(продолжение статьи "Существует ли соверменная инквизиция?..")
Атака на «Закон об образовании»
Вот как ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, протоиерей Владимир Воробьёв, оправдывает цели «образовательной реформы» и вытеснение светского образования из школ 25:
«Законодательство России до сих пор ещё не свободно от влияния советских законов. Согласно закону о свободе совести существует светское образование и религиозное образование. Религиозное образование по определению закона имеет целью подготовку священнослужителей, это — духовные школы. Всё остальное образование — светское. Светское образование до сих пор у нас в стране в подавляющем большинстве школ в соответствии со стандартом (или раньше — государственными учебными программами) осуществляется на базе атеистического мировоззрения».
Атака на закон «Об образовании» началась с создания религиозного стандарта для теологии. Первый религиозный стандарт для теологии был разработан в Свято-Тихоновском институте в 2001 году, но государственное утверждение получил только в 2014 году. Далее мы рассмотрим значимые события, произошедшие в этот период.
Из воспоминаний ректора ПСТГУ, протоиерея Владимира Воробьёва 25:
«Без этого стандарта лицензирование духовных школ и закон об их аккредитации, который принят недавно, были бы невозможны. Создание и утверждение государственного поликонфессионального стандарта по теологии — важная веха в развитии теологического образования в России. Причём в развитии именно конфессионального образования, а не атеистического или агностического. Наш университет, мне кажется, внёс этим немалую лепту в преодоление ленинского декрета «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви»».
Цель весьма проста: объединить Церковь и государство в сфере образования и устранить всё светское. Для этого в академическую сферу вводится теология, постепенно вытесняющая светское религиоведение. 26
«У теологов и религиоведов один предмет исследования — религия, но разные методологии. Религиоведы изучают предмет с точки зрения истории, культурологии, социологии, антропологии и используют методы исследования, характерные для этих дисциплин. Они могут сомневаться в справедливости любого авторитетного мнения, а научные теории для них могут меняться как день и ночь. Теолог — это богослов. Он не подвергает сомнению догматы, сформулированные ещё на Первом и Втором Вселенских соборах».
Таким образом, для православного теолога существуют определённые аксиомы, которые невозможно опровергнуть или подвергнуть сомнению, эти аксиомы для него являются истиной. С этой позиции он изучает другие конфессии, течения и религии. Иными словами, он субъективен и строго конфессионален. Религиовед же — это исследователь, который подходит к изучению религии с объективной научной позиции. Он находится вне какой-либо конфессии, изучая религию со стороны.
«Теолог — эксперт по религиозному наследию. Он исследует историю и философию религии, анализирует исторические источники, даёт оценку различным религиозным объединениям…Теолог занимается изучением религиозного мировоззрения. Его деятельность связана с изложением и передачей принципов христианской философии. Он изучает фундаментальное систематическое богословие, апологетику, теорию и практику богослужения, а также церковное право…Теолог может вести научно-исследовательскую деятельность или преподавать в различных образовательных учреждениях богословие, историю религий, основы православной культуры или теологию.Эксперты, обладающие обширными знаниями и аналитическими способностями, могут работать в качестве специалистов по безопасности и выявлять деструктивные культы и секты».
«Когда мы в министерстве образования сказали, что стандарт по теологии, утверждённый тогда министерством и написанный в контексте научного атеизма, нас абсолютно не устраивает, потому что это — пародия на теологию, нам сказали: «Напишите другой стандарт»…Это было сделано, но министерство утверждать стандарт не торопилось, говоря, что по конституции у нас образование имеет светский характер и этот стандарт якобы нарушает конституцию. Понадобилось несколько лет для того, чтобы доказать, что преподавание теологии и вообще образование на базе религиозного мировоззрения, может быть светским, что «светский» — это совсем не обязательно — «атеистический». Это потребовало много сил и времени, но труды увенчались успехом.В результате этой победы религиозное образование стало очень быстро развиваться. На сегодняшний день в России действует уже около пятидесяти теологических кафедр, причём больше половины из них открыты в государственных университетах. Подавляющее большинство из них православные, есть и мусульманские, и иудейские.Стандарт был первым легитимным актом, которым было узаконено сотрудничество Церкви и государства. Такое сотрудничество было и раньше в других областях, но законного обоснования для него не было. В стандарте было написано, что преподавателей вероучительных дисциплин следует привлекать по рекомендации Церкви. Значит, отныне школа не отделена от Церкви, потому что религиозное образование без Церкви невозможно».
