Нашел очень интересное исследование про влияние LLM на процесс обучения.
Сейчас довольно часто слышу опасения вроде: «AI сделает нас ленивыми, мы вообще думать перестанем, опять все сидим в своих «компуктерах», лучше бы погулять пошли». Но есть и другая точка зрения: LLM наоборот делают обучение более доступным.
Так вот, группа ученых решила разобраться в этом вопросе на практике и провела длительное исследование с 2022 по февраль 2025 года, чтобы выяснить, как именно ChatGPT влияет на учебу.
Что они делали:
Постепенно давали студентам доступ к ChatGPT и оценивали влияние по трем критериям:
• Успеваемость (Learning performance): замеряли через тесты и экзамены.
• Восприятие обучения (Learning perception): выясняли мотивацию, вовлеченность и уверенность через опросники.
• Мышление высшего порядка (Higher-order thinking): смотрели на уровень критического мышления и навыки решения проблем, также с помощью опросов.
Для оценки использовали размер эффекта (Hedges's g) — это показатель того, насколько сильно один фактор (например, использование ChatGPT) влияет на результаты по сравнению с контрольной группой.
И вот результаты:
• Успеваемость: здесь ChatGPT реально круто помог студентам поднять результаты! Hedges's g = 0.867 — это очень сильный положительный эффект. (вероятно помог и списывать)
• Восприятие обучения: студенты стали чуть больше вовлечены и замотивированы (умеренный эффект, g = 0.456).
• Мышление высшего порядка: также умеренно, но уверенно выросли навыки критического и креативного мышления (g = 0.457).
Статья тут: https://www.nature.com/articles/s41599-025-04787-y