Найти в Дзене
История со вкусом

Под прикрытием поэта. Любовный многоугольник в семье Воронцовых и причем здесь Пушкин

Ее нельзя было назвать роковой красавицей, но такой приятной улыбки, кроме нее, ни у кого не было, а быстрый, нежный взгляд ее небольших глаз пронзал насквозь. Польское кокество пробивалось сквозь большую скромность, к которой с самого детства обучила ее русская мать, что делало ее еще более привлекательной. Возможно поэтому она стала одной из муз великого Пушкина и записана в его донжуанский список.
Ее отец, коронный гетман граф Ксаверий Браницкий, которого чуть не убил на дуэли известный ловелас и авантюрист Джакомо Казанова. После второго раздела Польши он перешел на русскую службу и женился на племяннице Григория Александровича Потемкина - Александре Энгельгард. В этом союзе родилось пятеро детей - два сына и три дочери. Самая младшая Елизавета в истории заняла свое место благодаря весьма удачному по статусности браку и конечно благодаря любви, которая вспыхнула в сердце А.С. Пушкина. Будущая графиня Воронцова получила хорошее домашнее образование и уже в 15 лет была пожалов

Елизавета Ксаверьевна Воронцова урожд. Браницкая
Елизавета Ксаверьевна Воронцова урожд. Браницкая

Ее нельзя было назвать роковой красавицей, но такой приятной улыбки, кроме нее, ни у кого не было, а быстрый, нежный взгляд ее небольших глаз пронзал насквозь. Польское кокество пробивалось сквозь большую скромность, к которой с самого детства обучила ее русская мать, что делало ее еще более привлекательной. Возможно поэтому она стала одной из муз великого Пушкина и записана в его донжуанский список.

Ее отец, коронный гетман граф Ксаверий Браницкий, которого чуть не убил на дуэли известный ловелас и авантюрист Джакомо Казанова. После второго раздела Польши он перешел на русскую службу и женился на племяннице Григория Александровича Потемкина - Александре Энгельгард. В этом союзе родилось пятеро детей - два сына и три дочери. Самая младшая Елизавета в истории заняла свое место благодаря весьма удачному по статусности браку и конечно благодаря любви, которая вспыхнула в сердце А.С. Пушкина.

Юная Елизавета Ксаверьевна
Юная Елизавета Ксаверьевна

Будущая графиня Воронцова получила хорошее домашнее образование и уже в 15 лет была пожалована во фрейлины вдовстующей императрицы Марии Федоровны. Однако ее мать, добилась, чтобы дочь осталась при ней в имении Белая Церковь. Бывшая фаворитка Екатерины II, Александра Васильевна досконально знала, о том как нравы порой царят при дворе, тем более вступивший на престол Александр I уже был известен как покоритель женских сердец.

Александра Васильевна оберегала дочь от атмосферы распущенности, ведь это могло навредить неопытной девушке. Она самолично взялась подыискивать мужа, который мог бы составить выгодную партию для ее дочери. Таким мужем оказался граф Михаил Семенович Вороноцов, герой войны 1812 г. и генерал-губернатор Новороссийского края.

Граф Михаил Семенович Воронцов
Граф Михаил Семенович Воронцов

Их первая встреча состоялась, когда Елизавете было 23 года. Дочь бывшего гетмана, пленила графа своим очарованием, однако он не спешил с предложением руки и сердца. Михаил Семенович был умудренным карьеристом и опасался, как бы родство с польским гетманом не отразилось на его продвижении по службе. Лишь спустя несколько лет, уже после смерти Ксаверия Браницкого, Воронцов таки решился жениться на Елизавете. Девушке на тот момент уже шел 27 - й год. Брак оказался весьма удачным в плане объединения капиталов. Александра Васильевна одарила дочь щедрым приданным, что удвоило состояние Воронцова почти в двое.

Но самым важным витком в жизни Елизаветы Ксаверьевны стало назначение мужа генерал-губернатором Новороссийского края и Бессарабской области, молодая семья переехала в Одессу. Имненно там было суждено разразиться скандалу, который вызвал немало разговоров и слухов в обществе.
Елизавета была молода, любила веселье и образованное общество. Она собрала вокруг себя блестящий двор, состоящий из русской и польской знати. И конечно не обошлось без присутствия Александра Пушкина. В июле 1823 г. он был переведен в Одессу в канцелярию графа Воронцова. Конечно же знакомство с хозяйкой дома не оставило равнодушным поэта. Ее образ надолго поселиться в творчестве поэта. Считатается,что именно Елизавете Воронцовой Пушкин посвятил такие стихи как: "Ненастный день потух...", "Соженное письмо", "Талисман", "Желание славы" и "Храни меня, мой талисман..." .

