Найти в Дзене
Нереальный спорт

Секреты Сони Блейд: две актрисы, одна легенда Mortal Kombat

В девяностые годы имя Соня Блейд гремело во всех игровых залах и дворах. Бесстрашная блондинка из Mortal Kombat стала для нас чем-то большим, чем просто персонаж видеоигры – она была символом крутости и первой виртуальной “суперженщиной”, с которой мы познакомились. Но мало кто тогда знал, что за образом Сони стояли две разные реальные девушки. Как так вышло и куда их занесла жизнь после файтинга? Давайте перенесёмся назад в эпоху игровых автоматов, VHS-кассет и жвачки «Turbo», чтобы узнать правду о двух актрисах Сони Блейд – Элизабет Малецки и Кэрри Хоскинс. Это будет ностальгическое путешествие со смешными фактами, тайными историями и парой “фаталити” для скуки! История Сони Блейд начинается с Элизабет Малецки, молодой танцовщицы и фитнес-инструктора из Чикаго. В 1992 году разработчики Midway внезапно решили: “Игре Mortal Kombat срочно нужна женщина-боец!” – игроки на тестах просили женский персонаж, и создатели пошли им навстречу. На поиски кандидатки отправились… в спортивный зал!
Оглавление

В девяностые годы имя Соня Блейд гремело во всех игровых залах и дворах. Бесстрашная блондинка из Mortal Kombat стала для нас чем-то большим, чем просто персонаж видеоигры – она была символом крутости и первой виртуальной “суперженщиной”, с которой мы познакомились. Но мало кто тогда знал, что за образом Сони стояли две разные реальные девушки.

Соня Блейд – Элизабет Малецки и Кэрри Хоскинс
Соня Блейд – Элизабет Малецки и Кэрри Хоскинс

Как так вышло и куда их занесла жизнь после файтинга?

Давайте перенесёмся назад в эпоху игровых автоматов, VHS-кассет и жвачки «Turbo», чтобы узнать правду о двух актрисах Сони Блейд – Элизабет Малецки и Кэрри Хоскинс. Это будет ностальгическое путешествие со смешными фактами, тайными историями и парой “фаталити” для скуки!

Первая Соня: Элизабет Малецки – фитнес-инструктор, ставший героиней аркад

История Сони Блейд начинается с Элизабет Малецки, молодой танцовщицы и фитнес-инструктора из Чикаго. В 1992 году разработчики Midway внезапно решили: “Игре Mortal Kombat срочно нужна женщина-боец!” – игроки на тестах просили женский персонаж, и создатели пошли им навстречу. На поиски кандидатки отправились… в спортивный зал! Так Элизабет, работавшая в Lakeshore Athletic Club, оказалась на кастинге. У нее был нужный набор умений: хореография, гимнастика и крепкая физическая подготовка. К тому же она не боялась камер – идеальная Соня для новой игры.

На съемочной площадке (а по сути, в импровизированной фотостудии Midway) 18-летняя Малецки вошла в роль спецагента. Ей выдали военную форму: зеленый топ, брюки и повязку на лоб – простой, почти спортивный образ, совсем не похожий на вычурные костюмы сегодняшних персонажей. Элизабет пришлось разучивать и отыгрывать десятки движений: удары, прыжки, эффектные стойки. Например, ее коронный прием – захват ногами с переворотом – актриса выполняла сама, вставая на руки и сцепляя противника ногами в воздухе.

Представьте дубль за дублем: цифровая Соня должна была плавно схватить врага ногами и швырнуть об пол, и Малецки добивалась идеального кадра, пока команда не осталась довольна. Не менее впечатляющим получился и фаталити Сони – знаменитый «поцелуй смерти», когда она дула на ладонь, выпуская огненный сгусток. Конечно, в реальности Элизабет просто изящно дула в камеру на фоне зеленого экрана, а огонь дорисовали художники, но для своего времени это выглядело круто. Многие из нас в 90-х тайком пытались повторить этот жест перед телевизором, надеясь испепелить надоедливого дворового хулигана – увы, безрезультатно!