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в своём поздравительном послании университету по случаю его 16-летия отметил вклад ПСТГУ в развитие духовного и светского православного образования в России, в частности его заслуги в принятии закона о государственной аккредитации духовных школ и разработке проекта стандарта по теологии третьего поколения.
«За минувшие годы упорного и нелёгкого труда университет стал кузницей кадров для Русской православной церкви», — отметил Алексий II. 28
Стоит напомнить, что именно в этом университете (ПСТГУ) Александр Дворкин уже 30 лет преподаёт «сектоведение».
В 2007 году десять академиков опубликовали открытое письмо президенту России. Это письмо стало реакцией на резолюцию «О развитии отечественной системы религиозного образования и науки», принятое на XI Всемирном русском народном соборе.
Всемирный русский народный собор (ВРНС) 29 — это международная общественная организация, созданная в мае 1993 года под эгидой Русской Православной Церкви.
В этой резолюции Собор (ВРНС) предложил обратиться к Правительству России с просьбой «о внесении специальности «теология» в перечень научных специальностей Высшей аттестационной комиссии. Сохранить теологию как самостоятельное образовательное направление». Более того, в резолюции содержалась ещё одна настоятельная просьба — «о признании культурологической значимости преподавания основ православной культуры и этики во всех школах страны и включить этот предмет в соответствующую область федерального образовательного стандарта».
Вот как один из авторов письма, лауреат Нобелевской премии Виталий Гинзбург, охарактеризовал его 30:
«Это письмо десяти академиков президенту о том, что они обеспокоены клерикализацией нашей страны — захватом церковью всё больших и больших сфер общественной жизни».
В письме подчёркивалось, что 31
«Внедрение церкви в государственный орган — очевидное нарушение Конституции страны. Впрочем, церковь уже внедрилась в вооружённые силы».
Это вызвало огромный общественный резонанс среди церковных деятелей. В этом смысле открытое письмо президенту России стало «информационным поводом» для обсуждения этих и других вопросов, связанных с отношениями Церкви и общества. Вскоре, в начале 2008 года, было опубликовано «ответное» письмо от 227 учёных, поддерживающих клерикализацию образования и не видящих в этом проблемы. 32 Журналисты отмечали довольно агрессивную риторику этого письма, с эпитетами вроде «воинствующие атеисты и ненавистники России». Однако авторы «ответного» письма остались анонимными.
В то время в интернете циркулировала интересная теория относительно авторства «ответного» письма, которую мы находим примечательной 33:
«…обращение было инициировано кругами, близкими к Православному Свято-Тихоновскому гуманитарному университету. Дело в том, что как введение ОПК в школе, так и габилитация на уровне докторов по дисциплине «теология», чего и добиваются анонимные авторы и подписанты обращения, потенциально служит обеспечению как научной, так и преподавательской карьеры выпускников именно этого учебного заведения. Соответственно, при государственном решении вопроса о преподавании ОПК и регистрации ВАК специальности «теология» для кандидатских и докторских диссертаций, престиж ПСТГУ резко возрастёт, что немаловажно при нынешнем либерализованном состоянии рынка образовательных услуг в стране.Не секрет, что, чтобы сохранить титул университета, учебное заведение обязано готовить специалистов (бакалавров и магистров) по широкой номенклатуре специальностей. Для того чтобы не лишаться титула в ПСТГУ, в частности, открывается с 2008 года новый факультет: информатики и прикладной математики. Но титул университета — это не только вопрос престижа, это вопрос также и финансирования. И, что также немаловажно, вопрос расширения кадровой базы: расширение потенциального рынка труда для преподавателей и научных работников».
В 2009 году в качестве эксперимента в школах 19 регионов России был введён курс «Основы религиозных культур и светской этики». В рамках этого курса родители могли выбирать, какую религию будет изучать их ребёнок (преподавали светские учителя). К 2012 году эксперимент признали успешным, и с 2012 года в соответствии с приказом Министерства образования и науки России предмет «Основы религиозных культур и светской этики» был включён в школьную программу в качестве федерального компонента.
В 2013 году вступили в силу поправки к закону «Об образовании». Теперь священникам разрешили преподавать в школах. 34 До этого религиозные организации могли лишь выступать в качестве учредителей школ, но священнослужители не имели права преподавать в них.
