«Албания меня удивила, потому что я не знал о ней ровным счётом ничего» — такой честный отзыв оставил один из туристов. «Я думал, это как Хорватия или вторая Черногория».
Албания на самом деле часто остаётся всего лишь ещё одной небольшой страной Балканского полуострова, потому что стала открываться внешнему туристу только с переходом в XXI век.
Встречалась информация, что там в 90-е годы в газетном ларьке даже нельзя было купить путеводитель с достопримечательностями, потому что его попросту не издавали за ненадобностью. Не знаю, правда это или нет, но в целом хорошо отражает былую «неизведанность» Албании.
Если посмотреть на рельеф, то лично мне Албания не напоминает ни Хорватию, ни Черногорию. По-моему, куда больше сходства с Абхазией, только повёрнутой на 90 ° и отзеркаленной)
Около 70 % занимают горы, разделённые долинами с сочными пастбищами и реками, а к западу — уходящие в узкую равнину на побережье.
От холодного северного ветра Албанию прикрывают Северо-Албанские Альпы. Их острые известняковые пики издревле навевали не самые приятные мысли на местных жителей, а путь до высокогорных сёл был труден и полон опасностей; поэтому в обиходе эти горы прозвали «Проклетие» («Проклятие» по-нашему).
На востоке поднимается высокий и остроконечный хребет Кораби, где находится самая высокая точка Албании — гора Голем–Кораб высотой 2 764 метра. Горы занимают и юг, и центр страны, и только у моря переходят в равнину.
Узкая прибрежная полоса шириной 50 км «намыта» речными отложениями, которые реки принесли к морю с многочисленных горных массивов. Так же, как реки доставили грунт и обломки скал, намыв береговую линию Абхазии.
И албанские, и абхазские приморские низменности по умолчанию были болотистыми и малярийными районами с квакающими лягушками, роями комаров и непролазными зарослями камыша.
С конца 1940-х и особенно в 1950–60-е годы в Албании шло осушение 52 000 гектаров водно-болотных угодий: каналы рылись и углублялись, стоячая вода отводилась. Не обошлось и без ДДТ. Так на месте болот появлялись пахотные поля, а к началу 1970-х годов малярия была полностью ликвидирована как типичное албанское заболевание.
И, так же как в Абхазии только один представитель горного мира — Гагрский хребет — подходит вплотную к морю, так же и в Албании — только Керавнийские (Химарные) горы встречаются с Ионическим морем на самом юге страны.
Эту полосу встречи известняковых скал и тёплого моря, протянувшуюся на 120 км между городами Влёра и Серанда, называют Албанской Ривьерой.
Живописность и мягкий микроклимат сделали её центром развития туризма. Сами албанцы, кстати, за красивыми словами не гонятся и называют свою «Ривьеру» просто «Брегу», что означает, как не сложно догадаться, «берег».
Остальной албанский берег — пологая прибрежная равнина, которая лежит всего в нескольких метрах над уровнем моря.
И морская вода легко проникает в низины, где задерживается. Песчаные косы, созданные речными наносами, перекрывают мелкие заливы — так формируются многочисленные лагуны и озёра лагунного типа Албании.
Озёра — это ещё одно богатство Албании. Их здесь насчитывается больше 250.
Их появление стало результатом увлекательных процессов. С одной стороны, многочисленные горные массивы сложены главным образом из известняка, склонного к размыванию водой и образованию чаш-провалов. С другой, Албания — это сейсмически активная страна, стоящая рядом со стыком Африканской, Евразийской и Эгейской плит, поэтому земля тут двигалась и движется с раскрытием котловин.
На самом севере страны находится крупнейшее озеро Южной Европы — Шкодер (Скадарское). 1/3 принадлежит Албании, остальное — за Черногорией. Считается, что раньше оно было заливом Адриатического моря, который потом оказался закрыт перешейком из речных отложений. Сегодня это озеро, часто заболоченное по берегам, площадью 475 кв. километров.
На самом западе, в горах, на высоте 853 м на территории Албании находятся «кусочки» самых высокогорных озер Балкан тектонического происхождения — Большая и Малая Преспа, соединённых протокой.
Примечательно, что вода из Преспы уходит под землю и, через систему карстовых тоннелей, вымытых в известняке, питает ключами другое крупное озеро — Охридское, лежащее ниже на 150 метров и удалённое на 10 км к западу.
Охридское озеро — настоящее природное сокровище Албании (и Северной Македонии). Глубокое, тектоническое и очень древнее — его возраст насчитывает 1-1,5 миллиона лет, что недостижимо для абсолютного большинства других водоёмов на планете. Озёр, перешагнувших рубеж «миллион лет», по всей Земле только около 20.
Озеро, как и человек, проходит строгий жизненный цикл от рождения до старения и, наконец, исчезновения. Котловина постепенно заполняется осадочными слоями — остатками растений и живности, впадающие реки приносят камни и грунт, дождь размывает берега. Со временем озеро мелеет и заболачивается.
Но «древняя двадцатка» — не такая. Большинство озёр-миллионников рождены в результате тектонического процесса опускания/раздвигания суши. И, если этот процесс продолжает идти, то озеро углубляется настолько же, насколько мелеет из-за осадконакопления. Идеальный рецепт долгожительства, которым пользуется и наш Байкал.
У долгожительства Охридского озера в Албании называют 2 причины. Во-первых, большая глубина (до 288 метров) и малое количество впадающих водотоков.
50 % чистейшей воды попадает в Охридское озеро из подземных источников, 25 % — прорывается в тоннелях из высокогорной Преспы, и только 25 % приносят дожди и реки/ручьи, засыпающие котловину. Во-вторых, регион сейсмически активен, и накопление осадков компенсируется опусканием дна из-за тектонических перестроений.
Яркий символ закарстованности Албании — необычный источник Сюри-и-Кальтер, он же — Голубой/Синий глаз.
Однажды здесь появился карстовый провал, когда вода размыла известняк. И через яму на поверхность стали подаваться грунтовые воды. Их температура в «Голубом глазу» всегда неизменна — около 13 °C.
Вода вырывается из-под земли с большим напором. Если бросить камушек в центр источника, то через несколько секунд он снова всплывёт на поверхность.
Водолазы, которые много раз пытались погрузиться до дна карстовой ямы и измерить её глубину, раз за разом терпели неудачу — вода в итоге неизменно выталкивала человека наружу. Максимальная отметка, до которой удалось добраться аквалангисту, — 50 метров. Какова истинная глубина провала-источника Сюри-и-Кальтер — по сей день неизвестно.
Албания — страна не только холодных карстовых глаз, но и раскалённого дыхания земли. Среди скал из-под земли выходит горячая вода с запахом серы, создавая термальные источники Бенье.
Термальные источники Албании обязаны своим появлением глубинным разломам и тектонической активности — страна стоит почти на стыке крупных литосферных плит. Вода просачивается в трещины, уходит вглубь и там нагревается от тепла земных недр, а затем возвращается наверх, прихватив с собой серу, кальций, магний и другие минералы. Вода прогрета до средних 26–32 °C.
Вот такой, весьма разномастный получился еженедельный геообзор, в этот раз Албании. Это действительно не Хорватия и даже не Черногория. Она — Албания. И, как видим, этого более чем достаточно.
Следующим по алфавиту идёт горячий Алжир.