-3

Интересно, что Соня Блейд изначально не планировалась. Разработчики придумали её на скорую руку, даже имя дали в честь сестры одного из создателей (Эд Бун назвал героиню Соней). Ходили слухи, что прообразом Сони стала звезда боевиков Синтия Ротрок – студия якобы хотела пригласить ее, да не срослось. Как бы то ни было, Малецки отлично справилась.

Её Sonya Blade в первом Mortal Kombat получилась гибкой, стремительной и опасной. Правда, смешной факт: судя по опросам, в 1992-м Соню выбирали реже остальных персонажей – ребятам тогда было неловко играть “за девушку”. Ну что ж, их потери – потому что многие девчонки наконец-то получили персонажа, с которым ассоциировали себя. Да и парням стоило переступить через стереотипы: Соня могла надрать уши виртуальным ниндзя не хуже любого Лю Кана.

Mortal Komba
Mortal Komba

После триумфа аркадного Mortal Kombat Элизабет ощутила вкус славы... и горькую сторону игропрома. Ее фамилия даже не появилась в титрах, а образ начали использовать без спроса. В сиквеле Mortal Kombat II (1993) Соню убрали из списка бойцов, но ее образ все же промелькнул – на заднем плане одного из уровней Соня и Кано были прикованы цепями как пленники.

Малецки вспоминала, что узнала об этом постфактум: мол, меня даже в игру не ввели, а лицо мое использовали в декорации! За участие в первом MK она получила скромный гонорар и никаких отчислений с бешеных продаж картриджей. В 90-е мало кто из актеров видеоигр предполагал, какими кассовыми хитами станут эти игры – никакие тебе роялти и премии не были прописаны. Элизабет, почувствовав себя обманутой, спустя несколько лет решилась на серьезный шаг.

Замена актрисы, скандал и новая жизнь Элизабет

Когда пришло время Mortal Kombat 3 (1995), студия Midway решила вернуть Соню Блейд в состав бойцов, но Элизабет Малецки к тому времени уже не сотрудничала с ними. Точные причины длительное время были окутаны тайной, порождая слухи среди фанатов. Одни думали, что Элизабет ушла из индустрии, другие – что ее не позвали из-за тех самых “низких рейтингов популярности” Сони в первой части. В итоге роль Сони Блейд досталась другой девушке (о ней чуть позже). Для поклонников, особенно в России, замена прошла почти незаметно: интернетов-то не было, да и в пиксельных спрайтах аркадных автоматов лицо актрис различить сложно. Мы просто радовались, что любимая блондинка-спецназовец вернулась, и мало кто задавался вопросом, почему она выглядит чуть иначе.

 В 1997 году Элизабет Малецки вместе с несколькими коллегами по MK (актерами, сыгравшими Шан Цзуна и китаянку-ассасина Китану) подала в суд на производителей игры.
В 1997 году Элизабет Малецки вместе с несколькими коллегами по MK (актерами, сыгравшими Шан Цзуна и китаянку-ассасина Китану) подала в суд на производителей игры.

За кулисами же назревала драма. В 1997 году Элизабет Малецки вместе с несколькими коллегами по MK (актерами, сыгравшими Шан Цзуна и китаянку-ассасина Китану) подала в суд на производителей игры. Они требовали компенсацию – долю прибыли от продаж домашних версий Mortal Kombat, утверждая, что их образы и движения использовались повсеместно без справедливой оплаты.

Это был один из первых случаев, когда актеры видеоигр пытались отстаивать права на свой цифровой облик. К сожалению для них, суд Illinois признал, что раз уж контракт был подписан и гонорар выплачен, то требовать чего-то ещё бесполезно. Иск отклонили, и никакие «friendship» с Midway уже были невозможны. Так оригинальная Соня Блейд разорвала отношения с миром больших игр – на долгие годы.

-6

Что же случилось с Элизабет дальше? Она фактически пропала из медийного поля и держала низкий профиль, как пишут на Западе. Малецки, разочаровавшись в шоу-бизнесе, переключилась на совершенно другую сферу – причём весьма благородную. Оказывается, после Mortal Kombat Элизабет получила образование и стала медицинской сестрой (RN) в знаменитой клинике Мэйо. Представьте себе: одна из самых грозных женщин 90-х, чьи удары ногами мы боялись на экране, в реальной жизни спасает людей и перевязывает раны! Ирония судьбы – Соня из карателя превратилась в целителя.

