Найти в Дзене

Что не так с поколением Z? Проблема старше, чем интернет. Тургенев объяснил всё. Рецензия на вечную классику «Отцы и дети»

Я достигла зрелости - такое осознание случилось, когда на подступе 36 лет я стала раздражаться и презирать свежее поколение. Малодушные, глупые, ленивые и поверхностные, абсолютно мне непонятные… Я правда могла бы перечислять долго – претензий накопилось достаточно. Благо, вместе со зрелостью пришло критическое мышление, поэтому решила разобраться в природе новых чувств — это неминуемый поколенческий конфликт дает о себе знать или всё действительно ТАК плохо? В поисках ответов я обратилась к вечной классике. ___________________________________________ Забегая вперед: правда как всегда оказывается по середине. Мой негатив оправдан, но будущее все-таки у человечества есть. Сюжет жизненный максимально, который легко переложить на любую реальность: окончание учебы и возвращение в отчий дом после долгой разлуки «оперившихся» Аркадия вместо со страшим товарищем Евгением. Они поочерёдно посещают родителей каждого, между поездками успевая погостить у новой знакомой – Анны. Роман состоит из диа

Я достигла зрелости - такое осознание случилось, когда на подступе 36 лет я стала раздражаться и презирать свежее поколение. Малодушные, глупые, ленивые и поверхностные, абсолютно мне непонятные… Я правда могла бы перечислять долго – претензий накопилось достаточно. Благо, вместе со зрелостью пришло критическое мышление, поэтому решила разобраться в природе новых чувств — это неминуемый поколенческий конфликт дает о себе знать или всё действительно ТАК плохо? В поисках ответов я обратилась к вечной классике.

___________________________________________

Забегая вперед: правда как всегда оказывается по середине. Мой негатив оправдан, но будущее все-таки у человечества есть.

Сюжет жизненный максимально, который легко переложить на любую реальность: окончание учебы и возвращение в отчий дом после долгой разлуки «оперившихся» Аркадия вместо со страшим товарищем Евгением. Они поочерёдно посещают родителей каждого, между поездками успевая погостить у новой знакомой – Анны. Роман состоит из диалогов и коротких бытовых зарисовок, в ходе которых раскрываются и герои, и ключевая проблематика книги.

Большим достоинством романа является наличие разных, с высокой степенью детализации (даже с некоторой гипертрофированностью) типажей с обеих сторон “барьера”. И по тому, как вы относитесь к ключевым действующим лицам, легко определить свою позицию в конфликте поколений, а также определить источники и причины своих претензий.

Базаров - конечно, центровой и самый яркий. Выражаясь современным - сигма бой чистой воды))) Его образ мысли мне не откликается, сам герой не вызывает симпатии и даже сочувствия. В то же время он достоин уважения. Евгений умный, деятельный, смелый и решительный молодой человек, способный на поступки. У него действительно есть убеждения и присутствует выстроенная им (а не навязанная другими) парадигма мир. Его проблема в тотальном отрицании чувственной и эмоциональной стороны жизни.

– Да кто его презирает? – возразил Базаров. – А я все-таки скажу, что человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и, когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек – не мужчина, не самец
Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество. Пойдем лучше смотреть жука

Как следствие, полное отсутствие мудрости и гибкости, что роднит его с героем-антагонистом - аристократом и консерватором Павлом Кирсановом. Только если Базаров безразличен и сдержан, Павел горяч и обидчив, что в итоге доводит их до апогея конфликта – нелепой дуэли, которая к большому счастью заканчивается легкой царапиной и огромной неловкостью.

На примере этих двух героев Тургенев очень хорошо демонстрирует, что обе точки зрения – две крайности, основанные на категоричности и безапелляционной приверженности, нежизнеспособны, каждая из них приводит к печальному концу.

Возвращаясь к своему вопросу: аналоги “Базаровых” в реальной жизни встречаю редко, но если это случается, то подобные молодые люди вызывают что-то вроде снисходительного уважения без какого-либо негатива. С ними интересно общаться и спорить, в работе они тоже проявляют себя достойно. А чтобы сохранять позитивную коммуникацию, надо лишь воздерживать себя от нравоучений, но вместе с тем и им не спускать насмешливый тон.

Смотрим далее:

Аркадий и Николай Кирсанов по-своему милы, приятны, они излучают готовность к переменам и на мой взгляд являют собой пример даже не компромисса, а здорового соглашения по принципу «вин-вин». Каждый из них претерпевает внутреннюю трансформацию и тем самым становится лучше и счастливее. Сын признает семейные ценности и вместе с ними наследует дело отца, которое сможет продолжать и развивать в соответствии с новыми требованиями времени. Отец, принимая новые правила и возможности, не становится более эффективным с точки зрения гражданской позиции (но теперь это делает его сын!), зато повторно обретает радости семейной жизни.

Что же получается? Кто является источником моего негатива? Или все-таки роман Ивана Сергеевича нельзя переложить на реалии 21 века?

Те, кто читал произведение, думаю уже догадались. Мадам Кукшина и господин Ситников — вот они, типичные новые люди прогрессивных взглядов, которые на деле оказываются пустомелями и позерами. Как же тонко по ним проходится автор, как умело и будто невзначай он обнажает и подсвечивает их напыщенную пустоту и отсутствие принципов.

Подобных карикатурных персонажей в моей действительности предостаточно, именно они становятся источником и причиной моего гнева.

Что же получается?

