Мои родители сделали наше детство таким счастливым, что Мне кажется, что тогда хмурой, пасмурной погоды и не бывало. Всегда светило солнце.
Это продолжение. Предшествующий рассказ читайте здесь:
Самое начало воспоминаний смотрите в рубрике
В 1957 году семья получила большую трёхкомнатную квартиру на третьем этаже трёхэтажного кирпичного дома. Две большие комнаты, одна из них проходная, и поменьше отдельная. Там поселилась бабушка. На кухню вёл длиннющий коридор, в нём можно было развивать огромные скорости во время беготни, кататься на велосипеде, даже упражняться на лыжах – незаменимое место для детских шалостей. Я вошла в неё уже на своих ногах, как собака обнюхала всё и приняла. Жить можно.
В 1955 году родители впервые поехали отдыхать в отпуск в Закавказье. Сухуми, Батуми, море, горы, роскошная незнакомая им природа, Новый Афон… Это тоже кусочек счастья. Не думаю, что они забыли про все проблемы, но качественно отвлеклись точно. Однако, по возвращении их ждал неприятный сюрприз: младшая дочка их не узнала, прижавшись к бабушке, полуторалетний ребёнок испуганно смотрел на родителей. Они болезненно переживали это и без детей в отпуск больше не уезжали.
Когда я вспоминаю детство, мне кажется, что пасмурных дней в то время просто не было. А если и шёл дождь, то непременно с солнцем, радугой и тёплыми лужами. Я была абсолютно убеждена, что у нас лучшая в мире семья, самая весёлая, самая дружная, самая любящая.
Папа стал начальником СКБ, а мама начальником химлабаратории. Что делает папа на работе, нам более-менее объяснили вразумительно: придумывает радиостанции. А по поводу маминой работы папа шутил: водичку из бутылочки в бутылочку переливает.
Однажды мы собирались гулять. Странно, в каких подробностях мне помниться этот день. Мама отвела меня вымыть руки, а в коридоре под стулом лежала кошка Дымка с мышью в лапах. Мне стало жалко мышки, которую сейчас съедят. Я рванулась из маминых рук, выхватила мышь, погладила её и, понимая, что это закон природы и кошка должна съесть добычу, вернула ей несчастную жертву. Мама выругалась на меня и вернула мыть руки заново.
Помню, на ней был голубой костюм из тонкого драпа с большими пуговицами. Сестра собиралась самостоятельно под папиным надзором. Она вообще всегда была очень самостоятельной и, когда ей пытались помогать, она кричала:
- Сяма!
Наконец мы готовы, идём в сторону завода к реке. Но нам встретился замдиректора. Они с мамой о чём-то поговорили, после чего она сказала Люсе:
- Мне надо подойти на завод. Ты большая, тебя не пустят, а Оля маленькая, она пойдёт со мной. Беги домой.
Люся очень обиделась, но побежала. Мы пришли в небольшую комнату, где стояли шкафы, столы, какая-то странного вида посуда. Мама взяла со шкафа странную бутылку, очень широкую в нижней части и пояснила мне:
— Это называется колба.
Перелила из неё водичку в другую бутылочку, и мы пошли домой. Я была просто счастлива:
- Я теперь всё знаю! Мама на работе в самом деле водичку из бутылочки в бутылочку переливает!
Вообще в нашей семье все постоянно подшучивали друг над другом. Папа называл маму мадам Тюлюлю, она его Тюлькой, потому что это маленькая рыбка, а он такой большой. Худенькую Люсю звали Лапшичкой, а меня Олик-Кролик, Олюха-болбатуха. Как-то (я уже была в старших классах) лежу на диване с книгой, мимо идёт папа и дразнится:
- Кроль – моль, моль, моль, ядовитая букашка!
Я запускаю в него подушкой, он в меня и начинается куча-мала. На шум прибегает мама и начинает суетиться вокруг нас:
- Ты мне ребёнка поломаешь!