Согласно новому закону, родители всё ещё могли выбирать, будет ли их ребёнок изучать «Основы светской этики» или основы одной из религий. Однако теперь религиозные организации получили право проверять содержание учебных материалов на соответствие своей доктрине, а также рекомендовать своих преподавателей для работы в школах. 35
На практике в некоторых регионах фиксировались случаи давления на школы и учителей по вопросу преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики». Например, в городе Хвалынске Саратовской области местные власти обратили внимание, что только 83% родителей выбрали модуль «Основы православной культуры» (ОПК), что оказалось ниже целевого показателя в 98%. В результате заместитель директора одной из школ, Татьяна Коцерова, была вынуждена писать объяснительную записку. Её обвинили в нецерковности, праздновании Хэллоуина и «антиправославной агитации» среди родителей. В конечном итоге её должность была сокращена. 35
В январе 2015 года Высшая аттестационная комиссия Министерства образования и науки России (ВАК) утвердила теологию как новую научную специальность. 36
Слияние Церкви и государства
Отношения Русской Православной Церкви (РПЦ) и российского государства претерпели значительные изменения после распада Советского Союза. Ключевые события, отражающие процесс сближения Церкви и государства, включают:
- 1990: Принятие закона «О свободе совести и религиозных организациях», который признал право граждан на свободу вероисповедания и способствовал возрождению религиозной жизни в России.
- 1997: Принятие нового закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», который предоставил особый статус «традиционным» религиям, включая православие, ислам, буддизм и иудаизм, тем самым укрепив роль РПЦ в общественной жизни.
- 2000: Принятие «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви», в которой были изложены взгляды Церкви на взаимодействие с государством и обществом.
- 2007: Введение курса «Основы православной культуры» в школьную программу в ряде регионов России, что стало сигналом к усилению влияния РПЦ в сфере образования.
- 2010: Создание Патриаршего совета по культуре, целью которого стало укрепление сотрудничества Церкви и государственных институтов в культурной сфере.
- 2012: Поправки в закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», усилившие государственный контроль над религиозными организациями и предоставившие дополнительные привилегии РПЦ.
- 2013: Принятие закона о защите чувств верующих, инициированного после инцидента в храме Христа Спасителя, что продемонстрировало влияние РПЦ на законодательный процесс.
- 2015: Подписание соглашения между Министерством обороны России и РПЦ о сотрудничестве, включающем строительство храмов на военных базах и учреждение института военного духовенства.
Эти события отражают постепенное укрепление роли Русской Православной Церкви в общественной и государственной жизни России, свидетельствуя о тесном взаимодействии Церкви и государства.
«Деструктология» — новая псевдонаука
Мы уже обсуждали в других статьях, что «сектоведение» — это несуществующая академическая дисциплина, отсутствующая в действующей номенклатуре специальностей для научных и научно-педагогических работников. 37
Деструктология — это новый термин для «сектоведения», введённый Романом Силантьевым, преданным сторонником антикультиста Александра Дворкина.
Силантьев долгое время состоял в РАЦИРС — Российской ассоциации центров изучения религий и сект, которую Дворкин основал в 2006 году.
С 1998 по 2009 год он также работал в Отделе внешних церковных связей РПЦ. 38 Он преподавал на кафедре теологии Московского государственного лингвистического университета (МГЛУ). Как «православный эксперт» по исламу, Силантьев неоднократно подвергался критике со стороны мусульманского сообщества и провоцировал скандалы до такой степени, что руководство РПЦ было вынуждено дистанцироваться от него. 39
В 2009 году он стал заместителем председателя Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции РФ.
Стоит напомнить, что избрание Дворкина председателем Экспертного совета многое говорит о его составе и общей направленности: из 24 членов совета только один был религиоведом — Игорь Яблоков, заведующий кафедрой философии религии и религиоведения Московского государственного университета имени Ломоносова. 40 В результате под руководством Дворкина и Силантьева Совет получил прозвище «православная инквизиция» за свою явную предвзятость.
Профессор Екатерина Элбакян из Академии труда и социальных отношений охарактеризовала это так 41:
«Честно говоря, я просто была шокирована, когда узнала, что господин Дворкин, не имеющий даже формального религиоведческого образования (не говоря уж о его личностных качествах), возглавляет экспертный совет по государственной религиоведческой экспертизе. И вообще из всех членов этого совета религиоведческое образование имеет только Игорь Николаевич Яблоков. Я была в большом изумлении».
