Найти в Дзене
Детство с Олей

Мальчики дерутся, девочки молчат: Как гендерные стереотипы лишают детей безопасности (и что делать родителям)

Оглавление

Безопасность мальчиков и девочек: в чём разница, и кто за неё отвечает?

С самого раннего возраста дети ещё не осознают, кто они — девочка или мальчик, они просто растут, им всё равно, взрослые уже начинают дифференцировать за них. И не только через одежду.

  • Девочка упала — пожалели. Мальчик — «ну, ничего, потерпит».
  • Девочка отобрала игрушку — «надо делиться». Мальчик: «ты должен отстоять своё».

И вот так, изо дня в день, закладываются две разные реальности.

  • Мальчикам — напор, защита, агрессия.
  • Девочкам — послушание, уступчивость, мягкость.

Родители, не замечая, сами программируют поведение: мальчиков чаще учат «давать сдачи», девочек — «не провоцировать».

Это подтверждается исследованиями: «были приведены данные, что к десятилетнему возрасту за одно и то же агрессивное поведение мальчики ожидают меньшее неодобрение от родителей, чем девочки.

Большинство родителей считают, что умение мальчика «дать сдачи» и защитить себя, если на него нападают, является одним из основных качеств. В то время как у девочек такого качества преобладать не должно.

У этого есть и обратная сторона: подобная ситуация может вынуждать мужчин прибегать к агрессии в тех случаях, когда в их глазах пассивность может быть оценена негативно, как слабость.

Было показано, что склонность мужчин демонстрировать высокие уровни агрессии более очевидна после сильной провокации, нежели при ее отсутствии. Напротив, женщина может ожидать социальное неодобрение за проявление агрессии».

(Калинина, Т. В. Влияние гендерных особенностей на проявление агрессивного поведения подростков / Т. В. Калинина, Н. С. Уривская. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики. — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 8-11. )

Это влияет на безопасность. И влияет глубоко.

Взрослые заранее вкладывают в детей разного пола разные сценарии.

Мальчику говорят: «Ты справишься сам», «если что — бей первым».

Если он попросит помощи — он слабак. Просить — стыдно. Он не может сказать, что боится. Он идёт в бой, если ему обидно, он молчит, если его унизили, ранили. Потому что должен быть сильным.

Девочке говорят: «Не кричи, будь хорошей девочкой», «осторожно, не провоцируй».

Её учат быть покладистой, а если что-то случится — спросят: «что ты сделала, чтобы этого избежать?»

Мальчиков отдают на бокс — девочек на танцы.

А теперь вопрос:

Когда ребёнок столкнётся с реальной угрозой — физической или эмоциональной — сможет ли он сказать, что ему страшно? Сможет ли попросить помощи?

Если идти по вышеописанному сценарию, то:

⁃ мальчик, которому с детства говорили «не будь слабаком, умей за себя постоять», не расскажет, что над ним издеваются.

⁃ девочка, которой внушали «ты сама виновата» — не попросит помощи, если её унижают или домогаются.

И это прямо влияет на их безопасность — в детстве, в подростковом возрасте, в жизни.

В первую очередь, безопасность — это не про умение драться.

Это про умение чувствовать, понимать себя, говорить, обозначать границы, не скрывать проблемы и просить помощи. И эти навыки НЕ зависят от пола.

Больше полезной информации в нашем телеграм-канале «Эффект Бочковой». Там вы получите рекомендации на тему безопасности своих детей и советы родителям, которые хотят построить здоровые отношения с ребенком