В этом году 13 мая Формула-1 празднует 75-летие. Весенним днем 1950-года началась история главной гоночной серии мира. С 2014 по 2021 год Россия была частью этой истории: наша трасса принимала этап Формулы-1 — Гран-при России. За восемь лет гонки на этой трассе подарили болельщикам немало захватывающих моментов, рекордов и триумфов. Мы вспомнили ключевые события каждого Гран-при и наследие, которое они оставили.
Ранее мы немного затрагивали эти темы в предыдущих материалах на Дзене, но не могли пройти мимо такого юбилея и решили рассказать вам о самых интересных моментах незабываемых Гран-при России Формулы 1.
История возникновения Автодрома Формулы-1
Мечта провести в СССР, а затем и в России Гран-при Формулы-1 впервые появилась еще в 1970-е годы, но ни один из многочисленных проектов так и не был реализован. В конце 2000-х годов, когда Сочи получил право проведения зимних Олимпийских игр в 2014 году, у руководства страны появилась идея проводить в городе Гран-при Формулы-1. Это позволило бы загрузить часть инфраструктуры, построенной к играм, и создать гоночную трассу, которая могла бы работать в круглогодичном режиме.
Контракт на проведение Гран-при России был подписан 14 октября 2014 года сроком на 7 лет с возможностью продления. Трассу нужно была построить в Олимпийском парке как часть инфраструктуры зимних Игр-2014. Причем, здание боксов, башня управления гонкой, главная трибуны и прямая старт-финиш должны были быть готовы уже к играм! Проект разработал известный архитектор Герман Тильке, автор большинство современных трасс для Формулы-1.
Особенности трассы в конфигурации «большого кольца»:
- Длина: 5,848 км (18 поворотов, 12 правых и 6 левых).
- Рекорд круга: 1:31,304 (Льюис Хэмилтон, Mercedes, 2020).
- Высокая средняя скорость (около 220 км/ч) благодаря длинным прямым.
В силу особенностей расположения трассы между спортивными объектами в Олимпийском парке у Германа Тильке получился не стандартный «тилькодром», как журналисты и болельщики называют созданные Тильке автодромы за их похожесть друг на друга, а по-настоящему уникальная трасса. Третий поворот Автодрома, огибающий медальную площадь, и вовсе стал одним из самых известных во всем календаре Формулы-1.
Несмотря на амбициозность задачи, строительство завершили досрочно, уже летом 2014 года провели на трассе тестовые соревнования, и осенью автодром был готов впервые в истории страны принять Гран-при.
1. Гран-при России 2014: Дебют и доминирование Mercedes
Дата: 12 октября 2014 года.
Победитель: Льюис Хэмилтон (Mercedes).
Подиум:
- Льюис Хэмилтон (Mercedes).
- Нико Росберг (Mercedes).
- Валттери Боттас (Williams).
Яркие моменты:
Первая из многих побед Льюиса Хэмилтона в России и важный шаг к его второму титулу в Формуле-1. Уже в квалификации Mercedes-AMG показал свою силу, уверенно заняв весь первый ряд. На старте Нико Росберг, напарник Льюиса, жестко заблокировал колесо, убил резину и уже после первого круга отправился на пит-стоп. Затем Росберг всю гонку проехал на одном комплекте шин, прорвавшись на второе место. Примечательно, что «серебряные стрелы» продолжили победные традиции, заложенные еще до революции: в двух Гран-при России, которые прошли в 1913 и 1914 году победили пилоты на Benz. Забегая вперед, за всю историю трассы, ни одной другой команде так и не удалось победить.
Для многих россиян Гран-при России 2014 стал первой гонкой, где они побывали лично. Сбылась мечта нескольких поколений болельщиков. Дополнительные позитивные эмоции трибунам подарил Даниил Квят, выступавший за Toro Rosso. Уфимец занял 5-е место — результат, который так и остался для россиянина лучшим на домашнем этапе. Ну а вишенкой на торте стали флеш-интервью на подиуме, которые для всего мира провел российский голос Формулы-1 Алексей Попов.
