Прошло уже 37 лет с того момента, как легендарный фильм «Асса» покорил сердца советских зрителей. Мало кто догадывается, что публика могла и не увидеть эту работу, ведь показы ее были остановлены.
Как же создавался легендарный фильм, и кто же едва не лишил зрителей возможности увидеть уникальный в своем роде проект?
О громкой премьере и идее
Премьерный показ «Ассы» наделал столько шума, что молодые люди со всей страны отправлялись на него и мечтали раздобыть билет.
В очередях за билетами стояли даже такие звезды как Евтушенко, Ахмадулина. Работа оказалась настолько злободневной, актуальной, что всего за несколько месяцев показа собрала десятки миллионов.
Сначала картину показывали в столичном Доме культуры, крутили ее по три раза в сутки в течение трех недель, а наплыв зрителей не сокращался. Примерно в эти же дни в столице прошел первый рок фестиваль.
На момент работы над легендарным фильмом Сергей Соловьев был уже известным и опытным режиссером, получил награду в Венеции. Вот только на родине его еще не особенно ценили, а он мечтал снять блокбастер, который бы покорил публику. Во времена перестройки, когда молодые люди увлеклись роком, эта тема показалась Соловьеву максимально заманчивой.
Еще одним удачным решением режиссер считал применение стиля и задумки индийских кинематографистов. Работы из Болливуда уже покорили сердце советских зрителей, интриговали миксом из историй о несчастной любви, обилием музыки и танцев.
Он решил использовать концепцию, в которой юная и прелестная девушка мечтает о романтике, возвышенном, но на ее пути появляется пожилой, влиятельный и жаждущий внимания поклонник. Так появилось техническое задание для сценариста Сергея Ливнева.
От автора ждали криминально-детективную историю с драматической линией, интересной, современной музыкой. Любовный треугольник из девушки Алики, криминального авторитета Крымова и художника Банана (который трудился сторожем) встретился на берегах Ялты зимой.
Интересный момент, но имя героиня получила не случайно. В те годы супругой сценариста была Алика Смехова, и именно в честь нее героиня фильма и была названа.
О важной составляющей
Чуть сложнее было решить проблему с музыкальным сопровождением. Поскольку Соловьем мало разбирался в том, какую музыку слушает молодежь, он дал задание помощникам достать кассеты с записями исполнителей.
Больше всего ему запала работа Бориса Гребенщикова (признан иноагентом). Именно его режиссер изначально видел в роли молодого художника, но музыкант не согласился, посоветовав взять на роль Сергея Бугаева.
А вот последний уже привел в работу остальных музыкантов и представителей богемного мира.
Среди последних был и Цой, который изначально показался Соловьеву чересчур характерным для образа в массовке.
Сниматься лидер «Кино» решился лишь благодаря уговорам исполнителя роли художника, причем финальная песня «Перемен» впервые прозвучала именно в рамках нового проекта.
О названиях и трудностях
Изначально у легендарного фильма должно было быть совсем другое название. Во многом решение Соловьева изменилось под воздействием музыкантов, которые к работе над картиной относились как к шансу бесплатно провести время в Ялте, не воспринимая проект слишком серьезно.
Более того, комната героя художника оказалась практически точной копией реального жилища Бугаева, даже элементы его интерьера из столицы привезли на съемочную площадку в Сочи.
Само название работы — это лозунг музыкальной группы «Новые художники», который был своего рода подписью на их полотнах.
Сложной задачей оказался и поиск исполнителей главных ролей. В образе Алики сразу видели Татьяну Друбич, приходящуюся женой Соловьеву и его музой. Правда сама она не сильно довольна своей работой в этом проекте, считая энергетику команды несколько непонятной и чуждой.
Труднее всего было найти идеального артиста на роль Крымова. Сначала в этом образе видели еще начинающего певца Розенбаума, но Соловьеву удалось убедить принять участие в проекте Говорухина.
Талантливый режиссер не сильно любил исполнять роли в картинах, еще и сам работал над одним из фильмов. Вот только с персонажем у Говорухина было настолько много общего, что Станислав Сергеевич согласился.
Более того, спустя годы Говорухин считает, что свою лучшую роль сыграл именно в «Ассе».
Об импровизации и проблемах
Многие реплики в фильме оказались чистой воды импровизацией, появлялись по ходу работы.
Интересный момент, но кадры в финале, когда Цой поет песню в ресторане, а люди держат спички, тоже был ловким и неожиданным ходом. На съемки позвали девять сотен добровольцев, а прибыли несколько тысяч.
В тот год вообще было много неожиданностей. В Крыму впервые за многие годы выпал снег, даже пальмы были им покрыты. Это рушило планы, но после решили снимать как есть, находя в таких пейзажах очарование.
Идея с моментом, когда Крымов читает юной избраннице строки из Пушкина тоже появились случайно. Говорухин коротал время, начал цитировать произведения классика, а Соловьеву этот момент так понравился, что он решил добавить его в отдельную сцену.
О вердикте свыше или как могли все разрушить
И вот, долгожданная премьера! Состояться она изначально должна была в “Ударнике”, у Кремля. Там же проходила выставка авангарда, концерт андеграунда… В общем, очень живая и сильная атмосфера.
Но тут, как всегда, доброжелатели нашлись. Директор кинотеатра испугался, решил, что толпа молодых людей может даже сжечь его учреждение, еще и находится оно возле Кремля.
Тут же он написал письмо Ельцину, который работал первым секретарем столичного горкома. Не особо размышляя, последний приказал все отменить.
Масштабная задумка Соловьева вместе с его работой были обречены на провал, но сдаваться он не планировал.
Режиссер рискнул и отправил телеграмму Горбачеву – и, представляете, сработало! Михаил Сергеевич – киноман был, наверное, или смотрел на увлечения молодежи более спокойно. Правда место премьеры пришлось изменить, но главное, что она состоялась.
А вам нравится фильм «Асса»?