Ремир Лопаткин, религиовед и профессор кафедры государственно-конфессиональных отношений Российской академии государственной службы, выразил своё мнение о таком «экспертном совете» 41:
«Тот акт, который мы сейчас перед собой имеем, направлен на раздор, на сеяние вражды в обществе, на натравливание одной части общества на другую».
Термин «деструктология» впервые появился в статье Силантьева 2018 года «О некоторых теоретических основах деструктологии как новой научной дисциплины», опубликованной в вестнике МГЛУ (выпуск 2). В статье говорится, что деструктология, наряду с «сектоведением», направлена на борьбу с неортодоксальными и нетрадиционными движениями (как религиозными, так и социальными), а также охватывает экстремизм и терроризм. В ней Силантьев ссылается на сектоведа Дворкина, специалиста по культам Ларису Астахову и других.
Под руководством Астаховой, которая с 2018 года возглавляет кафедру теологии МГЛУ, деструктология была официально представлена как новая «научная» дисциплина. Силантьев стал преподавателем на этой кафедре.
«Одни учёные специализируются на культах, другие — на террористах, третьи — на предотвращении подростковых суицидов, тогда как современные вызовы требуют более универсального подхода. Такой подход формируется в новой прикладной дисциплине деструктологии, разработанной в МГЛУ. Целые группы учёных, особенно теологов и религиоведов, смогут использовать её для повышения квалификации и получения навыков противодействия деструктивным угрозам», — объяснял Силантьев. 42
Такой подход формирует в обществе страх перед альтернативными взглядами и укрепляет негативное отношение к любой форме религиозной или идеологической свободы.
В 2019 году в МГЛУ была создана Лаборатория деструктологии. Её возглавил Роман Силантьев, а Астахова вместе с рядом сектоведов вошла в штат сотрудников лаборатории.
На странице лаборатории на сайте МГЛУ сказано 43:
«Деструктология — новая прикладная наука, которая в комплексе рассматривает наиболее опасные деструктивные образования: экстремистские и террористические организации, психокульты и нерелигиозные секты; тоталитарные секты и сферу магических услуг; суицидальные игры и увлечения, смертельно опасные молодёжные субкультуры («Колумбайн», АУЕ и др.) и медицинское диссидентство».
Первыми слушателями курсов по деструктологии стали священники и сектоведы из Новосибирска. В 2019 году на сайте Новосибирского миссионерского отдела появилась новость 44:
«…одиннадцати сотрудникам Миссионерского отдела Новосибирской епархии, закончившим обучение по «Основам деструктологии», были вручены сертификаты Московского государственного лингвистического университета о повышении квалификации высшего профессионального образования».
Научное сообщество считает «деструктологию» псевдонаукой. 45 В 2023 году более 200 российских учёных подписали открытое письмо, осуждающее псевдонаучный характер этой дисциплины. Они подчеркнули, что «деструктология» отсутствует как в российских, так и в международных нормативных системах науки и образования, а публикации по этой теме сводятся в основном к работам Романа Силантьева.
Однако это не помешало внедрению курсов «деструктологии» в российских школах, где активно ведётся работа с директорами и учителями. 45 Эти курсы фактически учат выявлять «деструктивные» элементы в обществе, используя крайне расплывчатые и субъективные критерии. Согласно описанию в разделе «Цикл лекций по деструктологии» на официальном сайте МГЛУ 46:
«Современные преступники действуют с адским размахом и фантазией. В этом убедились исследователи проблемы и авторы курса по деструктологии. Эта новая прикладная наука, разработанная в МГЛУ, учит отличать обычного продавца услуг от вербовщика в тоталитарную секту».
В январе 2025 года вышла книга «Деструктология. Базовый курс 72 часа. Материалы к курсу повышения квалификации по деструктологии», под редакцией заведующего лабораторией деструктологии МГЛУ доктора исторических наук Р.А. Силантьева. Его издателем выступило Издательство Московской Патриархии, которое в 1990-х и начале 2000-х выпускало информационно-просветительский журнал «Прозрение», посвящённый борьбе с новыми религиозными движениями и их последователями, а также книгу Дворкина «Десять вопросов навязчивому незнакомцу или Пособие для тех, кто не хочет быть завербованным».
