Вдогонку к Международному дню медицинской сестры хочу рас-сказать об одном из лучших филь-мов, где одной из главных героинь была очаровательная медсестра Ханна, которую сыграла Жюльет Бинош. Фильм, который стал по-бедителем церемонии Оскар» в 1992-м, как лучший фильм года, взял первенство в таких номина-циях, как "лучшая мужская роль" (Ральф Файнс), "лучшая женская роль" (Кристин Скотт Томас), и лучший адаптированный сцена-рий. Также победил в премии в следующих категориях: лучшая работа оператора, лучшие декора-ции, лучшие костюмы, лучший звук, лучший монтаж, лучший саундтрек к драматическому филь-му, а главное - своего "Оскара" по-лучила Жюльетт Бинош "За луч-шую женскую роль второго плана". Кроме "Оскара", картина "Английс-кий пациент" стала победитель-ницей на кинопремиях "Золотой глобус", Гильдии киноактёров, Европейской кино академии и на Берлинском кинофестивале, не-однократно получая приз "За лучший фильм" в 1997-м. Более подробно о фильме расскажу сейчас.
Сюжет "Английского пациента" основан на одноимённом романе Майкла Онтадже, за который он в 1992-м получил Букеровскую премию. Сюжет охватывает два периода - до и после Второй Миро-вой. Это история лётчика (Райф Файнс), которого принесли обго-ревшим из пустыни, и за которым теперь ухаживает канадская мед-сестра Ханна в заброшенном мона-стыре в Италии. Война кончилась и параллельно мы можем увидеть радости и горести послевоенного периода, жизнь молодых людей, искалеченные войной судьбы. "Красной нитью" через фильм проходят довоенные воспоминания покрытого ожогами человека. Мы узнаем, что он не лётчик, а иссле-дователь Африки венгерского про-исхождения граф Ласло Алмаши, он исследует Сахару и рисует карты для Британского правительства. Но од-нажды в их лагерь в пустыне приле-тают новые члены экспедиции - молодожёны Джефри и Кэтрин Клифтон (поклонники Колина Фёрта, вам сюда). Так зарождается история страстной и запретной любви че-ловека (неэмоционального, несен-тиментального одиночки) и замуж-ней женщины, ненавидящей ложь.
Одна деталь мне не давала покоя - почему они сошлись, и, вроде, это было очевидно, но непонятно. Кэтрин с мужем были лучшими друзьями с трех лет, она ему доверяла, плакалась в бедах. Они поженились меньше года назад. Вдруг, меня осенило - автор вначале нам дает ответ - когда Кэтрин начинает общаться с графом, то говорит ему, что давно хотела познакомиться с человеком, на-писавшим такую "длинную без прилагательных монографию", на что он ей отвечает, что определения ничего не дают - машина остаётся машиной. На что она парировала приведя в пример разные формы любви ("... есть любовь дочерняя и материнская, любовь к другу, а есть - к мужу или любовнику...)". Но, на мой взгляд, причина их любви, кроется в другом (в чём именно - об этом позже).
Начинается фильм не с экспедиции в Египет и описания участников, од-новременно, "любовного треуголь-ника" и Королевского географичес-кого общества, а с последних, тяже-лейших дней войны в Италии, иду-щей с войсками союзников, пресле-дующих по пятам гитлеровцев, которые, как "затравленые крысы" минируют дорогу и бомбят против-ника. В центре внимания испонен-ная жизни, красоты, природного обаяния медсестра Ханна (Ж. Би-нош получила за роль получила немало наград и, "зрительских симпатий"), отдаёт работе всю себя: если нужно подбодрить и, даже, поцеловать "павшего духом" бойца.. она это сделает... Вдруг, во бомбё-жек, автомобиль Ханны выбирается невредимым, а, вот, несколько бро-немашин личного состава "накрыл взрыв". Погиб "возлюбленный" Хан-ны канадский офицер. Девушка кри-чит, потом плачет, а позже мешает работе сапёров на заминирован-ном мосту, смело выбежав на "мин-ное поле". Причиной поступка стали браслет подруги Джен, валявшийся в песке и отчаяние Ханны: "Все, кто меня любил, кто стал мне близок, умерли. .." - Что вы делаете? - воскликнул сапёр. - Война кончи-лась! - отвечает обворожительная медсестра. - Она не везде кончи-лась и не в буквальном смысле!...
Параллельно показывается экспе-диция Королевского Географичес-кого общества в Египте: песни и стихи, шутки у костра, танцы и ро-мантические ужины с участием четы молодожёнов Кэтрин и Джефри Клифтонов и венгерского графа Ласло Альмаши.
Это мы и видим, когда муж Кэтрин (английский разведчик) улетает, а Алмаши спрашивает, зачем он оста-вляет жену в пустынном лагере, это же женщина, выдержит ли она, на что Джефри (муж) отвечает, что он в ней уверен, и что знает ее с трёх лет, удивившись, "почему все так волнуются за женщин" . Джефри видел в жене друга, который выдержит всё, Алмаши же увидел в ней женщину, которой нужна под-держка и защита в чужой стране, в условиях жаркой пустыни и нео-бустроенного быта. Мы видим, что он переживает за неё, следя на рынке, чтобы с ней ничего не случилось - европейским женщи-нам, особенно опасно ходить в одиночку. И она любит их, любит обоих (так и говорит), но одного, как друга, а другого, как мужчину (неудивительно, ведь муж видел в ней друга и компаньона, другой - женщину, которую нужно оберегать и ради которой он изменил своим принципам нарциссизма и свободо-любия - по ходу действия Ласло сам начинает (на одной из местных "вечеринок" ) к Кэтрин ревновать и прилюдно глупо себя вести. ("Я не могу работать (Ласло писал истори-ческую книгу про египетские мифы и легенды древности) и не могу спать. Не могу писать, ощущая твой вкус, - признаётся Ласло после разлуки и встречи в новой экспеди-ции, в которой также принимал участие Джеффри....
