Найти в Дзене
Из точки А в точку Б

Три яруса и никакого уединения: что не так с инновационными вагонами для Индии

Российские дизайнеры разработали интерьер для новых спальных вагонов Vande Bharat. Проект от российско-индийского совместного предприятия Kinet Railway Solutions вызвал много вопросов. Он обещает вместительность и уют «как дома», но специалисты уже бьют тревогу: на практике эта инновация может оказаться крайне неудобной — особенно в жарком климате и при дальних поездках. Вагоны, представленные Kinet Railway Solutions, — это не купе, а спальное размещение открытого типа с трёхъярусной компоновкой. По задумке проектировщиков, такая схема позволяет значительно увеличить количество пассажирских мест без расширения габаритов вагона. Визуально интерьер напоминает улучшенный плацкарт: вместо жёстких полок — обивка в «домашнем» стиле, мягкое освещение, отделка под дерево. В отличие от привычной двухъярусной схемы, третий ярус здесь располагается выше, почти под потолком, и предназначен для ночного размещения. Днём спальные места трансформируются, образуя посадочные ряды для сидения. Отдельн
Оглавление

Российские дизайнеры разработали интерьер для новых спальных вагонов Vande Bharat. Проект от российско-индийского совместного предприятия Kinet Railway Solutions вызвал много вопросов.

Он обещает вместительность и уют «как дома», но специалисты уже бьют тревогу: на практике эта инновация может оказаться крайне неудобной — особенно в жарком климате и при дальних поездках.

Что придумали дизайнеры

Вагоны, представленные Kinet Railway Solutions, — это не купе, а спальное размещение открытого типа с трёхъярусной компоновкой. По задумке проектировщиков, такая схема позволяет значительно увеличить количество пассажирских мест без расширения габаритов вагона.

Визуально интерьер напоминает улучшенный плацкарт: вместо жёстких полок — обивка в «домашнем» стиле, мягкое освещение, отделка под дерево.

В отличие от привычной двухъярусной схемы, третий ярус здесь располагается выше, почти под потолком, и предназначен для ночного размещения. Днём спальные места трансформируются, образуя посадочные ряды для сидения.

Отдельных купе, перегородок или шторок в базовой версии концепта не предусмотрено — акцент сделан на открытость, лёгкость и визуальный простор.

Рендер проекта интерьера вагонов поезда для Indian Railways от Kinet Railway Solutions. Источник: Kinet Railway Solutions
Рендер проекта интерьера вагонов поезда для Indian Railways от Kinet Railway Solutions. Источник: Kinet Railway Solutions

Проект ориентирован на поезда дальнего следования Vande Bharat, которые будут курсировать по ключевым маршрутам Indian Railways. Всего по контракту, заключённому в 2023 году с российским «Трансмашхолдингом», Индия должна получить 1920 таких вагонов в составе 120 составов. Сборка осуществляется на мощностях индийской RVNL, дизайн разрабатывает СП Kinet.

Рендер проекта поезда для Indian Railways от Kinet Railway Solutions. Источник: Kinet Railway Solutions
Рендер проекта поезда для Indian Railways от Kinet Railway Solutions. Источник: Kinet Railway Solutions

Что не так: мнение инженеров

Концепт вызвал неоднозначную реакцию у специалистов отрасли. В компании «Красноярские машиностроительные компоненты» (КМК), занимающейся разработкой и поставками комплектующих для пассажирских вагонов, прямо заявили: предложенная компоновка требует доработки и в нынешнем виде вряд ли будет удобна в реальной эксплуатации.

