В юбилейный год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне становится особенно актуальным обращение к подлинным документальным источникам периода 1941-1945 годов, которые являются носителями исторической правды и особенно важны для передачи её будущим поколениям. Особое место среди таких источников занимают уникаты*.
Одним из таких уникатов периода Великой Отечественной войны является «Наказ бойцам, командирам и политработникам Особого уральского добровольческого танкового корпуса имени Сталина от трудящихся Южного Урала», который хранится в государственном автономном учреждении культуры Свердловской области «Уральский государственный военно-исторический музей» (УГВИМ).
Данный Наказ напрямую связан с историей создания Особого Уральского добровольческого танкового корпуса имени И.В. Сталина (УДТК). В 1943 году корпус объединил уральцев трёх областей: Челябинской, Свердловской и Молотовской (Пермский край). Добровольно было подано 110 тысяч заявлений с просьбой зачислить в ряды УДТК. 26 февраля 1943 года командующий Уральским военным округом генерал-майор А.В. Катков издал директиву о формировании Особого Уральского Добровольческого танкового корпуса.
В каждой области был подготовлен свой Наказ добровольцам - документ, в котором содержится напутствие уральцев танкистам-добровольцам, отправляющимся на битву с фашизмом.
В УГВИМ хранится один из трех таких наказов, созданный в 1943 году мастерами Южного Урала для 244-й (63-й гвардейской) Челябинской добровольческой танковой бригады, входившей в состав корпуса.
Факт создания данного Наказа документально зафиксирован в газете «Челябинский рабочий» от 23 марта 1943 года. В этом выпуске размещено постановление бюро обкома ВКП(б) за подписью секретаря Челябинского обкома Н.С. Патоличева, одного из организаторов и непосредственных руководителей создания УДТК. В первом пункте постановления говорится: «Одобрить постановление рабочих, инженерно-технических работников города Златоуста трудящихся Челябинской области о создании наказа добровольцам Особого Уральского танкового корпуса».
Всего лишь за полтора месяца был создан уникат, настоящее художественное произведение, над которым трудились лучшие специалисты Южного Урала: художники, переплётчики, гравёры и журналисты. Наказ был оформлен по эскизам и под руководством главного художника Челябинского академического театра драмы В.Л. Талалая. Знаменитый златоустовский художник-гравёр и ювелир И.И. Ногтев – автор художественного украшения обложки Наказа, художник-график А.П. Сабуров выполнил портрет И.В. Сталина. Иллюстрации создавали художники Н.П. Смоляк и А.С. Пруцких, график Д.Ф. Фехнер, живописец Л.А. Малышев - автор рисунка «Поединок между танком «КВ» и немецким «Тигром». Над переплётом работал заведующим переплётным цехом Шаманаев. Один из ведущих златоустовских мастеров гравюры на стали А.И. Боронников выполнил футляр для Наказа.
Неслучайно на крышку Наказа были помещены металлические декоративные элементы, выполненные знаменитыми златоустовскими умельцами, известными именно своим мастерством в работе с металлом. В оформлении, отражающем местный колорит, читается авторский посыл - это наш Наказ, уральский!
На обложке, обтянутой светло-коричневой кожей, размещалась художественная композиция из металла и оргстекла. В обрамлении лаврово-дубового венка, на фоне горного пейзажа, имелось плоскостное изображение танка со знаменем и пятиконечной звездой. Над этим элементом вверху прикреплён красный стяг из пластика, на котором был профиль И.В. Сталина. Украшала издание крупная рельефная надпись из желтого металла: «Наказ». Справа в верхнем и нижнем углах – декоративные наугольники, с инкрустацией из пластиковых вставок красного цвета. Застёжки на месте обреза страниц также были декорированы красными пластиковыми вставками.
Футляр для Наказа был изготовлен из дюраля, на верхней крышке - гравюра на стали с изображением танка на фоне уральского горного пейзажа. Вес футляра вместе с Наказом составлял около 20 кг.
Уральский характер виден и в литературной части Наказа, которую подготовил писатель Анатолий Матвеевич Климов. Тексты, которые написал А.М. Климов к Наказу, по своему стилю напоминают древнерусские былины. Они наполнены торжественной патетикой, их образы возвышенно-эпичны, в них присутствуют напевность и лиричность звучания: «Помните сыновья и братья наши: всегда, когда над родной землёй бушевали грозы войн, и иноземный захватчик шёл на Русь с мечом, Урал ощетинивался грозными жерлами пушек, стеною штыков встречая захватчика. Горе врагу!».
Тексты для Наказа отпечатаны в типографии на тонких бумажных листах, которые были наклеены на страницы из плотного картона. Рукописным способом в Наказе выполнены буквицы, предваряющие типографские тексты, небольшие рисунки-заставки природных и индустриальных пейзажей Урала перед и после них, а также полосные иллюстрации, изображающие батальные исторические сцены, сюжеты, посвящённые содружеству уральских рабочих и танкистов. Иллюстрации выполнены от руки в смешанной технике с использованием цветных карандашей, акварели, пастели и белил.
Такая сложная и трудоёмкая работа по изготовлению Наказа была закончена к 9 мая 1943 года, когда в Челябинске состоялся митинг, на котором добровольцев провожали на фронт. В торжественной обстановке для воинов УДТК был зачитан Наказ со словами напутствия трудящихся Южного Урала: «Товарищи бойцы, командиры, политработники, слушайте наш наказ: В боях с ненавистным врагом умножайте славу Урала! Будьте смелы и храбры, отважны и умелы!». Затем Н.С. Патоличев вручил Наказ командиру 244-й Челябинской танковой бригады В.И. Коновалову.