Нахожу свои претензии обоснованными, но не могу подтвердить статистикой. Просто вот из личных ощущений кажется, что всяческие Ситниковы и Кукшины были всегда, но именно теперь их всё больше в % соотношении. И всё ранее перечисленное в виде “Малодушные, глупые, ленивые и поверхностные, абсолютно мне непонятные…” отправляю на их счет. Более того, теперь я заручаюсь поддержкой великого классика, который свое отношение к одному из двух героев подытожил следующими строчками:

С такими-то двумя-тремя химиками, не умеющими отличить кислорода от азота, но исполненными отрицания и самоуважения, да с великим Елисевичем Ситников, тоже готовящийся быть великим, толчется в Петербурге и, по его уверениям, продолжает «дело» Базарова. Говорят, его кто-то недавно побил, но он в долгу не остался: в одной темной статейке, тиснутой в одном темном журнальце, он намекнул, что побивший его – трус. Он называет это иронией. Отец им помыкает по-прежнему, а жена считает его дурачком… и литератором

Таким образом книга помогла мне разобраться, что я довольно обоснованно отношусь предвзято к некоторым людям, однако, связано это не столько с их возрастом, сколько из-за занимаемой ими по жизни позиции.

Однако справедливым будем сказать, что не переводятся Николаи Кирсановы, и Базаровы встречаются, поэтому в целом есть ощущение, что жизнь просто идет своим чередом.

А мне, вместо осуждений из гневных и высокомерных чувств, лучше сосредоточиться на внутренних переменах и личностной эволюции, ведь достижение зрелости - не финальная точка, а лишь очередная остановка на длинном пути.

ЕЩЕ

1. Надо обязательно добавить, что “Отцы и дети” необычайно интересный и доступный для чтения роман, я впервые за долгое время читала запойно, одолев книгу за 2,5 дня. Несмотря на емкость изложения, на страницах произведения находится место всему: драма, юмор, смерть и любовь. По динамике и присутствию разных характеров напоминает добротный мини-сериал, где за короткий промежуток времени подробно разворачивается некоторая история. Только от чтения я получила гораздо больше удовольствия.

2. Роман исследует не только тему конфликта поколений:

• очень живописно и поучительно проиллюстрирована стратегия жизни “без чувств” с опорой только на рациональное. Базаров умирает физически в самом конце, но гораздо раньше он чахнет ментально. “Как жизнь без весны, Весна без листвы, Листва без грозы, И гроза без молний? Как годы скучны. Без права любви” - вспомнились мне эти строки.

• тема родительской любви… в самое сердце! Мы никому не нужны ТАК, как своим родителям. И никому мы не нужны ПРОСТО ТАК, как своим родителям.

3. Великолепный женский “состав” произведения! Который, кстати, тоже попадает под ранее выведенные мной категории:

Катя Одинцова и Фенечка чудесные, вызывает искреннюю симпатию и радость. Они изначально находились где-то посередине поколений, поэтому “выиграли” эту жизнь легче и быстрее всех.

Анна Одинцова - нечто среднее между пикми и милфой (и шучу и нет). Меня сильно впечатлила (и вдохновила) по началу, но в конце книги становится ясно, что это женский прототип Павла Кирсанова, только он однажды сгорел от любви, а она так и не осмелилась.

Воспоминаний много, а вспомнить нечего, и впереди передо мной – длинная, длинная дорога, а цели нет… Мне и не хочется идти

Арина Базарова, на мой взгляд, самый точный персонаж и очень хорошо про неё написал автор:

Подобные женщины теперь уже переводятся. Бог знает – следует ли радоваться этому!

Дуняша)))) Все вставки по ее поводу вызывали много улыбок. И хочу отметить, с каким знанием дела Иван Сергеевич описывает метания женского сердца в стиле “сама придумала, сама обиделась”.

Дуняша охотно с ним хихикала и искоса, значительно посматривала на него, пробегая мимо «перепелочкой»

4. Как изящно Тургенев пишет о чувствах, без пошлости, но деликатно обнажая души героев, без лишних подробностей он демонстрирует всю прелесть и неповторимость романтичных переживаний, после которых очень хочется влюбиться.

А потом первые робкие посещения, полуслова, полуулыбки, и недоумение, и грусть, и порывы, и, наконец, эта задыхающаяся радость… Куда это все умчалось?
Кто не видал таких слез в глазах любимого существа, тот еще не испытал, до какой степени, замирая весь от благодарности и от стыда, может быть счастлив на земле человек

5. Литературный русский здесь прекрасный! Ни одной строчки не пропустила, а некоторые описания природы, характеров и людей перечитывала много раз. Подсобрала коллекцию особо запавших слов, делюсь:

Десять лет прошло таким образом, бесцветно, бесплодно и быстро, страшно быстро
Упомянем кстати о Петре. Он совсем окоченел от глупости и важности, произносит все е как ю: тюпюрь, обюспючюн, но тоже женился и взял порядочное приданое за своею невестой, дочерью городского огородника, которая отказала двум хорошим женихам только потому, что у них часов не было: а у Петра не только были часы – у него были лаковые полусапожки
«Как все женщины, которым не удалось полюбить, она хотела чего-то, сама не зная, чего именно. Собственно, ей ничего не хотелось, хотя ей казалось, что ей хотелось всего
Она была удивительно сложена; ее коса золотого цвета и тяжелая, как золото, падала ниже колен, но красавицей ее никто бы не назвал; во всем ее лице только и было хорошего, что глаза, и даже не самые глаза – они были невелики и серы, – но взгляд их, быстрый и глубокий, беспечный до удали и задумчивый до уныния, – загадочный взгляд
Один старик Прокофьич не любил его, с угрюмым видом подавал ему за столом кушанья, называл его «живодером» и «прощелыгой» и уверял, что он с своими бакенбардами – настоящая свинья в кусте

Итого, выражаясь зумерским: книга кайф.

Как взрослый человек добавлю, что это очень достойное произведение, которое гарантированно подарит 4–5 часов качественного чтения, а также поспособствует внутренней рефлексии и познанию.