Значительная часть учебника посвящена анализу постулатов и «опасности сект и культов», а также «деструктивных религиозных течений». Некоторые идеи Силантьева уже были изложены в его книге «Деструктология. Как быстро и надёжно лишиться денег и здоровья. 10 шагов к успеху». 48 В этой книге он обвинял атеистов в создании «нерелигиозных сект» и распространении ЛГБТ, а также критиковал движения, которые, по его мнению, способствуют «расизму, ксенофобии и сепаратизму» в России, в том числе на основе веры и национальности.
Опираясь на свою «научную» дисциплину, Силантьев создал концептуальную основу для расширенного толкования экстремизма и терроризма.
В рамках «деструктологии» он объединил такие разнородные явления, как религиозные меньшинства, молодёжные субкультуры, психокульты и даже движения, выступающие за «медицинское диссидентство». Это позволило ему подозревать широкий круг организаций и групп, не соответствующих «традиционным ценностям».
Подобный подход фактически позволил навешивать ярлык «деструктивного» или «опасного» на любое нежелательное социальное явление и применять законы об экстремизме для их подавления.
Такая «экспертиза» использовалась как доказательство «пропаганды терроризма» в деле Евгении Беркович и Светланы Петрийчук, которых судили за спектакль о женщинах, присоединившихся к ИГИЛ (запрещённая в России террористическая организация). Летом 2024 года их приговорили к 6 годам лишения свободы. 49
Таким образом, «деструктология» стала псевдонаучной ширмой для усиления репрессий в России. Силантьев, следуя по стопам Александра Дворкина, сумел внедрить свой подход в образовательные, религиозные и правоохранительные структуры, что привело к более агрессивному использованию законов об экстремизме и терроризме против любых форм инакомыслия и нонконформизма.
Лже-эксперты
Как известно, Дворкин не имеет учёных степеней, признанных российской системой аттестации. 50 Однако есть и другой пример — уже упомянутая Лариса Астахова, особо отличившаяся в антикультовой борьбе с «тоталитарными сектами».
Астахова — кандидат наук, доцент, судебный эксперт в области религиоведения, социологии и психологии. Она является давней знакомой Дворкина и коллегой Романа Силантьева по «деструктологии».
В 2015 году Астахова выступила в качестве эксперта-религиоведа по делу о ликвидации Церкви саентологии в Москве. В этом качестве она представляла автономную некоммерческую организацию «Казанский межрегиональный центр экспертиз».
Напомним, что 23 ноября 2015 года Московский городской суд удовлетворил иск Министерства юстиции России о ликвидации религиозного объединения «Церковь Саентологии Москвы». Суд обязал ответчика в течение шести месяцев создать комиссию для демонтажа организации.
Церковь Саентологии Москвы была зарегистрирована как религиозная организация 25 января 1994 года. В 1997 году был принят новый закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», согласно которому все ранее зарегистрированные религиозные организации должны были пройти повторную регистрацию в соответствии с новыми требованиями. Это делалось для того, чтобы отсечь «неправильные» религиозные организации. Впоследствии Московское управление Минюста отказало саентологам в перерегистрации. В июле 2015 года Измайловский районный суд Москвы признал законным отказ Минюста в регистрации Церкви саентологии Москвы как религиозной организации. Одним из оснований для такого решения стало заключение Экспертного совета по государственно-религиоведческой экспертизе при Главном управлении Минюста России по Москве, которое основывалось на судебной религиоведческой экспертизе, выполненной Ларисой Астаховой.
Экспертное заключение Астаховой вызвало бурную дискуссию в академической среде — и небезосновательно.
Имитация научной строгости, отсутствие фактов и логики — лишь малая часть критики, высказанной экспертами после ознакомления с её работой.
Более того, в своём заключении Астахова сослалась на тексты из книг по Саентологии, которые, как выяснилось, она попросту сфальсифицировала! Этих текстов не оказалось не только на указанных ею страницах, но и в книге вообще. Стоит отметить, что это излюбленный метод антикультистов. В нашем разборе книги «Сектоведение» мы уже ловили Дворкина на откровенной лжи.
