Привет, дорогие друзья, те, кто помнит времена, когда телевизор был черно-белым или максимум с четырьмя каналами, а возможность посмотреть кино по своему выбору казалась настоящей фантастикой! Рад новой встрече на страницах нашего блога. Сегодня мы поговорим о технике, которая в СССР была не просто прибором, а символом статуса, богатства и, для многих, окном в другой, манящий мир – о видеомагнитофонах!
В конце 1970-х – начале 1980-х годов, когда на Западе видеомагнитофоны уже начали постепенно проникать в дома обычных граждан, становясь частью быта и досуга, в Советском Союзе видеомагнитофон оставался чем-то из области фантастики для подавляющего большинства населения. Это была техника из другого мира, символ недоступной роскоши. Почему же видеомагнитофон в СССР стал уделом немногих избранных?
Причин тому несколько, и все они были тесно связаны с особенностями советской экономики, промышленности и системы распределения благ.
Первая и главная причина – это дефицит и невероятно высокая цена. Видеомагнитофоны не входили в перечень товаров массового потребления, которые производились в количествах, способных удовлетворить весь спрос. Советская промышленность долгое время не выпускала собственные бытовые видеомагнитофоны. Первый массовый советский видеомагнитофон стандарта VHS – "Электроника ВМ-12" – появился лишь в начале 1980-х годов, и его производство было налажено по лицензии японской компании Panasonic.
Но даже когда ВМ-12 появился на прилавках (которые чаще всего были пусты), его цена была просто заоблачной. Она составляла порядка 1200 рублей и выше. Для сравнения, средняя зарплата по стране в то время составляла около 150-200 рублей в месяц. Таким образом, видеомагнитофон стоил как 6-8 средних месячных зарплат, или примерно как годовая зарплата квалифицированного специалиста или рабочего. Купить его за обычную зарплату было практически нереально. Это требовало долгих лет накоплений или наличия совсем других доходов.
Вторая причина – ограниченный импорт и "черный рынок". Импортные видеомагнитофоны (японские Panasonic, JVC, Sharp, Sony, европейские Grundig, Philips) были еще более желанными из-за их лучшего качества и надежности по сравнению с первыми советскими моделями. Легально купить импортный видеомагнитофон можно было лишь в редких магазинах "Внешпосылторга" или "Березка", где товары продавались за чеки или сертификаты, выдаваемые работающим за рубежом (дипломатам, морякам, военным, специалистам) или за валюту. А валюта была у очень небольшого круга людей и хождение ее внутри страны было запрещено.
Конечно, существовал "черный рынок", где можно было купить импортный видеомагнитофон "с рук". Но цены там были еще выше, часто в несколько раз превышая официальную цену ВМ-12. Это была огромная сумма, которую могли себе позволить лишь очень состоятельные люди – цеховики (работники теневой экономики), фарцовщики, люди, связанные с внешней торговлей или имеющие доступ к иным нелегальным доходам.
Третья причина – технологическое отставание. Даже когда появился советский ВМ-12, он был уже морально устаревшим по сравнению с последними западными моделями. Он был громоздким, не всегда надежным, и качество записи/воспроизведения могло уступать импортным аналогам. Производство компонентов для него также было сложным, что сказывалось на объемах выпуска и цене.
Но почему же люди так стремились заполучить этот дорогой и дефицитный прибор? Дело было не только в технике, а в том, что она давала. Главная ценность видеомагнитофона – это контент. Советское телевидение предлагало ограниченный выбор программ, фильмов, часто идеологически выверенных. Видеомагнитофон же открывал доступ к другому миру кино – к зарубежным фильмам, которые не показывали по ТВ или показывали в сильно урезанном виде, к боевикам, фантастике, ужасам, комедиям, а порой и к эротике. Это было настоящее окно в западную культуру, в другой образ жизни, который видели на экране.
Поэтому видеомагнитофон стал не просто бытовым прибором, а символом статуса, приобщения к элите, обладающей не только деньгами, но и доступом к "запретной" или редкой информации и развлечениям. Иметь видеомагнитофон, особенно импортный, означало принадлежать к определенному кругу. К нему водили знакомых, чтобы показать "чудо техники" и угостить просмотром редкого фильма.
