Как-то после публикации очередной нашей статьи о хищных птицах, в редакцию журнала пришло письмо от разгневанного читателя. В нем он упрекал нас во всех смертных грехах, писал о том, что мы бесимся с жира, спасая хищных животных, от которых ему, видимо, житья нет. Тем, кто сомневается в важности сохранения всех живущих на Земле видов животных, мы посвящаем эту статью.
Еще в каменном веке хищные звери и люди жили рядом и охотились в основном на одну и ту же добычу. И те, и другие бросались из засады на пьющую воду косулю или загоняли оленя. Уже тогда это была конкуренция в борьбе за мясо.
Проходили тысячелетия, человечество утверждало свое владычество на Земле. По мере развития цивилизации, отношения между хищными животными и человеком становились все конфликтнее.
Взгляд на хищника как на вредное, подлежащее истреблению существо, было утверждено окончательно.
Одним из ярких примеров необъективного подхода к оценке различных животных служит довоенное охотничье законодательство. В перечень вредных, подлежащих поголовному истреблению, попали все хищные птицы, в том числе и полезнейшие из них – совы, мелкие соколы, канюки, коршуны. Туда же были отнесены и большинство пушных зверей – лисы, выдры, куницы и многие другие.
А так как некоторые хищники приносили видимый вред – медведь задрал корову, волк унес овцу или ястреб цыпленка, то уничтожение при любом удобном случае всякого хищника стало считаться «добрым делом».
В настоящее время, когда человек стал коренным образом изменять лик Земли, положение диких животных и особенно хищников стало катастрофическим. Одни из них сделались жертвами неумеренного варварского истребления, другим стало негде жить и нечем питаться. Третья группа животных стала жертвой массовых мероприятий по борьбе с другими видами, например, при обработке лесов и полей гербицидами, либо ядами, предназначенными уничтожать насекомых и мелких грызунов.
Благодаря такой кипучей деятельности человека, крайне малочисленными стали у нас величественные орлы, орланы, грифы. Исчезают полезнейшие мелкие соколы – кобчики, дербники, чеглоки. Живыми реликвиями стали снежный барс, леопард, каракал, полосатая гиена. Практически исчез азиатский гепард и был убит последний в нашей стране туранский тигр.
А может, и нет здесь ничего страшного? А зачем они на этой Земле? Пусть себе исчезают. Зато вокруг безбедно будут существовать такие полезные для человека – олени, лоси, кабаны, зайцы, а также пернатая дичь. А в лесу весело распевать синицы и соловьи.
Только уничтожив всех хищников, человек собственными руками, приведет к скорой гибели всех их бывших жертв, а заодно и себя. Недаром, после подробного изучения жизни самых разнообразных животных, ученые пришли к выводу, что на Земле нет ни одного животного, подлежащего поголовному истреблению.
Стая волков устраивает загоны: задача хищников напугать стадо, заставить бежать сломя голову и отбить одного-двух слабых животных. Но если погоня на протяжении 300-500 метров была бесполезной, она чаще всего прекращается – волки сил зря тратить не будут. Никакой выборочный отстрел не может сравниться с естественной селекцией, которая ведется хищниками изо дня в день, веками.
Если же волк начинает бесчинствовать на фермах или в отарах, то никто не задумывается, что в этом повинен сам человек, подчас своей ленью, не способный защитить своих домашних животных, построив крепкий хлев, забор, воспитав охранных собак. Стая волков из 5-7 зверей успешнее охотится в лесу на диких зверей, чем одиночный зверь, лишенный же человеком своих сородичей и естественных жертв, среди диких животных. Однако бесхозяйственно выброшенные трупы домашних животных вокруг ферм, приучают волка к дармовой добыче и вот тогда и случаться и казусы.
В черные списки заносили и лису, как якобы истребляющую молодняк копытных животных, ее разрешалось убивать в течение всего года. А ведь лисица главный истребитель мышей, в рационе лисы они занимают 80 процентов.
Во многих странах выдра издавна считалась вредителем рыбного хозяйства. Но подобный анализ ее питания показал ошибочность этого мнения. Выяснилось, что рыба составляет лишь 50 процентов ее рациона, причем большая часть ее рыбного стола падает на малоценные виды «сорной» рыбы.
В настоящее время все больше зоологов, работников сельского хозяйства выступают за сохранение и умелое использование хищников, как естественных истребителей наших врагов. В наш Центр нередко обращаются председатели колхозов с просьбой выпускать реабилитируемых нами сов в колхозные хранилища зерна или на фермы. Поживет такая сова на ферме, подкормится мышами, а заодно сохранит ни один килограмм зерна или комбикорма, и улетит на волю. Польза для обеих сторон очевидна.
Возьмем, к примеру, обыкновенную пустельгу. Только для птенцов она натаскивает к гнезду более двухсот полевок и других мышевидных грызунов. Серая неясыть вылавливает за лето около 1000 полевок, а на совести каждой из них килограмм зерна.
Ястреб-тетеревятник считается волком в мире пернатых, но и его нельзя считать вредной птицей. Так в Европе уже пытаются восстановить тетеревятников, где они практически исчезли. Программа восстановления хищников преследует практические цели – вернуть в природу птиц, способных контролировать сильно размножившихся ворон и голубей. Последние наносят ощутимый вред, совершая опустошительные набеги на созревающие хлеба и плантации молодой зелени.