Видеозапись судебного заседания, опубликованная в сети, зафиксировала реакцию защиты. Вот цитата из заседания Измайловского районного суда Москвы от 23 июня 2015 года 51:
«Экспертом произведён интеллектуальный подлог тех объектов, которые она исследовала. Мы полагаем, что только с прямым умыслом можно указать в экспертизе цитату, которая якобы принадлежит автору Рону Хаббарду, и которой в действительности там, где указывает эксперт, либо где-то ещё, просто нет. Имею ввиду цитату на стр.15 заключения эксперта, которая якобы содержится на странице 5 книги Рона Хаббарда «Введение в саентологическую этику», из которой эксперт выводит, ни много ни мало, какова основная цель саентологов.Так вот, мы просмотрели эту книгу — ни на странице 5, ни на любой другой странице у Р.Хаббарда этой цитаты нет. Эксперт её в данном случае, не знаю, выдумала или не выдумала, но она приписала автору то, чего у него нет. Иными словами я полагаю, что она совершила интеллектуальный подлог. Это все равно, что если бы оценивая от чего умер человек, она бы капнула туда яду и сказала бы, что его отравили, это совершенно аналогичная ситуация».
Многие учёные высказали ряд критических замечаний по поводу заключения Астаховой:
- Юрий Тихонравов 52, кандидат философских наук, директор Центра изучения и развития межкультурных отношений;
- Игорь Сорокотягин 53, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой юридической психологии и судебных экспертиз Уральского государственного юридического университета, заслуженный юрист России;
- Галина Широкалова 54, доктор социологических наук, профессор, заведующая кафедрой философии, социологии и политологии Нижегородской государственной сельскохозяйственной академии;
- Владимир Винокуров 55, кандидат философских наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой философии религии и религиоведения философского факультета МГУ;
- Сергей Щербак 55, старший преподаватель кафедры религиоведения Свято-Филаретовского православно-христианского института;
- Николай Шабуров 56, кандидат культурологии, профессор, директор Центра изучения религий РГГУ;
- Екатерина Элбакян 57, доктор философских наук, профессор Академии труда и социальных отношений, специалист в области философии религии и религиоведения.
В академической среде разгорелись споры относительно компетентности Астаховой как эксперта. Тем не менее, суд принял её заключение в качестве доказательства.
Плагиат в диссертации Ларисы Астаховой: угроза научной этике
Ещё один скандал разразился вокруг кандидатской диссертации Астаховой. Анализ текста её работы выявил 55,6% некорректных заимствований 58, что является прямым нарушением академических стандартов.
30 мая 2016 года в Министерство науки и высшего образования РФ была подана петиция о лишении Ларисы Астаховой учёной степени кандидата наук. К петиции прилагался 251-страничный документ, содержащий 252 фрагмента заимствований, выделенных цветом.
Согласно экспертному заключению, представленному Евгенией Кораблёвой в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, значительная часть диссертации Астаховой была заимствована из научных трудов других авторов без соответствующих ссылок. Примеры включают как прямое копирование, так и минимальный пересказ текстов авторов. По сути, её работа представляет собой компиляцию чужих идей, что недопустимо для научной диссертации, претендующей на получение учёной степени. В идеале, такая работа должна быть оригинальной на 90%, с минимальным порогом уникальности в 70%.
Примечательно, что тот же самый совет, который одобрил её диссертацию, также был ответственен за рассмотрение вопроса об аннулировании учёной степени Астаховой. Согласно Постановлению № 74 Высшей аттестационной комиссии (ВАК), некорректные заимствования — даже в небольшом количестве — являются основанием для лишения учёной степени. Диссертация Астаховой не только нарушила эти стандарты, но и продемонстрировала халатный подход к её рассмотрению со стороны диссертационного совета Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина, где она была защищена.
Неудивительно, что диссертационный совет, несмотря на признание всех вопиющих нарушений Астаховой, изложенных в Заявлении, принял решение не лишать её степени кандидата наук — решение, которое противоречит нормативным положениям.
В попытке реабилитировать Астахову в глазах общественности 29 октября 2016 года в Казанском государственном университете (КФУ) прошла конференция «Религия и насилие».
Астахову представили как «мученицу», подвергшуюся преследованиям со стороны «сектантов». Антикультисты прибегли к своей излюбленной тактике — обвинять любого, кто осмелится их критиковать 59, в поддержке, приверженности или защите «сектантов».
«У меня и у некоторых других религиоведов создаётся ощущение, что травля Ларисы Астаховой была затеяна не только ради желания отомстить ей за то, что она написала экспертизу в отношении Саентологической церкви Москвы, которая подтвердила позицию Министерства юстиции РФ, требовавшего в суде ликвидации этой организации, но также с целью уничтожить региональные религиоведческие центры, которые постепенно становятся сильными, мощными, влиятельными, что, естественно, вызывает ревность у некоторых религиоведов в Москве и Санкт-Петербурге, стремящихся, и неоднократно высказывающихся о необходимости монополии в религиоведческом образовании», — высказал своё мнение Раис Сулейманов, добавив, что если академическое насилие в отношении Астаховой достигнет цели и её «сломают», то тогда можно будет добиться и ликвидации (оптимизации) кафедры религиоведения в Казанском федеральном университете, а вслед за этим начнется постепенная «зачистка» религиоведческих центров в регионах или их «ампутация»».
