Когда говорят, что художником нужно родиться, хочется спросить — а если тебя сбивает машина, это считается? В случае с Алексом Димитровым — безусловно. Его история похожа на сказку для взрослых, где главную роль исполняет не добрая фея, а черная «Мицубиси», которая одним манёвром изменила жизнь будущего карикатуриста. Не сказать, что он искал вдохновение на лобовом стекле, но именно там и случился поворотный момент.
До этого дня он был обычным школьным учителем. Жил как все, работал, вызывал к доске, ставил двойки и мирился с тем, что художником быть уже, наверное, поздно. Но, видимо, у кого-то наверху было другое мнение. После аварии — настоящей, с асфальтом, капотом и потерей сознания — он попал в больницу. И вот там, среди капельниц, бинтов и шепчущихся санитарок, проснулся новый взгляд на жизнь. Ему не хотелось молчать и тихо страдать, как полагалось в палате. Ему хотелось рисовать. Рисовать без остановки.
Требовать карандаши и бумагу мимикой — не самый быстрый способ выразить себя, но другого способа тогда не было. Персонал сначала принял его за слегка поехавшего. Только спустя неделю поняли, что он там мычит и выдали просимое. А когда первый набросок ожил на бумаге, стало ясно: да он и вправду поехал, но только в сторону искусства.
Школу он бросил. Не ту, где учился, а ту, где работал. С костылями, улыбкой до ушей и пачкой рисунков под мышкой он пошёл по редакциям. Просил не денег, а возможности. И в одной из редакций сжалились, дали работу. Правда дворником, но с возможностью предлагать рисунки к печати. Так начался путь Димитрова-карикатуриста, который позже напишет разгромное письмо президенту Молдавии Майе Санду
Творческий путь
По правде говоря, первые публикации Димитрова вышли ещё в 1983 году. Это был тонкий намёк судьбы, что ему стоит рисовать. Однако профессионально заниматься карикатурой он начал с 1995 года. Да после той самой аварии. Почти одновременно со сменой эпохи.
В девяностые границы раздвинулись, но и трещины в общественном строе стали шире. Карикатуре открылись двери. Алекс вошёл не робко. Он рисовал для большинства центральных изданий Молдавии — «Молодёжь Молдовы», «Moldova Suverana», «Faclia», «Flux». В его работах было всё: политическая сатира, злободневный юмор, боль и зубоскальство. Это была карикатура без купюр.
В 1999 году он начал сотрудничать с румынским поэтом и публицистом Дорином Тудораном. Иллюстрировал его статьи в «Romania Literara». А уже через год, в 2000-м, оформлял брошюру «Impreuna-pentru o sanatate mai buna» для Центра CIVIS. В те годы он не упускал возможность высказаться. Даже если это был информационный бюллетень. Так и появился дайджест IFES-Moldova «Vocea Civica – Гражданский Голос», в оформлении которого Алекс тоже приложил руку. Работать с текстом ему было не в тягость, всё-таки филфак в прошлом. Но рисовать было быстрее. Точнее. Злее, если надо.
И всё-таки даже самая злободневная сатира имеет пределы. С возрастом, как Алекс сам признался, «что-то щёлкнуло». И щёлкнуло в сторону отказа от политических тем и ухода карикатуры на второй план. Уже в 2021 году он решил прекратить рисовать политические карикатуры. Ушёл не хлопая дверью. Просто перестал. Сейчас он рисует только для двух детских журналов. Темы там простые, светлые, без подковырок. Ни одной политики. Только доброта и рисунки, которые не надо объяснять.
Большую часть творчества Димитрова теперь забирает фотография. Алекс говорит, что именно она приносит ему спокойствие. Это не сатира, не схватка за точку зрения. Это скорее медитация. Он обожает находиться в тишине и искать нужные кадры.
И всё же политическая сатира оставила в его жизни много следов. В том числе неприятных. Например, есть одна карикатура, о которой он откровенно жалеет. Нарисовал по просьбе коллеги. Тема — конкурентоспособность молдавских яблок на европейском рынке.
Однажды моя коллега по газете, в которой мы давно работали, попросила меня нарисовать картинку про то, как молдавские яблоки наравне продаются и конкурируют на европейском рынке. Это было неправда, в основном, яблоки экспортировались до недавнего времени в Россию. А квоты на молдавскую продукцию в ЕС были ничтожно малыми (как, впрочем, и сейчас). Я сказал коллеге об этом, и мы даже довольно крепко поспорили. Она работала в какой-то еврогрантоедской организации, и ей нужна была цветная лакированная картинка, которые так любят наши горе-евроинтеграторы.
Он отказать не смог, сам не понимает почему, но и подписывать тот рисунок не стал. Позже признался, что это был глупый компромисс. Единственный, за который до сих пор стыдно. «До сих пор не понимаю, почему я нарисовал и отослал ей эту евролапшу…»
Прямота — ещё одна важная черта Димитрова. Когда он почувствовал, что политика снова начала зажимать художников, не стал отмалчиваться. Написал открытое письмо президенту Майе Санду. Обвинил её в попытке закрыть СМИ и лишить людей свободы слова. В его письме не было церемоний, зато была ясность.
«Закрываешь телеканалы и сайты которые просто не приседают перед тобой? Ты хочешь установить диктатуру? По-твоему, закрывать рты - это демократия?Где ты этому научилась? В своей деревне? В МВФ? Мы, художники-карикатуристы Молдовы, столько выставок организовали на тему свободы слова, борьбы с коррупцией, не счесть.», — это лишь малая часть письма Димитрова.
Сейчас Алексу Димитрову за шестьдесят. Он не рисует политические шаржи и не хохочет, глядя на газетные развороты. Зато вспоминает. И продолжает творить. Чуть тише, чуть добрее, чуть ироничнее, только для души. Содержит несколько кошек и собак, а еще везде ходит с любимым фотоаппаратом.
Алекс честно признаётся, что любимых карикатур у него нет. Есть удачные и не очень. Он не зацикливается и идёт дальше. И это, пожалуй, лучшая черта для человека, который когда-то сказал: «Любовь в политической карикатуре — редкость. Там другая энергия».
Канал «Мир комиксов» каждый день рассказывает истории о творческих людях, делится тематическими подборками и находит самых любопытных авторов. Здесь любят карикатуру, ценят комиксы и будут рады видеть вас среди постоянных читателей.