В документальном фильме «Помните наш наказ!», снятом Объединённым государственным архивом Челябинской области в 2015 году, присутствуют кадры исторической видеохроники, запечатлевшие момент, когда Наказ и его футляр несут воины 244-й Челябинской танковой бригады. Прямо с этой городской площади они отправились в Подмосковье, где танковое соединение было окончательно сформировано. В июне 1943 года корпус вошёл в состав 4-й танковой армии и с ней убыл на линию фронта.
Что происходило с Наказом после того, как бригада оказалась на фронтах Великой Отечественной войны, информации крайне мало, известно, что текст Наказа зачитывали политработники и агитаторы военнослужащим танковой бригады во время политзанятий и перед решающими сражениями. Вероятно, до конца войны Наказ находился в штабе Челябинской танковой бригады.
После окончания Великой Отечественной войны 10-й гвардейский танковый Уральско-Львовский добровольческий корпус, переформированный в танковую дивизию, находился в составе Группы советских войск в Германии. После вывода советских войск из Германской Демократической Республики в 1993 году дивизия дислоцировалась в г. Богучар Воронежской области. В 2009 году танковая дивизия была расформирована, по инициативе Совета ветеранов УДТК (председатель – В.К. Хорьков) экспонаты дивизионного Музея боевой славы привезены в г. Екатеринбург.
Поначалу Совет ветеранов планировал открыть собственный музей, посвящённый УДТК, но по ряду причин эта идея не была реализована, и 21 октября 2009 года коллекцию передали в Уральский государственный военно-исторический музей на постоянное хранение. Среди этих экспонатов в музей поступил и Наказ. Тогда ещё никто не знал, какую важную роль он играл в летописи знаменитого боевого соединения. Это выяснилось позже, когда в музее был создан отдел истории УДТК, и сотрудники приступили к исследованию новой коллекции.
В музей Наказ поступил с изменениями в художественной отделке и сохранности самого предмета. Был утрачен накладной элемент с изображением танка и знамени, от которых теперь виден только небольшой след. Мы предполагаем, что после развенчания культа личности профиль И.В. Сталина был заменён на профиль В.И. Ленина. Верхняя застёжка отсутствовала.
При передаче Наказа в УГВИМ не было и футляра. Благодаря Государственному каталогу Музейного фонда Российской Федерации удалось узнать, что в настоящее время футляр хранится в Федеральном государственном бюджетном учреждении культуры «Государственный центральный музей современной истории России» (г. Москва). В ответ на запрос УГВИМ об истории передачи футляра из московского музея сообщили, что тот поступил из секретариата Сталина в 1944 году. Почему Наказ и футляр были разъединены - неизвестно.
На состояние сохранности самого памятника также повлияли и история его бытования, и время. Страницы альбома были пожелтевшими и потёртыми, на углах - срывы бумаги, картон расслаивался. На рисунках осыпался красочный слой. Книжный блок был разбит. Тканевые ленты, скрепляющие листы, разорваны, страницы отделены от переплёта. Переплётные крышки деформированы, кожа на покрытии обложки сильно потёрлась, пересохла, в некоторых местах треснула и порвалась. Детали металлической фурнитуры были потемневшими, коррозированными и поцарапанными.
Согласно экспертизе текущего состояния Наказа, его физико-химические разрушения не позволяли осуществлять транспортирование и экспонирование на выставки в другие музеи и учреждения.
Осенью 2024 года Наказ был передан для реставрационных работ в муниципальное автономное учреждение культуры «Екатеринбургский музей изобразительных искусств». В результате комплекса реставрационных мероприятий был проведён ряд восстановительных работ. Среди наиболее важных отметим следующие:
- удалены загрязнения кожаного покрытия обложки, пластиковых элементов и металлической фурнитуры;
- металлические накладки выпрямлены, изготовлены утраченные крепления-гвоздики;
- устранена деформация переплёта;
- заменены оригинальные тканевые ленты, которыми были скреплены листы между собой, так как ткань значительно ослаблена и разорвана;
- для сохранения иллюстраций и предотвращения их осыпания в альбоме сделаны прокладочные листы из микалентной бумаги. Изготовлена реставрационная застёжка по размерам утраченной оригинальной для того, чтобы избежать деформации листов.
В ходе реставрационных работ также были выявлены уникальные черты данного памятника. Например, формат альбома близок к квадратному, а не к традиционному прямоугольному, его крышка специально утолщена многослойным картоном для того, чтобы удерживать тяжёлые элементы из металла. Из-за этого при восполнении утрат на кожаном покрытии были трудности с его снятием. Приходилось крайне вдумчиво пробовать разные методы реставрации и искать решения, которые бы не навредили Наказу.
Наказ – это уникальный исторический памятник с необыкновенной историей, в которой до сих пор есть белые пятна. Сложный и героический путь прошёл Наказ вместе с воинами танкового корпуса на полях сражений Великой Отечественной войны. Спустя 66 лет он вернулся на место своего создания, на Урал, получил статус культурной ценности национального значения и вошёл в государственный Музейный фонд Российской Федерации. Наказ стал востребован на различных выставках в Екатеринбурге и за его пределами, часто освещается в СМИ и печатных изданиях. Это поистине всенародный памятник, оформление, содержание, и само бытование которого делает его единственным в своём роде документом, свидетельствующим об историческом пути легендарного Уральского добровольческого танкового корпуса.
* Уникат – единственный в своем роде, уникальный экспонат