В годы первой мировой войны особо остро стал вопрос о создании бронемашины, которая могла бы легко пересекать проволочные заграждения и передвигаться по изрытому воронками и траншеями полю боя. И если европейские инженеры, в основном, делали ставку на гусеничный транспорт, то русский инженер Николай Николаевич Лебеденко решил пойти другим путем.
В 1914 году инженер Николай Николаевич Лебеденко представил военным проект бронированной боевой машины повышенной проходимости на огромных передних колесах, весом в 45 тонн. Он сам лично сконструировал Царь-танк, корпус которого как раз опирался на два огромных колеса. По проекту колеса были одиннадцать метров в диаметре, но при постройке, из-за экономии средств и времени, были уменьшены до девяти. Фактически должен был получиться танк высотой с трехэтажный дом.
Но почему-то, в качестве третьей точки опоры, по проекту, предлагался каток диаметром всего лишь полтора метра. И хотя, любому сразу было понятно, что именно он и станет ахиллесовой пятой машины, но на тот момент, ни сам инженер, ни приемная комиссия, отчего-то не обратили на это внимания.
Возможно, роль сыграло то, что с инженерной точки зрения проект был грамотно рассчитан и обоснован, причём целым коллективом специалистов: специалистом в области авиационных двигателей Александром Александровичем Микулиным, конструктором в области тепловых и авиационных двигателей Борисом Сергеевичем Стечкиным и основоположником гидро- и аэродинамики, профессором Николаем Егоровичем Жуковским.
Для продвижения своей машины Лебеденко собрал деревянную модель, приводимую в действие патефонной пружиной, и представил главе Союза земств и городов князю Г. Е. Львову, который пришел в восторг и тут же организовал для Лебеденко аудиенцию у царя Николая II.
Модель танка с легкостью преодолевала толстые книги, разложенные на полу в кабинете царя. В результате Николай II остался доволен и ассигновал на постройку опытного образца 210 тыс. рублей из личных средств.
Сам по себе проект был продуман вполне неплохо. Для перевозки к линии фронта, танк можно было разобрать на отдельные части. У каждой башни был свой сектор обстрела. Дополнительная башня размещалась под днищем, чтобы враг не мог подобраться к танку снизу и заложить заряд.
Постройка машины велась в обстановке строжайшей секретности, под это специально был выделен охраняемый и огороженный полигон. Комплектующие для танка заказывали на разных предприятиях России, под видом промышленного оборудования.
Уже при постройке начались трудности. Так, сталь, из которой изготовлялся корпус, оказалась толще, чем был заложен в проекте. Нужной толщины просто не нашли. В итоге масса машины превысила проектную почти в полтора раза, и возникли сомнения в том, что хватит мощности двигателей. В качестве двигателей было принято использовать два 240-сильных "Майбаха", снятых с подбитого недавно немецкого дирижабля.
Тем не менее, деньги уже были потрачены, танк построен, и перепроектировать машину заново было поздно.
27 августа 1915 года прошли первые и последние ходовые испытания машины. Танк успешно проехал несколько десятков метров, повалил берёзу как спичку, и неожиданно для всех застрял в топкой местности. Застрял, естественно, неповоротливым и маленьким хвостовым катком.
Из-за огромного веса конструкции хвостовой каток буквально провалился в землю и стал якорем. Мощные двигатели хорошо вращали огромные передние колеса, но те только глубже зарывались в землю и не могли вытащить задний каток. Вытащить тяжелую махину так и не удалось.
К танку приставили охрану (секретный все-таки проект) и забыли про него почти на 2 года. В 1917 году начались революционные события в России и охрану сняли. Ещё шесть лет танк простоял просто так – брошенным. А 1923-м новая власть приказала разрезать и разобрать ржавый танк на металлолом. Так его короткая печальная судьба и завершилась.
Стоит отметить один удивительный факт!
В 1916 году, спустя год после испытаний машины Лебеденко, в одном из американских журналов была опубликована научно-популярная статья о гипотетической боевой машине будущего. Монстр, показанный на картинках, сильно напоминал конструкцию Лебеденко. Такое ощущение, что американцы все-таки что-то пронюхали про секретные разработки русских.
И напоследок… После революционных событий 1917 года инженер Лебеденко не принял новую власть и присоединился к Белому движению. В 1920 году он эвакуировался из Новороссийска в Константинополь, а затем обосновался в Белграде. С 1927 года Лебеденко жил в Германии, продолжая заниматься научно-техническими исследованиями и преподаванием. Он получил патенты в различных странах и владел частной лабораторией в Берлине. Поговаривали, что какие-то его новые уникальные разработки активно внедряла во время Второй мировой войны фашистская Германия. Николай Лебеденко скончался 26 мая 1948 года в Берлине и был похоронен на русском православном кладбище Тегель.
Вот и вся история этого чудо-танка!
Не забываем подписаться на мой канал, поставить лайки и оставить комментарии!