Судьба словно испытывала его на прочность с самого начала жизненного пути. Тиф в годы Гражданской войны, сталинский террор – все эти испытания не сломили его дух.
Как настоящий богатырь из русских былин, он выстоял в самых тяжелых испытаниях, сохранив верность своему призванию.
Сергей Столяров, чье имя навсегда вписано в историю советского кинематографа, прошел путь от больного тифом подростка до всенародного любимца.
Его образ стал воплощением идеального советского человека, а черты лица – прообразом рабочего в знаменитой скульптуре «Рабочий и колхозница».
Но его сила была не только в физической красоте и благородных чертах. Характер актера, его принципиальность и готовность защищать несправедливо обвиненных друзей в страшные 1930-е годы могли стоить ему карьеры.
Однако именно эти качества сделали его настоящим народным героем – не только на экране, но и в жизни.
В июле 1911 года в тихом селе Беззубово Тульской губернии появился на свет мальчик, которому суждено было стать настоящим народным героем. Его звали Сергей Столяров – сын простого лесника, чья жизнь оборвалась на фронтах Первой мировой войны.
Детство будущего актера выпало на самые страшные годы в истории страны. Революция, гражданская война, голод – все эти испытания обрушились на семью Столяровых.
Особенно тяжелым стал 1919 год, когда большевистская продразверстка лишила вдову с пятью детьми последнего шанса на выживание. В отчаянии мать отправила старших сыновей в далекий Ташкент, надеясь спасти их от голодной смерти.
Но судьба распорядилась по-своему. Во время пути восьмилетний Сергей заболел брюшным тифом. Вместо солнечного Ташкента он оказался в Курске, где его, полуживого, нашли на пороге больницы местные санитары.
Так начался его путь через испытания. Выздоровев, мальчик попал в детский дом, где судьба преподнесла ему неожиданный подарок – встречу с театральным искусством.
Один из воспитателей организовал драмкружок, и именно театр стал для маленького Сергея спасением от одиночества, холода и голода детдомовских лет. Кто бы мог подумать тогда, что этот худенький мальчик с горящими глазами однажды станет воплощением былинного богатыря на экране?
Театр пришел в жизнь Сергея Столярова не сразу. В юности его манили совсем другие горизонты – он мечтал стать машинистом паровоза. С этой целью молодой человек отправился покорять Москву, где после окончания ремесленного училища устроился работать в депо Киевской железной дороги.
Пока руки привыкали к рычагам управления локомотивом, сердце все чаще тянулось к искусству. В свободное от работы время Сергей начал посещать театральную студию, где его талант заметил опытный педагог Алексей Дикий.
Произошло то, что в мире искусства называют счастливым случаем. Дикий разглядел в молодом машинисте незаурядный актерский дар и посоветовал ему попытать счастья в легендарном МХАТе.
Стоило ли говорить, что конкурс был поистине олимпийским – 500 претендентов на несколько мест! И только двоим – Сергею Столярову и Михаилу Названову – улыбнулась удача.
Так началась новая глава в жизни будущего актера. Два года он оттачивал мастерство на сцене Художественного театра, начиная с массовки.
В 1934 году его путь привел в Театр Красной армии, а уже через год судьба преподнесла ему поистине королевский подарок – дебют в кино у легендарного Довженко в фильме «Аэроград».
Режиссер Григорий Александров сразу разглядел в молодом актёре воплощение своего идеального героя. Высокий голубоглазый блондин с открытой улыбкой настолько поразил мастера, что тот без проб утвердил его на роль Ивана Мартынова в музыкальной комедии «Цирк».
И не прогадал! Созданный Столяровым образ стал настоящим символом эпохи, воплотив в себе ту самую веру в светлое будущее, которая жила в сердцах миллионов. Зрители встречали его героя с восторгом, видя в нём не просто персонажа, а отражение своих надежд и мечтаний.
Гордость за завершенный проект и благодарность за признание зрителей были омрачены трагическими событиями, последовавшими за премьерой фильма.
В 1937 году арестовали и расстреляли оператора Владимира Нильсена по обвинению в шпионаже. Столяров, близкий друг талантливого кинооператора, не мог понять, как такое могло произойти.