Главные замечания — по эргономике и комфорту:

  • Места для багажа почти нет. Пространства под нижними полками недостаточно даже для среднего чемодана. Отдельные багажные ниши, как в современных вагонах РЖД, в концепте не предусмотрены.
  • Подъём на верхние ярусы неудобен. Лестницы слишком крутые, нет промежуточных ступеней или поручней. Это делает доступ к третьему уровню затруднительным для пожилых людей и пассажиров с ограниченной подвижностью.
  • Полное отсутствие личного пространства. У спальных мест нет ни шторок, ни перегородок — даже условных. Это вызывает особенно много вопросов с точки зрения безопасности и комфорта женщин, которые часто предпочитают изолированное размещение.
  • Проблемы с вентиляцией. В концепте заявлены открывающиеся форточки, что выглядит странно для климата Индии: при температуре +40°C вентиляция должна быть централизованной. Кроме того, поток воздуха из форточки может создавать неприятные сквозняки, особенно для тех, кто лежит на верхних полках.

Инженеры КМК предложили минимум три доработки: установить шторки или гибкие перегородки, пересмотреть систему вентиляции (герметичные окна + кондиционер + индивидуальные вентиляторы) и переработать лестницы с учётом требований универсального дизайна.

Таким предлагали сделать интерьер вагонов Vande Bharat предыдущие подрядчики в 2023 году. Источник: Ashwini Vaishnaw/twitter
Таким предлагали сделать интерьер вагонов Vande Bharat предыдущие подрядчики в 2023 году. Источник: Ashwini Vaishnaw/twitter

Что говорят пассажиры

Обсуждения концепта Vande Bharat Sleeper быстро вышли за пределы профессиональной среды — пользователи Reddit, YouTube и индийских телеграм-каналов активно делятся мнениями. Одна из самых обсуждаемых тем — дневной режим компоновки.

Многие отмечают, что сидеть на среднем ярусе в собранном положении неудобно: потолок слишком низкий, а спинка — жёсткая и короткая.

Один из пользователей Reddit пишет: «Кажется, в этом вагоне никто не думал о тех, кто будет проводить в дороге не только ночь, но и день. Нормально посидеть невозможно».

В других комментариях обсуждают слабую изоляцию и отсутствие индивидуальных розеток и светильников — несмотря на то, что поезд позиционируется как «премиум-класс».

Рендер боковых мест. Источник: Kinet Railway Solutions
Рендер боковых мест. Источник: Kinet Railway Solutions

Особое беспокойство вызывает вопрос безопасности: в открытом интерьере без камер, занавесок и перегородок сложнее предотвратить кражи и конфликтные ситуации, особенно в ночное время.

Женщины-пассажирки указывают на необходимость хотя бы минимального зонирования — даже шторки у головы были бы большим улучшением.

Наконец, есть и реакция от индийских дизайнеров, работающих с подвижным составом: они указывают, что решение с трёхъярусной конструкцией, хотя и ново для Индии, не адаптировано под повседневные нужды пассажиров, особенно в условиях длительных поездок, жары и высоких нагрузок на инфраструктуру.

Как отреагировали разработчики

Компания Kinet Railway Solutions, ответственная за проект, уже признала: концепт находится в стадии доработки. Представленный интерьер — лишь предварительный образец, и в него ещё будут вноситься изменения.

По их словам, компоновка трёхъярусных полок не является окончательной, и в случае серьёзной критики может быть переработана. Также обсуждается возможность:

  • добавления шторок или гибких перегородок для создания хотя бы минимального уединения;
  • внедрения централизованной системы кондиционирования с индивидуальной вентиляцией;
  • корректировки схемы посадки и подъёма на третий ярус;
  • установки дополнительных ниш для багажа — либо под потолком, либо в торцах вагона.

При этом сроки запуска серийного производства остаются прежними. Первые готовые составы должны выйти на линии уже в 2025 году. Это оставляет ограниченное время на глубокую переработку — особенно с учётом необходимости пройти сертификацию в Индии и адаптацию к местным стандартам эксплуатации.

Итого

российские дизайнеры предложили интересную конструкцию, но она, похоже, требует тонкой настройки под реальные условия — климат, привычки пассажиров и культурные особенности.

Будет ли доработка успешной — покажет время. Пока же идея спать в три яруса в открытом пространстве вызывает больше вопросов, чем восторга.

А вы бы поехали в таком вагоне? Что думаете о трёхъярусной схеме — разумная мера или ужас? Делитесь в комментариях.