Гонка получила высокие оценки от FIA и была признана лучшим этапом сезона-2014.
2. Гран-при России 2015: повторение успеха Mercedes
Дата: 11 октября 2015 года.
Победитель: Льюис Хэмилтон (Mercedes).
Подиум:
- Льюис Хэмилтон (Mercedes).
- Себастьян Феттель (Ferrari).
- Серхио Перес (Force India).
Яркие моменты:
В сезоне 2015 года доминирование Mercedes-AMGпродолжилось, но Нико Росберг в течение всего сезона навязывал Хэмилтону борьбу. В России немцу удалось завоевать поул-позицию, но Льюис стартовал рядом. Однако гонка стала для Нико настоящей катастрофой. Он выиграл старт и уверенно лидировал, когда на 7 круге у него отказала педаль газа, и Росберг вынужден был припарковать свой Mercedes. После этого уже никто не смог помешать Льюису победить, а шансы Нико на титул после российской катастрофы стали призрачными.
Церемония награждения вновь получилась оригинальной — вместо кепок победитель и призеры получили шапки-ушанки, что привело их в восторг. Абсолютно счастливый Антонио Перес Гарибай, отец ставшего третьим Серхио Переса, в ушанке — стал одним из символов того Гран-при.
3. Гран-при России 2016: первая победа Росберга
Дата: 1 мая 2016 года.
Победитель: Нико Росберг (Mercedes).
Подиум:
- Нико Росберг (Mercedes).
- Льюис Хэмилтон (Mercedes).
- Кими Райкконен (Ferrari).
Яркие моменты:
В 2016 году Гран-При России переехал с осени на весну, а борьба между Росбергом и Хэмилтоном вышла на новый уровень. На побережье Черного моря Нико одержал четвертую подряд победу, которая продемонстрировала его амбиции в борьбе за титул. Отношения между пилотами накалились до предела — впереди было их легендарное столкновение на Гран-при Испании, которое шло сразу после российской гонки.
Доминирование Mercedes продолжилось, но вновь не обошлось без технических проблем. В квалификации Льюис не смог показать время в третьем сегменте из-за проблем с MGU-H, но в гонке прорвался с 10-го места на второе. На первой круге в третьем повороте произошло столкновение, стоившее Даниилу Квяту карьеры. В третьем повороте пилот Red-Bull Racing поддел сзади Ferrari Себастьяна Феттеля, тот потерял управление и улетел в стену. Уфимец отправился на ранний пит-стоп и финишировал лишь 15-м, а после финиша получил еще и штраф, отбросивший его на последнее место. К следующему Гран-при его разжаловали в младшую команду «быков» Torro Rosso.
4. Гран-при России 2017: первая победа Боттаса
Дата: 30 апреля 2017 года.
Победитель: Валттери Боттас (Mercedes).
Подиум:
- Валттери Боттас (Mercedes).
- Себастьян Феттель (Ferrari).
- Кими Райкконен (Ferrari).
Яркие моменты:
Нико Росберг стал в 2015 году чемпионом и закончил карьеру, ему на смену пришел Валттери Боттас, который был готов играть роль второго пилота при Хэмилтоне. Главным же соперником британца стал лидер Ferrari Себастьян Феттель. Именно он завоевал поул-позицию. Вторым стал его напарник по команде. Пилоты Mercedes стартовали со второго ряда и поначалу не могли справиться с Ferrari, но правильная тактика помогла Боттасу обойти и обоих и впервые в карьере выиграть Гран-при. Для Льюиса гонка сложилась тяжело — темпа не было, и он остался четвертым и сильно отстал от первой тройки.
5. Гран-при России 2018: командная тактика Mercedes
Дата: 30 сентября 2018 года.
Победитель: Льюис Хэмилтон (Mercedes).
Подиум:
- Льюис Хэмилтон (Mercedes).