В знак протеста против произвола власти он отказался от официальных наград за участие в «Цирке».
В ответ на этот поступок Столярова не пустили в Париж на Всемирную выставку, где советская делегация презентовала фильм.
Непокорного актера даже рекомендовали не задействовать на главной киностудии страны. Однако его безграничная популярность среди зрителей помогла ему избежать более серьезных последствий.
Военные и послевоенные годы стали поистине волшебным периодом в карьере актера. Природа щедро одарила Столярова богатырской статью и мужественной красотой, что сделало его идеальным воплощением русских былинных героев.
Режиссерский мир единодушно признал в нем настоящего сказочного богатыря, и актер блистательно перевоплотился во всех главных персонажей волшебных историй, созданных Александром Роу и Александром Птушко.
Особого упоминания заслуживает его роль Никиты Кожемяки в легендарной ленте «Кащей Бессмертный» 1944 года. В те предвоенные дни образ, созданный Столяровым, стал настоящим отражением народного духа и надежд на грядущую победу. Его природное обаяние, внутренняя сила и цельность характера буквально завораживали зрителей.
А роль новгородского купца Садко принесла актеру мировую известность. В этом фильме его герой отправляется за тридевять земель в поисках счастья, но находит его на родной земле.
Картина не только покорила сердца советских зрителей, но и триумфально победила на Венецианском кинофестивале, открыв имя Столярова международной публике.
Удивительно, но всемирная известность не изменила характер актера. Столяров остался тем же простым и порядочным человеком, каким был всегда – без тени звездной болезни.
В жизни он предпочитал держаться подальше от актерской тусовки, окружив себя людьми из самых разных сфер. Не гонялся за роскошью – даже личного автомобиля не имел. Гораздо больше, чем городская суета, его привлекала деревенская тишина и охотничьи вылазки.
Кстати, об охоте – в этом деле он достиг настоящего мастерства. Говорят, именно его охотничьи навыки однажды спасли всю семью от голодной смерти.
Во время эвакуации в Алма-ату у актера украли продуктовые карточки – в те годы это был настоящий приговор. Но Столяров не пал духом: он отправился на охоту и вернулся с добычей – тушей огромного козла. Этого мяса хватило семье на долгие недели, позволив пережить трудные времена.
Семейная жизнь Сергея Столярова была поистине счастливой. Его судьба свела с актрисой Ольгой Константиновой в стенах Театра Красной армии, и этот союз продержался долгих 35 лет.
В их семье рос сын Кирилл, который в 50-х годах прославился благодаря главной роли в фильме «Повесть о первой любви». Между отцом и сыном всегда царили теплые, дружеские отношения.
Столяров был настоящим семьянином – заботливым мужем, любящим отцом и внимательным дедушкой. Особенно дорогими для него были моменты, когда вся большая семья собиралась за общим столом.
«Ребята, вы не представляете, какие мы счастливые», – часто с теплотой в голосе повторял актер.
К концу 50-х годов актерская карьера пошла на спад. Эпоха былинных героев ушла в прошлое, а амплуа простого человека не подходило под его величественную внешность.
Однако Столяров не сдавался – он решил попробовать себя в новом амплуа сценариста. Его сценарий о Дмитрии Донском даже получил одобрение на съемки, но судьба распорядилась иначе.
В декабре 1969 года жизнь актера оборвалась – он ушел из жизни в возрасте 58 лет от лимфосаркомы.
Но память о нем осталась жива. Сергей Столяров успел сыграть множество замечательных ролей, создать крепкую семью и вырастить сына.
В сердцах зрителей он навсегда остался светлым, добрым человеком с той самой, неповторимой «столяровской улыбкой», которая согревала сердца миллионов.
Готовьтесь к новому повествованию! А пока изучите наши публикации, оцените их лайком и подпишитесь на канал
Последний кадр: истории одиночества легендарных советских актрис
«Судьба играет по-крупному»: «добрый молодец» Алексей Катышев и его стократная расплата за удачу
«Гореть или не гореть»: драматический путь Татьяны Лавровой, которая не боялась нарушать правила