Найти в Дзене
OLGA NEWS

Кем ты станешь , когда вырастешь? Зачем мы задаём ребёнку этот вопрос?

Ребёнка, даже младшего школьника, если не детсадовца, довольно часто спрашивают взрослые : кем ты хочешь быть, когда вырастешь?
И меня спрашивали в своё время,  и вас, наверное, тоже.
И ребёнок старательно отвечает, что хочет быть космонавтом, спортсменом,  киллером , наконец-  тут уж у кого какие установки, подцепленные в родительском доме или в кругу сверстников, продиктованные модой, массовой культурой, его детским малюсенький опытом -всем вместе.
Так вот сейчас, со ступени взрослого, даже уже, пожалуй, пожилого - ну, ладно, среднего возраста, я вдруг задумалась о том, как мало мы придаём значение этому, в общем-то, довольно важному вопросу.  Задавай его мимоходом, даже не берём себе в голову, что проводим ребёнку первичное зачаточное профориентирование, и -  тоже первично, зачаточно -  программируем его на дальнейшие устремления в жизни. Не думаем и о том, что этот вопрос совершенно не правомочен и не только  бесполезен, но и вреден.  Ну,  действительно, как может шести-, восьми-,

Ребёнка, даже младшего школьника, если не детсадовца, довольно часто спрашивают взрослые : кем ты хочешь быть, когда вырастешь?
И меня спрашивали в своё время,  и вас, наверное, тоже.
И ребёнок старательно отвечает, что хочет быть космонавтом, спортсменом,  киллером , наконец-  тут уж у кого какие установки, подцепленные в родительском доме или в кругу сверстников, продиктованные модой, массовой культурой, его детским малюсенький опытом -всем вместе.
Так вот сейчас, со ступени взрослого, даже уже, пожалуй, пожилого - ну, ладно, среднего возраста, я вдруг задумалась о том, как мало мы придаём значение этому, в общем-то, довольно важному вопросу.  Задавай его мимоходом, даже не берём себе в голову, что проводим ребёнку первичное зачаточное профориентирование, и -  тоже первично, зачаточно -  программируем его на дальнейшие устремления в жизни. Не думаем и о том, что этот вопрос совершенно не правомочен и не только  бесполезен, но и вреден.  Ну,  действительно, как может шести-, восьми-, шестнадцатилетний ребёнок знать, кем он сможет стать, и чем в этой ипостаси будет заниматься.
А ведь если он втемяшит себе голову вот эту конкретную мечту-  мол я хочу быть слесарем шестого разряда, то любое другое положение,  которое он займёт в своё время в обществе, идущее вразрез с этой высказанной установкой, может восприниматься, как либо неудача, либо измена себе.
И хорошо ещё, если он простит себе это, а не пойдёт по дороге к декларированной цели, даже если эта цель уже не будет соответствовать его действительным желаниям.
Вы сейчас, скорее всего, скажете, что это ерунда, что я   придумываю, драматизирую, утрирую и так далее. Но ведь ещё старина Фрейд говорил, что причины всех наших неврозов кроются в детстве.
Так как же быть?  Совершенно не заниматься первичным профориентированием? Не задавать этот сакраментальный вопрос?  Но мы должны выбирать для ребёнка соответствующее образование, уклоны, направления, секции, кружки - и так далее, которые должны соответствовать все-таки его желаниям, его талантам, а не нашим представлениям о том, как для него хорошо.
И в этой связи мне вспомнился детективный роман ныне признанного персоной нон-грата Чхартишвили( Акунина). Я имею в виду "Азазель", и я имею в виду ту систему воспитания детей, которую проповедовала главная злодейка этого произведения. Правда, как и полагается злодейке, желания детей там совершенно не учитывалось -  просто с самого раннего возраста дети начинали делиться по группам в зависимости от их способностей к естественному наукам, или к точным наукам, или к военному делу, к физкультуре - и так далее. И чем дальше тем больше сужалось это так называемая "специализация".
Я не говорю сейчас ничего нового, я понимаю, в какой-то степени образовательная система сейчас так и делает. Я о том сакраментальном вопросе .
Почему бы нам не начать спрашивать наших детей не о том, кем они хотят быть, а о том,  в какой сфере они хотели бы подвизаться - готовить еду, лечить людей, строить дома, выращивать цветы или что-то ещё .
Изменив, таким образом, формулировку, мы избавим детей от жёсткой запрограммированности -до самого последнего момента, и им не придется ломать шаблон и наживать себе психологические проблемы.
Пример: ребенок заявляет, что будет врачом. Но к старшим классам вдруг выясняется, что его умственных способностей элементарно недостаточно для высшего медицинского образования, и -вот разочарование:не врач, а фельдшер, не состоялся и т.п.
Но если установки "врач"не было изначально, а была установка "лечить людей","работать в медицине", то всё о'кей, пазл сложился, парень добился, чего хотел, о чем заявлял, и самооценка в порядке.
Или, например, парень хотел быть космонавтом, но здоровье подвело, и лётного отряда ему не видать, как своих ушей.
Но если он не говорил и не думал "хочу быть космонавтом", а думал "хочу быть в космонавтике", то опять всё срослось, без всяких глобальных разочарований он найдет своё место на космодроме.
В общем, я, возможно, путано написала, но суть моего посыла: изменить этот задаваемый детям вопрос с "кем ты хочешь быть, когда вырастешь?" на "чем ты хочешь заниматься, когда вырастешь?". И даже "когда вырастешь"тут уже теряет значение, потому что медициной, космонавтикой, юриспруденцией, балетом и так далее можно начинать понемногу  заниматься сразу, не сделавшись ещё официально ни врачом, ни космонавтом.
Мне кажется, так будет и правильнее, и полезнее.