Кроме того, Элизабет занимается защитой животных: она известна как активный волонтёр и адвокат животных, участвует в благотворительных акциях. Конечно, полностью порвать с прошлым у нее не вышло – слишком велика любовь фанатов. Периодически Малецки появляется на фан-конвенциях Mortal Kombat, где с радостью подписывает старые картриджи, фотографируется с поклонниками и отвечает на вопросы о тех самых съёмках 1992 года. Для нас, выросших на 16-битных драках, увидеть сегодня “тетю Соню” – это по-настоящему тёплый, ностальгический момент.

-7

Вторая Соня: Кэрри Хоскинс – модель Playboy, рок-звезда аркад и супер-мама

А теперь познакомимся с женщиной, которая в середине 90-х подарила Соне Блейд вторую жизнь. Кэрри Хоскинс ворвалась в историю Mortal Kombat как замена Малецки в MK3, но её вклад оказался не менее ярким. Путь Кэрри к видеоигре был даже более нестандартным.

В юности она работала моделью и прославилась съемками для Playboy. Да-да, та самая культовая мужская журнальная серия: в 1993 году Кэрри красовалась на страницах Playboy’s Book of Lingerie вместе со своей сестрой-близняшкой Джоди, а чуть позже появилась и в других спецвыпусках журнала. Эта слава привлекла внимание Midway – разработчики искали эффектную блондинку с хорошей физической формой для роли возрождённой Сони Блейд. Хоскинс подошла идеально: спортивная фигура, красивое лицо, опыт перед камерой и готовность выполнять трюки. Как шутили потом фанаты, “Fatality” в её исполнении было смертельно красивым.

Кэрри Хоскинс – модель Playboy, рок-звезда аркад и супер-мама
Кэрри Хоскинс – модель Playboy, рок-звезда аркад и супер-мама

Кэрри надела культовый зелёный костюм Сони летом 1994 года – и понеслось. В Mortal Kombat 3 (1995) её образ Сони был уже другим: вместо военного берета – высокий хвост, вместо камуфляжных брюк – откровенные шорты велосипедки и топ. Эпоха диктовала моду на боевых красоток, и Хоскинс отлично вписалась. Она серьезно подошла к задаче: хотя Кэрри не была чемпионкой единоборств, ради роли она тренировалась в боевом искусстве тангsudo около двух лет.

На съемках она исполняла удары и прыжки не хуже профессиональных спортсменов. Более того, Кэрри привнесла в персонажа новые фишки – например, знаменитое колесо Сони (кувырок с ногами вперёд) в её исполнении стало ещё более динамичным благодаря модельной гибкости актрисы.

Если в MK1 Соня была строгой спецназовкой, то в MK3 она превратилась в настоящую экшен-дива 90-х: яркой, сильной и сексуальной одновременно. Российские игроки, наконец, распробовали женского персонажа – в залах на автоматах MK3 за Соню рубились уже без предрассудков. Ну а подростки-мальчишки вовсе переживали новый вид влюблённости: плакаты с Кэрри в образе Сони висели на стенах рядом с афишами Голливудских боевиков.

Кэрри Хоскинс
Кэрри Хоскинс

Интересно, что помимо MK3 Кэрри Хоскинс «засветилась» и в других играх Midway. Помните тир-шутер Revolution X, где нужно спасать членов группы Aerosmith? Там финальным боссом была рок-дива в кожаном белье – Mistress Helga, и её тоже сыграла Кэрри! А в аркадном баскетболе NBA Jam она появилась в роли эффектной чирлидерши (даже в играх про спорт Midway не упускала шанс добавить прекрасную блондинку).

В 90-х годах в игровых журналах нередко публиковали фото Хоскинс: то она в костюме амазонки Вала из файтинга War Gods (еще один проект Midway), то в образе самой Сони с высоко поднятой ногой. Ее лицо стало своего рода “пасхалкой” для внимательных геймеров – компания обожала вставлять Кэрри то тут, то там. Например, в NBA Showtime она вообще была секретным играбельным персонажем! Представьте удивление баскетбольных фанатов, когда вместо Майкла Джордана по площадке начинает бегать девушка, блокируя каждый бросок соперника. Это была шуточная отсылка разработчиков на боевой дух Сони Блейд.