Почему Казанский федеральный университет (КФУ) важен в этом случае? Потому что до 2018 года Астахова возглавляла кафедру религиоведения КФУ. После этого инцидента руководство КФУ приняло решение не продлевать контракт с Астаховой и несколькими её коллегами. 60 Однако Владимир Рогатин, член РАЦИРС и один из инициаторов конфликта на Украине, работал и продолжает работать в этой кафедре. (Подробнее об этом можно узнать в документальном фильме «Воздействие».)
Таким образом, антикультисты манипулируют фактами, запугивая коллег и читателей, устраивая информационный теракт. «Если они разобрались с нами, следующим будешь ты!» — именно это они внушают коллегам, хотя сами занимаются преследованием и травлей.
«Псы Господни»
На первый взгляд может показаться, что антикультист Дворкин — всего лишь слуга РПЦ, выполняющий свою работу, как он сам утверждает, выступая в роли «санитара», очищающего общество от «тоталитарных сект». Однако внимательный анализ его деятельности за долгие годы раскрывает чёткую стратегию и конкретную цель: контроль над общественным сознанием через образование, СМИ и правоохранительные органы.
В модели «православия по-Дворкински» нет ни гуманизма Христа, ни Его Евангелия. Вместо этого — жёсткая вертикаль патриархальной власти и Церковного Предания. Логика Дворкина проста; вот как он объясняет её в своей статье 62:
«Итак, ранняя Церковь не была ущербной, но жила без написанного Евангелия. Написанное Евангелие — не главное. А что же тогда главное? Что было в Церкви, в которой ещё не было написанного Евангелия? Она жила по Преданию, что по-гречески звучит как paradosis, по-латыни — traditia».
Затем он сводит всё Предание исключительно к Евхаристии 62:
«В чём Предание проявлялось? Главное — это Евхаристия. Если мы посмотрим первую историческую книгу Церкви — книгу Деяний апостольских, то мы увидим, что сквозь всю эту книгу постоянно повторяющейся темой проходит упоминание Евхаристии: epi to auto по-гречески. Это термин раннехристианской письменности с совершенно определённым смыслом: Евхаристическое собрание — буквально эти слова означают «на то же самое», то есть собрание на Тайную вечерю».
На православном сайте «Азбука.ру» Евхаристия определяется следующим образом 63:
«Евхари́стия (от греч. Εὐχαριστία — благодарность, благодарение) — Церковное Таинство, в процессе совершения которого хлеб и вино прелагаются (претворяются) в Истинное Тело и Истинную Кровь Христовы, после чего эти Тело и Кровь потребляются верующими (под видом хлеба и вина) во оставление грехов и в жизнь вечную (Ин.6:48-54). Благодарение Бога составляет главное содержание этого богослужения».
Более того, в своей статье Дворкин обвиняет оппонента в том, что он «плохой христианин», потому что нуждается в Евангелии 62:
«…святой Иоанн Златоуст, обращаясь к своей пастве: «Поскольку вы плохие христиане, поэтому вам нужно такое Евангелие, которое написано тростью по пергаменту или пером по папирусу. Если бы вы были хорошими христианами, то каждое евангельское слово было бы написано в вашем сердце и вам бы ничего иного не требовалось»».
Именно так он доказывает свою правоту — унижая и оскорбляя оппонента, вызывая эмоциональную реакцию у читателей. В своих «экспертных» статьях Дворкин с лёгкостью делает категоричные заявления, особенно в адрес тех, кто не считает Евхаристию главной сутью христианства 64:
«Если кто-то считает иначе, он не христианин».
Существует только правильное мнение Дворкина и неправильное мнение его противника. И в таком случае очень легко навесить ярлык «сектанта» 62.
«Поэтому когда сектанты отрицают Предание, фактически они должны отвергнуть и Писание, потому что Писание без Предания просто быть не может. Писание — это часть Предания».
Это ровно то, что делали нацисты в Германии, занимаясь дегуманизацией преследуемых групп под руководством протестантского пастора Вальтера Кюннета.