А ведь среди причин стремительного нарастания численности ворон, скворцов, галок и голубей – непосредственную роль играет искоренение популяции их естественных врагов – ястребов, соколов, орлов.
Хищник, будь он мелкий ястреб или лев не может съесть всех своих жертв потому что, съев всех, он был бы обречен на гибель как вид. Хищник, каким бы ловким он не был, поймать столько здоровых зверей и птиц, сколько больных и старых не может, а потому, когда снижается число потенциальных жертв, то хищник либо меняет место своей охоты, либо погибает.
Как известно для прокорма хищника требуется большая площадь. Поэтому хищники встречаются в природе значительно реже, чем их жертвы. Все хищники рационально «ведут» свое хозяйство – соотносят рождаемость детенышей с поголовьем пасущейся или летающей вокруг добычи. Очень показателен результат эксперимента, проведенного в ФРГ еще в 60-е годы ХХ века, по избирательности питания хищных птиц. Объектом добычи были избраны серые вороны. Одни охотники с ружьями, а другие с соколами-сапсанами отстреляли и отловили по сто ворон. Вороны были тщательно обследованы. Поразительно, но из сотни отстреленных ворон, больных оказалось 40 процентов, а среди сотни отловленных сапсанами, их было 76 процентов. Такие исследования проводились за рубежом по многим видам хищных птиц и было доказано, что ХИЩНЫЙ не значит ВРЕДНЫЙ.
Но до сих пор еще остаются люди, которые не хотят знать и понимать эти теснейшие экологические взаимосвязи – хищник-жертва.
В природе нет магазинов, но есть виды – жертвы и виды – хищники, которые успешно уживались друг с другом веками, вырабатывая навыки поймать и не попасться. К тому же животные убивают добычу, чтобы прокормиться, в то время как человек зачастую убивает ради развлечения.
Только человек, не задумываясь, губит и губит природу. Пока еще важнее обитателей тайги – нефть, обитателей тундры – газ. И пашет, нетронутые тундры, гусеницами вездеходов, образуя нефтяные реки и озера. Губит, бьет, уничтожает и ничего не дает природе взамен человек – вроде бы не хищный, но вредный, ой какой вредный для природы.
Не удивительно, что среди животных, которым грозит уничтожение, в первую очередь находятся хищники. Ведь они размножаются менее интенсивно чем растительноядные животные, а кроме того, поголовье многих видов настолько подорвано, что продолжает уменьшаться несмотря на запрет истребления.
И в наш Центр реабилитации диких животных в основном попадают именно хищные животные. И мы делаем, и будем делать все возможное, чтобы вернуть их в природу. Хотя в своей работе, мы не делаем исключения никому. Одинаково стремимся помочь синичке и рыси. Ведь жить в природе должны не только «белые и пушистые», но и «зеленые и бородавчатые», только это позволит сохраниться природе, а как следствие и человеку.
За последние десятилетия исчезли десятки видов животных, около шестисот находятся на грани вымирания. А потеря каждого из них – невосполнимая утрата. Человек не замечает, что его благополучие достигается за счет уничтожения разделяющих с ним землю животных. «Не перестаешь удивляться, насколько легко у людей возникает самомнение, что они способны сравнить себя с богом. А животный мир, существовавший тысячелетиями, всем своим обликом говорит людям, что мир значительно сложнее того, что думают люди» (Б.Гржимек).
Все животные одинаково ценны на Земле и тем, кто говорит нам: «Побойтесь Бога, зачем вы спасаете хищников?» - хотим возразить. Вспоминая Бога, загляните в библию. После Всемирного потопа Ной взял в свой Ковчег все виды животных «Каждой твари по паре» и не уничтожил хищников.
Хищники не питаются травой, однако от зубов волка, когтей ястреба и яда змеи, с лица Земли не исчез ни один вид животного. И в тоже время, из-за преступной деятельности человека, с Земли продолжают исчезать десятки видов животных и растений.
В штате Пенсильвания за год было сбито машинами 22610 оленей, В Дании – совсем маленькой стране, под колесами машин в год погибает три миллионе птиц. Только в одном штате Флорида ежедневно под колесами погибает семь тысяч птиц и мелких зверей. В странах Европы на дорогах гибнут многие тысячи ежей.
К сожалению, подобных данных, по нашей стране мы не нашли. Но поверьте, судя по ежегодным поступлениям в Центры реабилитации, пострадавших от деятельности человека животных, Россия «не позади планеты всей».
Вот и задумаемся, нам ли решать, кому жить на Земле, а кому нет.
«Стремление человека распоряжаться судьбами целых видов, простейшим способом, с ружьем в руках, приводит к ужасающим неверным приговорам и казням. Единственно верным было бы вообще не прикасаться к чувствительному механизму, издревле обеспечивающему баланс в природе. И, конечно же, не трогать курок ружья. Необходимо подавить в себе мерзкую тягу к бессмысленному убийству животных» (Ян Линдбланд).
Переходите по ссылке, поддержите наш проект. https://planeta.ru/campaigns/226123
Давайте совместно нести ответственность за судьбы диких животных и нашей Природы