В это же время в доме Вороновых проживал и друг Александра Сергеевича, Александр Николаевич Раевский, который служил чиновником особых поручений при губернаторе Новороссии. Дерзский, молодой человек был до без памяти влюблен в Елизавету, и по воспоминаниям очевидцев, она также была к нему неравнодушна. Пушкину, как другу Раевского, пришлось занять не самую завидную роль. Поэт стал тем гостем в доме, что отвлекал внимание законного супруга от реального соперника.

Александр Николаевич Раевский
Александр Николаевич Раевский

Неудивительно, что отношения между Воронцовым и Пушкиным резко охладились. Поэт даже писал в адрес графа едкие эпиграммы. Терпеть подобное конечно же Воронцов не стал. Летом 1824 г. южная ссылка Пушкина была заменена ссылкой в село Михайловское. Прощаясь с Пушкиным, Елизавета Ксаверьевна подарила ему старинный перстень-печатку с сердоликом. Считается, что именно с этим подарком связано стихотворение "Храни меня, мой талисман...".

Однако биографы и историки убеждены, отношения между графиней и поэтом были чисто платоническими, чего не скажешь о Раевском. К тому моменту и сам граф Воронцов уже знал личность истинного соперника. Справедливости ради, стоит отметить, что и сам Воронцов не хранил преданности своей жене. Утешение он нашел в объятиях замужней Ольги Нарышкиной. Поговаривали, что граф специально устроил ее брак со своим кузеном Львом Нарышкиным, чтобы прикрыть их истинные отношения. От этой связи родилась дочь София, и вновь злые языки трубили, что девочка больше похожа на графа, нежели на Льва Нарышкина. При этом Воронцов при себе всегда хранил портреты Ольги и Софии. В браке с Елизаветой у него было шестеро детей, но опять же досужие пересуды говорили о том, что дети вовсе не его.

К тому моменту отношения между Воронцовым и Раевским окончательно испортились. Второй забыв все границы приличия в открытую искал встреч с Елизаветой и устраивал драматические сцены. Но она старалась избегать его. В 1828 г. произошел настоящий светский скандал. У Воронцовых остановилась иператорская чета - Николай I c женой Александрой Федоровной. Елизавета возвращаясь со своей дачи, направлялась к императрице, когда дорогу ей перегорадил Раевский с хлыстом в руках. При свидетелях он начал дерзить графине а затем и вовсе крикнул: " Заботьтесь хорошенько о наших детях ... (или) о нашей дочери..." (речь о младшей Софии Воронцовой рожденной в 1825 г.). Естественно слух быстро разлетелся в светском обществе.

В порыве гнева Воронцов даже подал жалобу на Раевского, но затем также быстро отозвал, осознав, насколько это позорит его в глазах других. Он поступил иначе - попросту выслал опального любовника подальше от себя и жены. Раевский получил высочайшее повеление о немедленной отправке в Полтаву за разговоры против правительства. Так закончился его длительный и мучительный роман с Елизаветой.

Елизавета Ксаверьевна пережила мужа на долгих 24 года. Ее не стало в 1880 г., в возрасте 87 лет. Сам граф Воронцов скончался в 1856 г. Ее похоронили рядом с ним в Спасо-Преображенском кафедральном соборе Одессы. С приходом советской власти храм был разрушен, а их могила разграблена. Вандалы похитили украшения, с которыми была похоронена княгиня, а кости выкинули у кладбищенского забора. Местные жители спасли останки, захоронив подобающим образом. В ноябре 2005 года прах Воронцовых был торжественно перезахоронен в нижнем храме возрожденного Спасо-Преображенского собора.

Александр Раевский в ноябре 1834 г. женился на дочери богатого помещика Екатерине Петровне Киндяковой, но прожили супруги недолго, спустя 5 лет брака Екатерина скончалась, оставив мужу трёхнедельную дочь Александру. Теперь вся жизнь Раевского была посвящена воспитанию дочери. В 1861 году она вышла замуж за графа Ивана Григорьевича Ностица. Но в 1863 году молодая графиня скончалась после родов, как и её мать. До конца жизни Раевский оставался безутешным. Последние годы жизни прошли одиноко за границей. И одиночество этого несчастливого человека было следствием его характера. Умер в октябре 1868 года в Ницце в возрасте семидесяти трёх лет, похоронен там же на православном кладбище.