Когда мы плакали (а надо признаться, я была капризным ребёнком, Люся же отличалась большей ответственностью), родители, конечно, утешали, успокаивали нас, но больше мне запомнилось, как папа передразнивал наш плачь. Это было так смешно, что слёзы мгновенно высыхали и превращались в смех и шалости. Как это было чудесно, без нервов и стрессов! Сколько в этом родительской любви!
Мне уже три года. Я иду в детский сад. Надо рано вставать. Так хочется спать! Папа мне полусонной в постели растирает больную ногу.
- Папа, пусти! Не хочу в садик, хочу спать!
- Ты уже большая. Мы с мамой каждый день ходим на работу, а садик – твоя работа. Это ответственность!
Подробнее читайте здесь:
Помню, мы с папой шли в детский сад. Он даёт мне держаться за один палец (у папы были такие большие, тёплые, сильные и ласковые руки).
- А почему один палец, - спрашиваю я.
- У тебя маленькая ручка. Подрастёшь – дам больше.
И я страстно стремилась подрасти, повзрослеть, чтобы получить награду – не деньги, не подарки, а папину руку, т.е. его одобрение и уважение. Как много в жизни я добивалась, прежде всего, ради этого!
Я часто болела, но легко, Люся реже, но очень тяжело. Когда мама приходила с работы, говорила хитренько:
- Мама, ты хочешь, чтобы я быстрее выздоровела?
- Конечно, - отвечала она.
- Дай каракумку.
И мама бежала в магазин за конфетами. Люся была серьёзнее – она требовала часы, чтобы разобрать их. Как ни странно, родители находили какие-то старые и давали ей на растерзание.
У родителей не было педагогического образования, но когда я приобрела его, поняла, на сколько было велико их чутьё, вероятно, продиктованное их родительской любовью, какие чудесные методы воспитания они находили.
Как я познакомилась с живописью читайте здесь:
О знакомстве с музыкой читайте здесь:
О том как меня учили уважать старших читайте здесь:
Все мои друзья что-то коллекционировали, в основном значки, марки. И я поддалась стадному инстинкту.
- Мама, я хочу собирать значки.
— Это пустое.
- Но подруги же собирают.
- А что тебе это даст?
Я задумалась. В общем-то, слабо представляя, что можно узнать, собирая значки, беспомощно ковыряясь в своих вялых, бледных мыслях и пытаясь найти там хоть что-нибудь отдалённо напоминающее вразумительный ответ, неуверенно промямлила:
- Ну, буду собирать значки с городами и узнавать о них.
- Подойди к карте, выбери город и изучи его. Это проще, - возразила мама.
- А что мне тогда собирать?! Все собирают, и я хочу! – воскликнула я на грани каприза.
- Выбери какую-нибудь страну, какая тебе интереснее, о какой ты ничего не знаешь, и читай, собирай всё о ней из журналов, ото всюду, где хоть что-нибудь найдёшь. И узнаешь много нового, и друзьям расскажешь.
Я задумалась, такого хобби нет не у кого. Это аргумент. Кроме того, это может действительно интересно. Сейчас я понимаю, что в первую очередь мною двигало безграничное доверие к маме. Она плохого не посоветует.
Взяв детскую энциклопедию, почитав, полистав её, я выбрала Японию. Страна оказалась очень интересной. Думаю, если бы выбралось другое государство, было бы не менее интересно, т.к. прочиталось немало книг, заметок, статей, выдержек, вырезок о том, что ранее не было известно. Вспомните круги Сократа: чем больше знаешь, тем больше хочется знать.
Где-то за 2 – 3 года я собрала довольно пухлый альбом и стала специалистом по Японии. Кроме знаний и глубокого уважения к этой стране, я получила умение работать с литературой, научилась самостоятельно познавать, выбирать квинтэссенцию из изучаемого материала, у меня появился интерес к другим культурам, что, в конце концов, привело к любимой профессии. Так мудрость мамы простым развлечением, хобби помогла мне построить жизнь!