное имя? Почему оно ассоциируется то с Богородицей, то с простой Марьей, то с девичьим льдом?
Погрузимся в эту историю — без вымыслов, только факты. И, возможно, к концу статьи вы захотите, чтобы кусочек марьиного стекла поселился и в вашем доме.
Основано на научной статье:
Е. Л. Березович, И. Т. Демкина, Д. В. Спиридонов. «Еще раз об имени в свете проблемы “Wörter und Sachen”: марьино стекло в русском и западноевропейских языках». Вопросы ономастики, 2020, № 2 (т. 17).
Что такое марьино стекло?
Марьино стекло — не научный термин, а торговое и народное название, которое применяли к разным минералам: чаще всего к листоватому гипсу (селениту), иногда — к слюде, реже — даже к фульгуриту (стекловидному следу от удара молнии). Все они объединены одним — прозрачностью, слоистостью и способностью расщепляться на тонкие пластины, похожие на стекло.
Почему «марьино»?
Версия 1: От имени Богородицы
Наиболее популярная версия — религиозная. В средневековой Германии и Франции гипс (особенно его прозрачные разновидности) называли Marienglas — «стекло Марии». Объяснение простое: тонкие, гладкие пластинки использовали для защиты реликвариев и икон, особенно тех, что изображали Богородицу.
Именно это объяснение — «в честь Девы Марии» — перекочевало в Россию через калькирование. В XVIII веке в российской литературе появляются немецкие и латинские термины вроде glacies Mariae («лед Марии»), а позже появляется и русская калька — марьино стекло. В XIX веке популярный автор Михаил Пыляев написал, что гипсом «обкладывали образа Богоматери» — и эта версия пустила корни в массовом сознании.
Но всё ли так однозначно?
Версия 2: Имя «Марья» — не обязательно святая
Некоторые исследователи ставят под сомнение религиозную трактовку. Во-первых, в православной традиции имя «Мария» редко использовалось напрямую в отношении Богородицы, чаще говорили именно «Богородица». Во-вторых, покрытие икон гипсом проблематично: материал хрупкий, ломкий, боится влаги и быстро мутнеет. А вот слюда действительно применялась для защиты икон — её вставляли между изображением и окладом.
Отсюда вторая версия: Марья — просто женское имя, распространённое, народное. Такое себе «бабье стекло» — недостекло, слабое и ломкое, но «в хозяйстве сгодится». И недаром рядом с названием «марьино стекло» встречаются такие, как «девичий лёд», «дамский лёд» и даже «женское стекло».
Возможно, название возникло из бытовой иронии — ведь кристаллы гипса действительно напоминают стекло, но при этом мягкие и легко ломаются. А может, действительно, где-то на Урале была Марьина поляна, и именно там добывали этот минерал.
Версия 3: Камень-громовержец
Ещё один редкий, но удивительно красивый вариант — фульгурит. Это минерал образуется, когда в песок ударяет молния, расплавляя его в моменте. В некоторых деревнях Урала так называли и фульгуриты: «Марьино стекло сделалось, как молния в песок прошла».
Почему марьино? Возможно, опять же — из-за ассоциации с небом, с божественным вмешательством. Или из-за представления, что камень — святой, небесный, и может лечить. Такие камни иногда клали под иконы и использовали в обрядах, как защиту от сглаза и напастей.
Как использовали марьино стекло?
- Слюда (а именно она чаще скрывается за этим названием в России) применялась в старину:
в оконных рамах (вместо настоящего стекла),
в фонарях (особенно на кораблях — не разбивалась от выстрелов),
в иконостасах — защищала изображения от поцелуев и трения. - Селенит, добытый на Урале, шёл на изготовление декоративных предметов — от шкатулок до киотов. Благодаря мягкости его легко было резать, а благодаря блеску — он напоминал лунный камень.
- Фульгуриты собирали и берегли как обереги от зла, «след молнии» хранили в доме, как защиту от бед.
Камень к коллекции
Марьино стекло — это не просто минерал. Это живая память о ремесле, вере и фантазии народа. В каждом осколке — история.
Положите кусочек марьиного стекла рядом с иконой, на алтарь, на подоконник — и пусть оно не столько защищает, сколько напоминает: о свете, который всегда пробьётся сквозь любую толщу — если она прозрачна.
Марьино стекло — это не просто минералогический термин. Это мост между наукой и культурой, между Западной Европой и Уралом, между «ледом Богородицы» и «бабьим стеклом». Слоями в нём слоятся смыслы, образы и истории.
И, возможно, самый интересный слой — тот, который вы откроете сами.
Хочешь больше узнать о минералах, приобрести редкие и красивые минералы для коллекции?
Канал "Соль Земли" в ТГ - здесь выкладки
"Соль Земли" в ВКонтакте