Появление видеомагнитофона породило целый феномен видеосалонов. Поскольку купить видеомагнитофон могли единицы, а желающих посмотреть зарубежные фильмы было много, предприимчивые люди стали устраивать нелегальные или полулегальные видеосалоны. Чаще всего это были квартиры или подвалы, где ставили несколько рядов стульев перед телевизором с видеомагнитофоном и брали плату за просмотр. Качество изображения было низким, звук – монотонным (часто с гнусавым переводом), но люди шли, платили и смотрели, потому что это был единственный способ увидеть "Рэмбо", "Терминатора", фильмы с участием звезд, которых не показывали в обычных кинотеатрах.
Еще одной проблемой и частью "видео-эры" стала дефицитность и дороговизна видеокассет (VHS). Пустые кассеты были большой редкостью, а записанные стоили баснословных денег, часто продавались или давались напрокат по высоким ценам. Это привело к расцвету видеопиратства: фильмы перезаписывали с кассеты на кассету, качество при этом стремительно падало, но это был единственный способ распространять видеоконтент.
Таким образом, видеомагнитофон в СССР не стал товаром массового потребления из-за совокупности факторов: крайне высокой цены (как советских, так и импортных моделей), ограниченности производства и сложностей с импортом, технологического отставания советской промышленности в этой сфере, а также, возможно, нежелания государства давать гражданам слишком легкий доступ к неконтролируемому контенту. Он оставался символом роскоши, показателем статуса и желанным, но недоступным большинству окном в другой мир, который все активнее стучался в двери Страны Советов в последние годы ее существования.
Часто задаваемые вопросы
- Сколько примерно стоил видеомагнитофон в СССР?
Советский "Электроника ВМ-12" стоил около 1200 рублей в начале-середине 80-х. Импортные модели, продаваемые легально в "Березках", могли стоить эквивалент нескольких тысяч рублей в чеках. На черном рынке цена импортных VCR могла достигать 3-5 тысяч рублей и выше в зависимости от модели и состояния. - Был ли ВМ-12 единственным советским видеомагнитофоном?
ВМ-12 был самой массовой моделью бытового видеомагнитофона в формате VHS. До этого выпускались более ранние, громоздкие и малодоступные катушечные видеомагнитофоны. Позже появились и другие модели на основе ВМ-12 или лицензионные копии других форматов, но ВМ-12 остался самым узнаваемым. - Где люди брали видеокассеты?
Чистые видеокассеты были большим дефицитом и продавались по высоким ценам (до 30-50 рублей за кассету). Записанные кассеты брали напрокат в нелегальных "видеоточках" или у знакомых, переписывали друг у друга, покупали на черном рынке по астрономическим ценам. - Было ли незаконно владеть видеомагнитофоном в СССР?
Владеть самим видеомагнитофоном не было незаконно, если он был приобретен легально (через магазин или Внешпосылторг, хоть это и было крайне сложно). Однако незаконной считалась предпринимательская деятельность (видеосалоны, прокат кассет) и распространение видеопродукции, содержание которой не соответствовало советским нормам (например, порнография, фильмы, критикующие СССР). - Когда видеомагнитофоны стали более доступными в России?
Видеомагнитофоны стали гораздо более доступными в России уже после распада СССР, в первой половине 1990-х годов, с массовым налаживанием импорта потребительской электроники и появлением множества магазинов, где их можно было свободно купить по снижающимся ценам.
Видеомагнитофон в СССР – это больше, чем просто бытовой прибор. Это символ эпохи, показатель статуса, и, самое главное, окно в другой мир, приоткрывшееся для немногих избранных перед закатом Страны Советов. Он стал частью культурного ландшафта, породив целую индустрию нелегального видеопроката и оставив яркий след в памяти тех, кто его застал.
А вы помните, когда впервые увидели видеомагнитофон? У кого он был – у родственников, знакомых? Ходили ли вы в видеосалоны посмотреть новинки зарубежного кино? Какие фильмы из тех времен, увиденные на видео, вам запомнились больше всего? Поделитесь своими воспоминаниями о "видео-эре" в СССР в комментариях! Давайте вместе вспомним этот кусочек прошлого, который так сильно отличался от сегодняшней доступности любого контента! Ваше мнение и ваши личные истории бесценны для нашего сообщества! И, конечно, чтобы не пропустить наши следующие погружения в советский быт, технологии и культуру, не забудьте подписаться на наш канал! Давайте вместе вспоминать и исследовать! Ждем ваших историй!
#историяссср, #советскийбыт, #видеомагнитофон, #вм12, #роскошьвссср, #черныйрынок, #видеосалоны, #технологииссср, #ностальгияпоссср, #ссср