Кэрри Хоскинс
Кэрри Хоскинс

Однако главным приключением для Хоскинс стала вовсе не видеоигра, а Mortal Kombat: Live Tour – живое турне по США и Европе. В 1995-96 годах, на волне бешеной популярности франшизы, Midway организовала театрализованное шоу: актёры в костюмах Mortal Kombat выступали на сцене, разыгрывая бои под музыку и спецэффекты. Кэрри вновь перевоплотилась в Соню, теперь уже перед реальной публикой. Она признавалась, что первое время жутко нервничала – одно дело позировать в студии, и совсем другое махать кулаками перед толпой зрителей. Но на помощь пришла большая “семья” Mortal Kombat.

Кэрри Хоскинс
Кэрри Хоскинс

По словам Кэрри, парни-актеры относились к ней как к младшей сестре: они вместе репетировали удары, разучивали бой с хореографией. Коллеги даже устраивали Хоскинс своеобразные тренировки: прятались за кулисами и внезапно выпрыгивали, нападая, чтобы проверить ее реакцию. “Это было как будто у меня появилось 20 старших братьев”, – смеётся Кэрри. В итоге она набралась уверенности и начала получать кайф от выступлений.

Live Tour проехало с аншлагами – были даже выступления в легендарном Radio City Music Hall. Представьте: тысячи фанатов, громовая музыка, на сцене яростно дерутся Саб-Зиро, Лю Кан, и среди них наша Соня, исполняющая тот самый бросок ногами. Для 90-х это было нечто немыслимое – видеоигра на театральных подмостках! Многие ребята тогда впервые увидели “настоящую” Соню вживую, и Хоскинс купалась в лучах славы.

-13

После такого успеха логичным шагом казалось кино – и действительно, Кэрри Хоскинс пробовалась на роль Сони Блейд в сиквеле голливудского фильма Mortal Kombat: Annihilation (1997). Фанаты ликовали: кто, как не она, заслужил перенести свой образ на большой экран? Кэрри успешно прошла несколько этапов кастинга и вошла в тройку финалисток. Увы, в финале продюсеры выбрали другую актрису (Сандру Хесс), решив, что у Хоскинс маловато актёрского опыта для крупного кино. Так наша игровая Соня осталась легендой сугубо виртуального мира. Впрочем, Кэрри не сильно расстроилась: к концу 90-х она решила сосредоточиться на личной жизни.

Судьба Кэрри Хоскинс: семейные бои, творчество и триумфальное возвращение

Пока игры Mortal Kombat выходили одна за другой, их звезда Хоскинс постепенно отошла от дел. Она вышла замуж, родила четверых детей и обосновалась в тихом пригороде Чикаго. Жизнь преподнесла ей новые испытания: двое из детей, близнецы-мальчики, родились с диагнозом ДЦП.

Для Кэрри начался самый трудный и важный бой – бой за здоровье и счастье своих особенных малышей. И тут сказался характер Сони Блейд: Хоскинс не сдалась и стала активистом от материнства. Она погрузилась в темы реабилитации, помогала благотворительным организациям, и даже решила пойти в политику.

-14

В 2012 году Кэрри баллотировалась в совет округа Кейн (штат Иллинойс), стремясь получить реальный рычаг влияния для поддержки семей с особыми детьми. Пресса сразу откопала её пикантное прошлое – мол, в кандидаты идет “бывшая модель Playboy” – но Хоскинс только улыбалась в ответ. “Я никогда этого не скрывала и не стыдилась – и не собираюсь стыдиться,” – твердо заявила она про свою молодость.

Впрочем, избиратели больше интересовались, что Соня Блейд собирается сделать с дорожными фондами и школами, чем ее фотосессиями. Итоги выборов оказались не такими яркими, как Mortal Kombat: Кэрри не заняла должность, но приобрела массу уважения от поклонников. Да и звучит же здорово – “Соня Блейд идет в политику, чтобы спасти реальный мир”!

-15

Сегодня Кэрри Хоскинс – это по-прежнему энергичная блондинка (время будто боится к ней прикасаться), хотя и с другими приоритетами. Она занимается искусством: рисует, увлекается фотографией и делает красивые изделия из эпоксидной смолы, которые продает через свой сайт. В Инстаграме Кэрри делится не гламурными фотосессиями, а картинами, семейными моментами и воспоминаниями о “былых боях”.

