За неделю на Дзене я поняла две вещи. Во-первых, тут нет молодежи - в смысле людей до 40. А во-вторых, общество Дзена состоит из женщин 40+ и это общество в подавляющем большинстве обеспокоено тем, что молодежь одевается плохо. То есть андрогинно, оверсайз и неэстетично. А надо красиво, гламурно и чтобы просматривались вторичные половые признаки.
Те, кто попроще, причину этой трагедии видят в безответственности родителей - те не приучают детей к красивой одежде, не прививают им вкус к высокой моде. Граждане же более интеллектуальные сразу догадались, что так работает тлетворный План Даллеса по подрыву глубинных основ нравственности и морали.
Аудитории Дзена вторят мейнстримные СМИ.
Новые известия сообщают, что популярная блогер Морена ужаснулась внешнему виду молодежи в центре Москвы.
"Жуткие «слонопотамные» кроссовки, растянутые майки, мешковатые штаны, никакой косметики и прически… И как следствие – полная гендерная неразличимость: где мужчина, где женщина? «Это конец цивилизации!» - констатирует автор, напоминая, что русские девушки всегда считались самыми красивыми в мире."
Издание завершает новость оценкой молодежи: "Они отрываются в Интернете и превращаются в уродов — морально насилуя самих себя принижением других, разговаривают только матом и похожи немножечко на тех шимпанзе в зоопарке, которые делают что-то сообща только по понуждению, "уму массы", коллективному бессознательному — а значит отдельную индивидуальность они или не создали или прячут от своих так называемых друзей (на самом деле случайных приятелей — утащивших их на улицу "погулять", в реальности — хлебнуть дешёвого пивка и покуролесить, а то и похуже что — покурить) Я очень люблю и с уважением отношусь ко всякому молодому поколению, которое смело и не живёт прошлым и легко забывает его — но они нет, они придавлены этим прошлым, в 20 и даже 30 — они ведут себя как в 14, ходят в обоссанных майках с грязными волосами и позорной одеждой…"
Это заставило меня задуматься. Конспирология конспирологией, но так и напрашиваются ассоциации - вон, в СССР все тоже начиналось с упоения западной модой в пику народным массам, а закончилось знамо чем!
А потом я задумалась еще раз.
Груминг - фундаментальная активность любых высших животных. Все животные хотят выглядеть здоровыми и красивыми. Только что-то экстраординарное может препятствовать ему привести себя в порядок - болезнь либо непосредственная угроза жизни.
Какой посыл несет современная российская антимода? По мнению общества, это отказ от груминга ("ходят в обоссанных майках с грязными волосами и позорной одеждой"). Я же воспринимаю ее посыл как невидимость. Человек исключает себя из общества, отказывается от визуальной коммуникации с ним в самой элементарной, физической форме, дотошно стирая признаки своего пола, возраста, статуса. Всё, лишь бы избежать контакта. Эдакая неприкасаемость наизнанку.
Это насколько нужно брезговать обществом, чтобы окружить себя коконом символической неопрятности и добровольно выломиться в низшую касту.
Так, а что там с любителями импорта в СССР?
А с ними все было наоборот. Импортное шмотье было знаком принадлежности к высшей касте и дистанцировало своего носителя от "колхозников". Позволить его себе могла только "золотая молодежь" - детишки всяких бонз, а прочая столичная масса, неравнодушная к высокой моде, причащалась этих таинств через барыг.
Потом был развал Союза, "колхозники" поделились на "челноков" и лохов, и дети последних - миллениалы - знакомились с искусством стиля, донашивая обноски.
Может показаться, что это что-то для нашей истории уникальное, но это не так.
Эта картина художника-передвижника была написана в 1883 году, и реакция тогдашнего общества на нее была незамедлительной и удивительно знакомой:
корреспондент "Ведомостей" Александр Ледаков:
"Ярошенко, написавший этюд бегущей во все лопатки, под вечер, по улице, отрёпанной, антипатичной девицы, с выпученными глазами, в шапке набекрень и с пледом на плечах, и назвал его „Курсистка“. Таким образом этюд бегущей во все лопатки девицы, можно было подумать, судя по типу, спешившей на известный промысел, явился на выставку под модным названием и предстал пред публикою картиною, в которой художник, очевидно, желал сказать, то есть бегом и выпученными глазами: „Посмотрите, дескать, какое стремление к науке наших женщин…"
правовед Петр Цитович:
"Полюбуйтесь же на неё: мужская шляпа, мужской плащ, грязные юбки,
оборванное платье, бронзовый или зеленоватый цвет лица, подбородок
вперёд, в мутных глазах всё: бесцельность, усталость, злоба, ненависть,
какая-то глубокая ночь с отблеском болотного огня — что это такое? По
наружному виду — какой-то гермафродит, по нутру подлинная дочь Каина.
Она остригла волосы, и не напрасно: её мать так метила своих Гапок и
Палашек „за грех“… Теперь она одна, с могильным холодом в душе, с
гнетущей злобой и тоской в сердце. Её некому пожалеть, об ней некому
помолиться — все бросили. Что ж, быть может, и лучше: когда умрёт от
родов или тифа, не будет скандала на похоронах."
Но вернемся обратно к миллениалам.
В этом меме есть доля мема.
В столицу я приехала примерно в тот период, и мой стиль, хоть визуально и отличался от Катиного, можно было бы охарактеризовать так же, как ее - что попало (за вычетом обуви и белья). У меня были конфликты с "Виками" по этому поводу, но меняться я не видела смысла и смирилась с тем, что высокая мода - не моё.
Однако во второй половине 2010ых что-то стало меняться. Внезапно я обнаружила, что стала вписываться - в группы и коллективы. К концу 2020ых стала замечать, что прохожие носят "мои" вещи, "мою" обувь, "мою" укладку. При том, что никакого "моего" стиля у меня нет. А в 2020ых стала получать от незнакомцев (молодых девушек и молодых парней), комплименты: "вы так классно выглядите!", "девушка, вы такая крутая."
В общем, думаю, я понимаю, почему пошла мода на "уродливую моду". Понимаю, почему молодежь предпочитает выглядеть в глазах старшего поколения неухоженной и любой ценой держится подальше от гламура.
Чтобы проиллюстрировать это, давайте посмотрим на то, что предлагает молодежи общество.
То есть если я не буду леди, то стану старой и смешной. А если я буду леди, то в награду получу уткогубы, смогу одеваться в дешманских подвалах и христарадничать на Дзене:
Проще говоря, общество предлагает молодежи экзистенциальный выбор между вилкой в глаз и другой опцией.
Поколение 40+ на этот выбор согласилось. А молодежь участвовать в этой увлекательной забаве отказались.