В целом, посмотрев фильм, который, кстати, можно, смело отнести, и к кинолентам о работе медсесёр (жизнь и профессиональная дея-тельность Ханны показаны более чем подробно) и о второй мировой (победу которой мы праздновали недавно), можно легко влюбиться в его персонажей и в любых рейтин-гах, без колебаний, ставить картине высокий балл. Сюжет продуман, персонажи, одновременно, выра-зительно-понятны, (хотя, не так и) просты плюс увлекателен и отлично продуман сюжет, прекрасна работа кино и звукооператоров и других специалистов, создававших фильм (переходы-перетекание звука в звук на фоне картинки-в-картинку сде-ланы виртуозной плюс величес-твенней и красивы пейзажи и ком-позиции ленте, увлекателен сюжет (кости, сценарий составлялся в тече-ние 4 лет). А чего стоят "крылатые выражения в ленте, за одни которые можно её полюбить? - Ты не можешь меня убить, - я давно умер, - гово-рит" обгоревший (потерпевший авиакатастрофу) Ласло пришедшему в пристройку бывшего монастыря, где Ханна ужаживала за "английским пациентом" (так прозвали Ласло, летевшего из Египта в Италию " "английским самолётом и с немецким топливом (когда Альмаши выносил мёртвое тело Кэтрин, на него пролилось масло с изношенного самолёта, и огонь охватил его вместе с телом жен-щины). - Каждую ночь я вырезал у себя сердце, но к утру оно " выра-стало заново" - говорит граф своей возлюбленной Кэтрин Клифтон, намекая на то, что безуспешно пытался "остановить греховную страсть" и прервать "прочные отношения". "Вновь полюбившие нервны и нежный, но они рушат всё вокруг, ибо их сердце сделано из огня" - говорит Кэт...
А вот Анна обличает ещё одного "Колоритно го персонажа" - быв-шего "шпиона английской разведки" и "карманного вора" Давида Караваджо (по прозвищу "Лось"), который разоружает партизан - главная же его цель - отомстить Ласло, который для того, чтобы вернуться в пещеру к умирающей Кэтрин сдал все карты Картогра-фического общества немцами (" раз британцы объявили меня врагом, я сдал все карты их врагам", но для него главное было спасти Кэтрин, которая его ждала и которую "этот эгоист" полюбил) в том, что он воровал мкзыкальные пластинки, на что тот ловко парировал: - У музыки не может быть хозяина!..
Сапёр-индус (вернее," представи-тель" индийской народности ситхов) Кип слышит звуки пианино, на кото-ром играет вездесущая Ханна, вбе-гает в дом, с настойчивой просьбой перестать музицировать (ведь "пиа-нино" - любимое место для разме-щения немецких мин). Кип также поселяется временно в доме, чтобы разминировать окрестности и "дви-гаться дальше".
- Твой пациент Харди - лучшее, что может быть хорошего в Англии, - говорит Кип. - Мы с ним никогда не говорили о личном, а ведь вме-сте "прошли через ад". Он был об-ручён с девушкой из деревни, и он никогда не спрашивал играю ли я в Крикет (национальная индийская игра) и знаю ли Кама-сутру...
Умер Харди весьма глупо, попытав-шись прикрепить английский флаг на статую над фонтаном, который неправильно разминировал Кип (перекусив случайно не тот про-водок)...
Впечатляет финал, когда Ханна, по просьбе "Английского пациента" Ласло вкалывает тому усиленную дозу морфия, после чего читает предсмертные записи днев-ника Кэтрин (с переломами по всему телу от рухнувшего на Ласло самолёта, ведомого съедаемого ревностью Джефри, ждавшей любимого в пещере) и весьма эффектно звучат предсмертные слова Кэтрин, на фоне которых "навечно засыпает" и Ласло: - Здесь в монастыре есть Призраки, и я скоро присоединюсь к ним, что будет прекрасно-, - Мы умираем, обогащённые любовью, путешествия и, телами, которые всё прошли, в которых мы плыли, как по рекам, страхами, в которым мы "ку-пались", как в этой мрачной пеще-ре... Мы - истинные страны, а не те, что начертаны на картах, что носят имена могущественных людей. Я знаю, ты придёшь и отне-сёшь меня во "дворец ветров". Это всё, чего я хотела - отправиться в такое место с тобой, с друзьями на Землю "без карт". Лампа погасла, я пишу в темноте... "
На мой взгляд, финал фильма луч-ше поймёт тот, кто терял близких, с которыми был долгое время перед их смертью рядом...
... В следующей части хочу расска-зать вам о любопытные эпизодах из съёмок и о реальном прототип Ласло Алмага, который, представь-те себе, на самом деле, существо-вал. Продолжение следует.
А какие красивые пустынные пейза-жи, потрясающая музыка в исполне-нии оркестра..