Всем привет! Вы когда-нибудь видели на железной дороге вот такие "коробочки"? Нет? А таких построено целых 94 штуки, причем большинство из них до сих пор в работе!
Это РА1 - Рельсовый Автобус, тип 1. Такие аппараты строил завод "Метровагонмаш", тот, что в Мытищах. Увидеть их можно на разных неэлектрифицированных линиях в нашей стране. В основном там, где ездит мало пассажиров.
Вот так смотришь на фото, казалось бы, сколько человек влезет в такой вагончик? Как думаете? 20? Может 30? А, нет! Там только сидячих мест - 62, а в целом места предусмотрено для 140 человек!
Развивает такой рельсовый автобус скорость до 100 км/ч. Производили РА1 с 1997 по 2006 год. Самый первый представитель уже много лет как экспонат музея железных дорог в Санкт-Петербурге. Внешне он достаточно сильно отличается от серийных машин и даже больше похож на вагон метро (не удивительно, построили то его на Метровагонмаше на базе вагона метро типа "Яуза")
Пару интересных фактов:
Самый первый РА1 был выпущен не с железнодорожной сцепкой, а с автосцепкой Шарфенберга (такая используется на всем подвижном составе в метро). Позже она была заменена на стандартную для жд автосцепку СА-3. Второй интересный факт - это то, что рельсовые автобусы изначально предлагали использовать на Московской Окружной железной дороге. То есть, именно они должны были возить пассажиров по нынешнему МЦК.
На таком "вагончике" история рельсовых автобусов не заканчивается, ведь уже в 2005 году на выставке в Щербинке был представлен первый экземпляр нового рельсового автобуса - РА2.
Главное отличие: вагонов уже не один, а два или три. Да и в целом весь поезд выглядит совершенно по-другому и имеет другие характеристики. Вместимость состава возросла с максимум 140 человек до 600 человек (это если в составе три вагона). В каждом вагоне предусмотрено от 68 до 86 сидячих мест. Конструкционных скорость тоже выросла, теперь это 120 км/ч, правда в эксплуатации максимальными все так же остались 100 км/ч. Строили рельсовые автобусы второго типа 10 лет: с 2005 по 2015 года, произвели за это время 120 составов. Причем выведен из эксплуатации на данный момент лишь один из них! За 20 лет такой тип поезда очень зарекомендовал себя на "тепловозных" линиях, где активно эксплуатируется и по сей день.
Третье пришествие рельсовых автобусов случилось в 2019 году - тогда Метровагонмаш построил новый РА3.
Поезд получил совершенно новый, современный внешний вид, а в особенности маску! Успешно пройдя испытания, РА3 сразу же пошли в серийное производство, а первый их представитель уехал работать в Коломну. Этот аппарат, как и его предшественник, может эксплуатироваться как в двувагонной, так и в трёхвагонной составности. Говоря о внешнем виде, рельсовый автобус изменился не только снаружи, но и внутри. Теперь там располагается совершенно новый салон, установлены кондиционеры и, главное!... там есть туалет, ведь в первых рельсовых автобусах его не было вовсе!
Выпускался такой рельсовый автобус по каким-то причинам недолго, всего три года, хоть он и оказался очень удачной моделью. За эти три года, с 2019 по 2022 год, успели построить 91 состав. Ах да, рельсовый автобус РА3 же ещё и получил гордое наименование "Орлан"!)
Надеюсь, Вам был хоть немного интересен мой рассказ. Если это так, не забудьте поставить лайк и оставить комментарий!
До новых встреч!