За 30 лет Дворкин построил свою империю власти. Протоиерей Дмитрий Смирнов, протоиерей Александр Новопашин, Роман Силантьев, Лариса Астахова, священник Лев Семёнов и многие другие — это люди, которыми он себя окружил: авторитарные, деспотичные личности с ненасытной жаждой власти, идеальные «палачи». Именно это Дворкин использует и направляет, устраивая информационные и физические теракты в обществе их руками.
История знает множество примеров, казавшихся незначительными, людей, которые в действительности оказались гениальными стратегами и манипуляторами. Они создавали сети подчинённых, чтобы выполнять грязную работу. Сами они не участвовали в преступлениях, но именно их интеллект и хитрость направляли действия других. Современная организованная преступность построена по такому же принципу.
Недавно дьякон Андрей Кураев, бывший советник Патриарха Алексия II (1990–1993), в эфире обратил внимание на изменение идеологии Патриарха Кирилла за последние 30 лет 65:
«Если посмотреть записи его бесед начала 90-х годов — какой же либеральный митрополит был, как замечательно говорил. А теперь он говорит прямо противоположное — гуманизм ересью называет».
«Как референт я вам скажу, профессиональный: высший пилотаж для референта — советника, любого советчика — это сделать так, чтобы те мысли, которые ты вложил в голову начальника, тот считал своими — своим собственным креативом».
Заключение
Более 30 лет Дворкин проводит свои информационные террористические атаки в обществе, обозначая все «нежелательные» организации как «тоталитарные секты» и запугивая население. Однако за это время он сам создал крупнейшую и самую страшную тоталитарную секту из всех. И речь идёт не просто о преступной разведывательной сети. Он проник в самую «сердцевину» России — Русскую Православную Церковь — подчиняя власть в России и в конечном итоге добился того, что было невозможным на заре демократии в 1990 году: слияния государства и Церкви в России.
Конечно, это было выгодно церковным служителям, которые ощутили свободу после распада тоталитарного атеистического режима. Именно это был план Дворкина.
Таким образом, он создал то, что сам называет тоталитарной сектой в буквальном смысле слова. Разрушая христианство, он вёл себя как золотой телец, соблазняя духовенство властью через манипуляции, разрушая основы государства и навязывая истинный нацизм. С этим ядом нацизма Дворкин отравил Россию, отравил Церковь, создал культ и втянул в него всех. Его хитрость в том, что он создал нацизм в стране, которая страдала от него во время Второй мировой войны больше всего.
Мы не раз утверждали в наших статьях, что идеология нацизма не исчезала после Второй мировой войны. Нацистская идеология жива. Она была передана нацистским протестантским пастором Вальтером Кюннетом его последователю, протестантскому пастору Фридриху Хааку. Именно Хаак, вместе с протестантским пастором Йоханнесом Огордом, создал обширную антикультовую сеть по всему миру. Эти нацисты накопили огромный опыт и знания, которые позже передали Александру Дворкину.
Ярким примером был суд 1997 года в России, где Дворкин, обвиняемый в клевете и дегуманизации, использовал материалы и знания, накопленные Огордом, для своей защиты, объясняя суду, что он сам ничего не выдумал, а всё это «надежная» информация из «авторитетных» зарубежных источников. Он выиграл дело, и после этого был принят новый закон «О свободе совести и религиозных объединениях», ограничивающий деятельность новых религиозных движений (НРД).
Стоит напомнить, что глобальный антикультовый проект планирует свои стратегии на годы вперёд, дирижируя всеми войнами. И Россия — это страна в их игре, которая должна была стать идеологическим центром нового Четвёртого Рейха. И они добились успеха.
В следующих частях этой статьи мы объясним, как дегуманизация, клеймение, обвинение по ассоциации и подавление инакомыслия работают внутри Русской Православной Церкви. Продолжение следует.
Источники
- Воробьёв В., прот. Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет // Православная энциклопедия. — М., 2020. — Т. LVIII : Православный Богословский институт прп. Сергия Радонежского — Псковский Снетогорский в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастырь. — С. 14-21. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-065-3.
Метки:
AFF FREECOG Александр Дворкин Андрей Кураев Глеб Каледа Дмитрий Смирнов Йоханнес Огорд КГБ ПСТГУ РАЦИРС Роман Силантьев Русская Православная Церковь
#дворкин #рацирс #антикультист #образование #дети