Пару лет назад, спустя почти 20 лет после ухода из индустрии, она неожиданно вернулась на радость фанатам – поучаствовала в создании новой игры! В 2013 году разработчики перезапустили легендарный файтинг Killer Instinct и пригласили Кэрри в команду. Она стала актрисой захвата движений и голосом для персонажа Майи. Вы только представьте: в 43 года она вновь надела обтягивающий костюм с датчиками и начала выбрасывать удары перед камерами – точь-в-точь как в 90-е. Для самой Хоскинс это стало приятным путешествием в молодость. А для нас – ещё одним доказательством, что настоящие легенды не исчезают бесследно.

-16

Наследие Сони Блейд: сильные женщины в играх от 90-х до сегодня

Разглядывая жизненный путь двух актрис Сони Блейд, поневоле понимаешь, какой след они оставили в поп-культуре. В начале 90-х женщина-боец наравне с мужчинами – это было в новинку. Соня Блейд стала одной из первых игровых героинь, кто доказал: девушки в играх могут быть не только «принцессами в беде». Наравне с Чунь-Ли из Street Fighter, Соня пробивала дорогу всем последующим Ларе Крофт, Джилл Валентайн и прочим крутым дамам гейминга.

При этом образ Сони сочетал в себе, казалось бы, несовместимые черты. С одной стороны – воинственная спецназовка, которая даст прикурить любому громиле. С другой – привлекательная эффектная блондинка (недаром в MK3 ей добавили немного гламура в облик).

-17

Девяностые вообще любили такой микс: вспомним тех же киногероинь того времени, от Сары Коннор до Зены. Персонаж Сони показал мальчишкам, что женщина на экране может быть равной или даже круче мужчины, а девчонкам – что можно быть сильной, не отказываясь от женственности. Для русскоязычной аудитории тех лет, выросшей на боевиках и только начинавшей приобщаться к играм, Соня Блейд стала своеобразным культурным феноменом. Она была нашим первым виртуальным “образцом” сильной героини.

-18

Любопытно, что обе исполнительницы Сони добавили в этот образ часть себя – и тем самым повлияли на то, как в принципе воспринимались женщины в играх. Малецки придала Соне атлетичность и напор реального бойца, без излишней гипер-сексуальности. Её Соня из MK1 – словно эхо эпохи VHS-фитнеса: лосины, повязка, серьёзное лицо инструктора аэробики, который сейчас задаст тебе жару на тренировке. Это был новый тип героини: не подружка главного героя, не декорация, а самостоятельный боец по сюжету.

Хоскинс же, придя на смену, добавила яркости и немного той самой “Playboy”-эффектности – в разумных пределах для игры. Её Соня улыбалась с постеров, позировала в зрелищных позах и чуть больше соответствовала идеалу красоты 90-х. Но при этом Кэрри не позволила превратить персонажа в пустой фан-сервис: она сохранила характер Сони – боевой, упорный. В итоге аудитория получила обновленную Соню, которая могла и глазу приятна, и на кулаках мастер. Благодаря этому успеху разработчики убедились: включать женщин-войнов в игры – это отличная идея, их полюбят не меньше мужских персонажей.

-19

Сегодня, когда мы запускаем очередную Mortal Kombat 11 или смотрим фильмы по игре, фигура Сони Блейд по-прежнему на виду. Да, технологии шагнули далеко вперед, и современная Соня – это 3D-модель с лицом актрисы из Голливуда (в недавней части её, кстати, озвучила знаменитая рестлерша Ронда Роузи). Но для олдскульщиков всё равно “той самой” Соней навсегда останутся Элизабет Малецки и Кэрри Хоскинс – две простые девушки, которые в 90-е не побоялись ворваться в мужской цифровой мир и навсегда изменили его.

Одна теперь лечит людей, другая воспитывает детей и творит искусство, но для нас они всегда останутся теми самыми крутыми спецназовками из игровых автоматов. И каждый раз, когда слышим зловещее “Finish Him!”, перед глазами невольно всплывает образ блондинки в зелёном костюме. Спасибо вам, девушки, за наше яркое детство и за то, что Соня Блейд стала легендой!