- Валттери Боттас (Mercedes).
- Себастьян Феттель (Ferrari).
Гонку вновь перенесли на осень, а Mercedes вернулся к доминированию. Поул завоевал Боттас, Хэмилтон стал вторым, далее расположились две Ferrari. Но в гонке итальянские машины вновь не смогли бросить вызов «серебряным стрелам». В гонке уверенно лидировал Валттери Боттас, пока не получил приказ пропустить Льюиса Хэмилтона — если у финна и были какие-то амбиции, то в тот день ему четко указали на его место.
6. Гран-при России 2019: 100-я победа Mercedes в Формуле-1
Дата: 29 сентября 2019 года.
Победитель: Льюис Хэмилтон (Mercedes).
Подиум:
- Льюис Хэмилтон (Mercedes).
- Валттери Боттас (Mercedes).
- Шарль Леклер (Ferrari).
Яркие моменты:
Mercedes впервые приехал в Россию не главным фаворитом — все победы после летнего перерыва достались Ferrari, на тренировках и в квалификации «красные» тоже были быстры — поул взял новобранец команды Шарль Леклер, за которым расположились Хэмилтон и Феттель. Себастьян выдал супер-старт, обогнав сразу двоих за счет слип-стрима. Гонка для Ferrari превратилась в фарс. Сначала Феттель отказался подчиниться командному приказу и пропустить Леклера, затем неудачные для красных появления на трассе машины безопасности и неправильные тактические решения позволили Хэмилтону и Боттасу выйти вперед, а Феттель и вовсе сошел из-за технических проблем. Для Mercedes победа стала юбилейной, 100-й в истории команды.
7. Гран-при России 2020: Боттас берет реванш
Дата: 27 сентября 2020 года.
Победитель: Валттери Боттас (Mercedes).
Подиум:
- Валттери Боттас (Mercedes).
- Макс Ферстаппен (Red Bull).
- Льюис Хэмилтон (Mercedes).
Яркие моменты:
Ковидные ограничения не помешали провести российский этап Формулы-1. В квалификации Хэмилтон просто уничтожил соперников, привезя Ферстаппену, ставшему вторым, более полусекунды. Но гонка на юге России в который раз вышла для Льюиса непростой: он получил два штрафа по 5 секунд за то, что тренировал старты перед началом заезда вне отведенной для этого зоны на пит-лейн. Это отбросило британца на третьей место, Ферстаппен стал вторым, а Боттас одержал победу.
Red Bull впервые с 2014 года поднялись на подиум в России. Для Кими Райкконена гонка в России стала 322-й — он повторил рекорд Рубенса Барикелло по числу стартов в Формуле-1. Даниил Квят последний раз в карьере выступал на домашней трассе, став 8-м.
8. Гран-при России 2021: Дождь и триумф Хэмилтона
Дата: 26 сентября 2021 года.
Победитель: Льюис Хэмилтон (Mercedes).
Подиум:
- Льюис Хэмилтон (Mercedes).
- Макс Ферстаппен (Red Bull).
- Карлос Сайнс (Ferrari).
Яркие моменты:
По ходу сезона, в котором Льюис Хэмилтон сражался с Максом Ферстаппеном, стремительно прогрессировал McLaren. На отдельных трассах именно оранжевые машины были самыми быстрыми. В квалификации фавориты сезона оступились: Льюис стартовал лишь 4-м, а Макс и вовсе последним. Поул взял Ландо Норрис, рядом с ним расположился его близкий друг Карлос Сайнс-младший на Ferrari. Ландо удержал первое место и лидировал большую часть гонки, но дождь на финальных кругах лишил его победы. Британец слишком долго оставался на сликах, в то время как Хэмилтон выбрал оптимальное время для мены шин и победил в 100-й раз в карьере — рекорд Формулы-1.
