Найти в Дзене
Киновар

Фильм «АССА» в 1988 могли не показать стране — кто остановил премьеру культового фильма

Прошло уже 37 лет с того момента, как легендарный фильм «Асса» покорил сердца советских зрителей. Мало кто догадывается, что публика могла и не увидеть эту работу, ведь показы ее были остановлены. Как же создавался легендарный фильм, и кто же едва не лишил зрителей возможности увидеть уникальный в своем роде проект? Премьерный показ «Ассы» наделал столько шума, что молодые люди со всей страны отправлялись на него и мечтали раздобыть билет. В очередях за билетами стояли даже такие звезды как Евтушенко, Ахмадулина. Работа оказалась настолько злободневной, актуальной, что всего за несколько месяцев показа собрала десятки миллионов. Сначала картину показывали в столичном Доме культуры, крутили ее по три раза в сутки в течение трех недель, а наплыв зрителей не сокращался. Примерно в эти же дни в столице прошел первый рок фестиваль. На момент работы над легендарным фильмом Сергей Соловьев был уже известным и опытным режиссером, получил награду в Венеции. Вот только на родине его еще не ос
Оглавление

Прошло уже 37 лет с того момента, как легендарный фильм «Асса» покорил сердца советских зрителей. Мало кто догадывается, что публика могла и не увидеть эту работу, ведь показы ее были остановлены.

Как же создавался легендарный фильм, и кто же едва не лишил зрителей возможности увидеть уникальный в своем роде проект?

О громкой премьере и идее

Премьерный показ «Ассы» наделал столько шума, что молодые люди со всей страны отправлялись на него и мечтали раздобыть билет.

В очередях за билетами стояли даже такие звезды как Евтушенко, Ахмадулина. Работа оказалась настолько злободневной, актуальной, что всего за несколько месяцев показа собрала десятки миллионов.

Сначала картину показывали в столичном Доме культуры, крутили ее по три раза в сутки в течение трех недель, а наплыв зрителей не сокращался. Примерно в эти же дни в столице прошел первый рок фестиваль.

На момент работы над легендарным фильмом Сергей Соловьев был уже известным и опытным режиссером, получил награду в Венеции. Вот только на родине его еще не особенно ценили, а он мечтал снять блокбастер, который бы покорил публику. Во времена перестройки, когда молодые люди увлеклись роком, эта тема показалась Соловьеву максимально заманчивой.

На фото Сергей Соловьев
На фото Сергей Соловьев

Еще одним удачным решением режиссер считал применение стиля и задумки индийских кинематографистов. Работы из Болливуда уже покорили сердце советских зрителей, интриговали миксом из историй о несчастной любви, обилием музыки и танцев.

Он решил использовать концепцию, в которой юная и прелестная девушка мечтает о романтике, возвышенном, но на ее пути появляется пожилой, влиятельный и жаждущий внимания поклонник. Так появилось техническое задание для сценариста Сергея Ливнева.

От автора ждали криминально-детективную историю с драматической линией, интересной, современной музыкой. Любовный треугольник из девушки Алики, криминального авторитета Крымова и художника Банана (который трудился сторожем) встретился на берегах Ялты зимой.

Интересный момент, но имя героиня получила не случайно. В те годы супругой сценариста была Алика Смехова, и именно в честь нее героиня фильма и была названа.

О важной составляющей

Чуть сложнее было решить проблему с музыкальным сопровождением. Поскольку Соловьем мало разбирался в том, какую музыку слушает молодежь, он дал задание помощникам достать кассеты с записями исполнителей.

Больше всего ему запала работа Бориса Гребенщикова (признан иноагентом). Именно его режиссер изначально видел в роли молодого художника, но музыкант не согласился, посоветовав взять на роль Сергея Бугаева.

А вот последний уже привел в работу остальных музыкантов и представителей богемного мира.

Среди последних был и Цой, который изначально показался Соловьеву чересчур характерным для образа в массовке.

Сниматься лидер «Кино» решился лишь благодаря уговорам исполнителя роли художника, причем финальная песня «Перемен» впервые прозвучала именно в рамках нового проекта.
На фото Виктор Цой
На фото Виктор Цой

О названиях и трудностях

Изначально у легендарного фильма должно было быть совсем другое название. Во многом решение Соловьева изменилось под воздействием музыкантов, которые к работе над картиной относились как к шансу бесплатно провести время в Ялте, не воспринимая проект слишком серьезно.

Более того, комната героя художника оказалась практически точной копией реального жилища Бугаева, даже элементы его интерьера из столицы привезли на съемочную площадку в Сочи.

Само название работы — это лозунг музыкальной группы «Новые художники», который был своего рода подписью на их полотнах.

Сложной задачей оказался и поиск исполнителей главных ролей. В образе Алики сразу видели Татьяну Друбич, приходящуюся женой Соловьеву и его музой. Правда сама она не сильно довольна своей работой в этом проекте, считая энергетику команды несколько непонятной и чуждой.

Труднее всего было найти идеального артиста на роль Крымова. Сначала в этом образе видели еще начинающего певца Розенбаума, но Соловьеву удалось убедить принять участие в проекте Говорухина.

На фото Станислав Говорухин и Татьяна Друбич
На фото Станислав Говорухин и Татьяна Друбич

Талантливый режиссер не сильно любил исполнять роли в картинах, еще и сам работал над одним из фильмов. Вот только с персонажем у Говорухина было настолько много общего, что Станислав Сергеевич согласился.

Более того, спустя годы Говорухин считает, что свою лучшую роль сыграл именно в «Ассе».

Об импровизации и проблемах

Многие реплики в фильме оказались чистой воды импровизацией, появлялись по ходу работы.

Интересный момент, но кадры в финале, когда Цой поет песню в ресторане, а люди держат спички, тоже был ловким и неожиданным ходом. На съемки позвали девять сотен добровольцев, а прибыли несколько тысяч.

В тот год вообще было много неожиданностей. В Крыму впервые за многие годы выпал снег, даже пальмы были им покрыты. Это рушило планы, но после решили снимать как есть, находя в таких пейзажах очарование.

Идея с моментом, когда Крымов читает юной избраннице строки из Пушкина тоже появились случайно. Говорухин коротал время, начал цитировать произведения классика, а Соловьеву этот момент так понравился, что он решил добавить его в отдельную сцену.

На фото Татьяна Друбич и Станислав Говорухин
На фото Татьяна Друбич и Станислав Говорухин

О вердикте свыше или как могли все разрушить

И вот, долгожданная премьера! Состояться она изначально должна была в “Ударнике”, у Кремля. Там же проходила выставка авангарда, концерт андеграунда… В общем, очень живая и сильная атмосфера.

Но тут, как всегда, доброжелатели нашлись. Директор кинотеатра испугался, решил, что толпа молодых людей может даже сжечь его учреждение, еще и находится оно возле Кремля.

Тут же он написал письмо Ельцину, который работал первым секретарем столичного горкома. Не особо размышляя, последний приказал все отменить.

Масштабная задумка Соловьева вместе с его работой были обречены на провал, но сдаваться он не планировал.

На фото Сергей Бугаев, Станислав Говорухин и Татьяна Друбич
На фото Сергей Бугаев, Станислав Говорухин и Татьяна Друбич

Режиссер рискнул и отправил телеграмму Горбачеву – и, представляете, сработало! Михаил Сергеевич – киноман был, наверное, или смотрел на увлечения молодежи более спокойно. Правда место премьеры пришлось изменить, но главное, что она состоялась.

А вам нравится фильм «Асса»?

Пишите в комментариях! 👇 Ставьте лайки! 👍 не забудьте подписаться✅