Магазины
На углу Сокольнического переулка, напротив дома с библиотекой, стоял деревянный дом. Там был огород и множество грядок с клубникой. Хозяева её обрабатывали и уже в июне через штакетник виднелись ягоды.
В этом же переулке в красивом кирпичном доме с башенкой располагалась Филипповская булочная. Она стояла на углу переулка и аллеи, которая вела к парку от метро. Хлеб в булочной был очень вкусный, теперь, такой не пекут: калачи с ручкой, калорийные булочки с изюмом, ситники, французские булочки, которые в то время уже переименовали в городские. Еще был белый хлеб за 28 копеек размером с два батона, про него была шутка "так хочется есть, что съем тазик щей и булочку за 28".
С другой стороны аллеи, симметрично относительно знаменитой булочной стоял похожий дом с башенкой. Там была закусочная-рюмочная с высокими столиками, за которыми стояли мужички. Алкоголь там продавали только с закуской. Про эту закусочную Юрий рассказывает, что как-то он с друзьями случайно разговорился с ее сторожем. И тот рассказал интересную историю. При одном дежурстве он, заглянув на кухню увидел, что тесто из огромной кастрюли убежало. Оно вылезло и спустилось на пол. Сторожу ничего не оставалось, как руками запихивать его обратно. А утром были испечены пирожки.
Татьяна вспоминает о продуктовом магазине, расположенном в 4-х этажном доме: «Напротив метро был продуктовый магазин и там в конце 50-х - начале 60-х штабелями стояли банки с крабами, их мало брали, а мама покупала их на праздники, делала очень вкусный рисовый салат. Еще стояли эмалированные поддоны с разной икрой: черной и красной, зернистой и паюсной и еще с ястыком. Икру тоже очень редко брали, только на праздники. Еще в этом гастрономе продавали вкусные леденцы на палочке. А недалеко от входа стояла тележка с мороженым. Все дети знали это заветное место». А на уровне пересечения Сокольнического переулке и аллеи была стоянка такси.
Соседний с продуктовым магазином был отдел «Штучные товары», где продавали алкоголь и бутылки с различными водами. Про этот магазин Юрий рассказывает: «Как-то продавщица выставила покупателю бутылку с водкой, а он взял ее и переставил на каменный прилавок. Раздался хруст лопнувшего стекла. Трещина прошлась вокруг дна бутылки, но не сместилась. Покупатель с досадой плюнул и пошел. А какой-то забулдыга, увидев, подошел и аккуратно сдвинул бутылку на ладонь, перевернул ее вверх дном и довольный вышел из магазина».
Эти продовольственные магазины смотрели на метро. А за углом, по Русаковской улице один за другим располагались магазины «Мясо-рыба», «Книги» и «Молоко». Сейчас там стоит огромный дом. Вход в магазин «Книги» был на приступочках. И чтобы в него зайти надо было подняться по ступенькам. Деревянные длинные доски ступенек пружинили, когда по ним поднимались.
Хотя книжный был в маленьком помещении, в нем умещалось два раздела. Кроме книг справа, вдоль левой стены были канцтовары, где все местные школьники закупались тетрадками и ручками. Обычно тетрадки стоили две копейки, а из бумаги похуже второго сорта тетрадь стоила копейку. Кроме этого, здесь девочки покупали открытки с фотографиями известных актеров для коллекции. «Книжный магазин долго существовал. В восьмидесятых функционировала продажи книг как книгообмен» - вспоминает Андрей.
Чуть далее за магазинами стояла деревянная парикмахерская. Крохотная комнатка с предбанником для ждущих своей очереди. Андрей вспоминал: «Всё сидели и ждали в полумраке. Отапливалась плохо. Я там, будучи ребенком, стригся под полубокс. Всегда пахло одеколоном, так как после стрижки парикмахеры обрызгивали им посетителей с помощью распылителя с резиновой грушей. Это стоило дополнительных денег. И от этого всё дерево вокруг было пропитано приятными ароматами. На стойке стояли образцы одеколонов и духов. Всегда привлекали внимание духи Кремль марки «Новая заря». Флакон в виде башни Кремля в красной коробке».
«В двухэтажном доме по Сокольнической слободке, напротив дома 20, в подвале был овощной магазин, очень маленький. Всегда стояли бочки с соленьями. Чего там только не продавали, даже капусту провансаль, которой в других магазинах не было.
А на аллее в праздники (1 мая и 7 ноября) утром продавали шарики на резинках, глиняных обезьянок с лапами на пружинках и свистульки» - вспоминает Татьяна.
Снос домов
Когда в конце 50-х, в Москве началось строительство пятиэтажек, домики в Сокольниках стали потихоньку сносить. Тогда селили, в частности, на Проспект Вернадского. Часть домов, которые стояли на Сокольническом переулке, сносили начиная с 60-х. Двухэтажки рядом с церковью, на Маленковской и Старослободской улицах снесли уже в 70-х. Жильцов переселяли в Гольяново. По улице Сокольнический переулок дома были сломаны в 1974 и жильцов переселили в Бибирево. При расселении соседи по коммуналке и соседи по квартирам селили в новых домах рядом. Так что все друг друга знали. И дети, и взрослые.
В 1981 году оставшиеся деревянные дома решили окончательно снести, и тогда Наталья записала в дневнике: «09.12.1981. Все лето, осень и зиму 1981 года разрушают старые дома в Сокольниках. Ничего не остается. Даже булочную и ту ломают. Жильцы уже выехали. Среди старой комнаты в заброшенном доме один мой одноклассник нашел фотографию семейства булочника (наверно Филиппова). В эти старые дома заходит много людей, ищут там старые вещи — все то, что осталось от 19 века». Люди надеялись найти в этих домах что-то интересное.
Когда один из домов сносили, то его разобрали на бревна, поскольку он был из хорошего бруса. Все бревна были пронумерованы. Их грузили на машину и увозили.
На месте деревянных двухэтажных домов построили многоэтажные панельные.