Итого:
Абсолютно все гонки на Сириус Автодроме выиграли пилоты Mercedes: Льюис Хэмилтон (2014, 2015, 2018, 2019, 2021), Нико Росберг (2016) и Валтерри Боттас (2017, 2020). Хэмилтону принадлежит абсолютный и гоночный рекорды трассы. А вот поул-позиции были и у Ferrari, и у McLaren. И все же российская трасса была и остается самой успешной для немецкой команды.
Наследие Гран-при России
После того, как Формула-1 перестала приезжать в Россию, трасса продолжила жить. В 2022 году гоночный трек принял 4-часовой марафон серии REC (Russian Endurance Challenge), а в 2023 году на автодром трижды приезжал СМП РСКГ — чемпионат и кубок России по автогонкам. Причем, дважды на трассе проходили марафонские гонки продолжительностью 3 и 6 часов, а еще один гоночный уик-энд лучшие пилоты страны соревновались в спринтерских гонках продолжительностью около получаса. Кроме того, Автодром остается главной тренировочной базой для многих пилотов и команд. Уникальная для России возможность использовать трассу круглый год делает ее незаменимой для тренировок, тестов, обучения и обкатки новой техники.
В конце 2023 года в эксплуатацию была введена укороченная версия трассы длиной 2,3 км. Малое кольцо (2312 м, 10 поворотов) имеет сертификат РАФ 1 категории и может принимать этапы чемпионата России. Короткая трасса сохранила стартовую прямую, скоростной первый поворот, который на всех машинах проходится газ в пол и разнообразные 90-градусные повороты третьего сектора. К ним добавилась интересная срезка: жесткое торможение, змейка и шпилька. Машины топовых кузовных категорий российского кольца TCR и GT4 успевают развить перед первым торможением более 200 км/ч!
По новой конфигурации уже прошло несколько гонок. Причем, на старт вновь вышли формулы! Только, конечно, не Формула-1, а молодежная Формула-4, которую возродили в России. Дебютными соревнованиями стали «Фиджитал гонки» в рамках «Игр будущего» в начале весны 2024 года, а в декабре сезон завершили учебно-тренировочные сборы в рамках подготовки к возрождению в нашей стране собственного чемпионата Формулы-4. Эти заезды показали, что на трассе можно обгонять, она остается весьма непростой для пилотов и требует точного пилотирования. Но, самое главное, наследие Формулы-1 продолжает работать на развитие российского автоспорта.
Еще больше информации в нашем материале «Гоночные серии: какие соревнования принимал на своем треке Сириус Автодром»
Болельщики могут почувствовать дух королевы автоспорта в Автомузее Ника Панули, где представлена уникальная экспозиция классических и редких автомобилей, собранная выдающимся энтузиастом Николаем Панули. В нем представлена большая секция, посвященная гоночной команде Jaguar Формулы-1 — Николай считал их машины самыми красивыми в современной истории чемпионата мира. В музее выставлены: гоночный болид, его двигатель, шлемы пилотов, комбинезон механика, а также множество атрибутики.
На соседнем стенде представлена коллекция комбинезнов механиков Ferrari, которая охватывает период с 1963 по 2000 годы. Посетители музея могут увидеть, как стремительно менялись стандарты безопасности. Отдельный стенд посвящен гоночным шинам Pirelli, которые используются в Формуле-1 до сих пор. В экспозиции представлены покрышки разных типов.
Автомузей Ника Панули посещало множество выдающихся личностей из мира Формулы-1, включая Берни Экклстоуна, ее многолетнего руководителя, и Жана Тодта — бывшего руководителя международной автомобильной федерации и легендарного менеджера, создавшего непобедимую команду Ferrari времен Михаэля Шумахера.
На официальном сайте Сириус Автодрома можно приобрести билеты в музей и на экскурсию по Автодрому.
Гран-при России оставил яркий след в истории спорта нашей страны, а Сириус Автодром до сих пор остается одной из самых технологичных трасс, которая, благодаря уникальным климатическим условиям, продолжает играть важную роль в автоспортивной жизни России.