Формула-1, NBA, WTT, MLTT — каждая из этих аббревиатур скрывает не только спорт, но и целые миры. В которых спортсмен — герой истории. Легенда, бренд, часть системы.
В настольном теннисе эти миры тоже существуют. Только пока не у нас.
Почему? Как они устроены? Что делает спорт по-настоящему профессиональным — и что мешает нашим игрокам становиться героями внутри своей страны, а не только за ее пределами?
Разбираемся в новой статье: о бизнес-моделях, государствах, спортсменах, инфраструктуре и наших шансах построить собственную вселенную.
Контекст
У нас привыкли думать о настольном теннисе как об избыточно сложном для массовой популярности виде спорта. Привыкли считать, что качественная телевизионная картинка невозможна в принципе, что зарабатывать в настольном теннисе невозможно, он не интересен рекламодателям и инвесторам.
Это мифы, не более того.
Настольный теннис собирает колоссальные аудитории в Китае, Японии и Республике Корея. Невероятный ход набрала французская лига Pro A. В США создана профессиональная лига MLTT — и она сразу собрала пул спонсорских контрактов.
Значит, создавать из настольного тенниса что-то систематизированное и коммерчески привлекательное — по аналогии с американским и европейским футболом, баскетболом, теннисом, хоккеем или бейсболом — возможно.
Кстати, вы когда-нибудь смотрели бейсбол? А ведь кто-то смог раскрутить и его.
WTT — сработавшая бизнес-концепция
9 мая президент ITTF Петра Сёрлинг, вице-президент по финансам доктор Алаа Мешреф и генеральный директор ITTF Group Стив Дейнтон выступили с заявлением о финансовой отчётности ITTF Group за 2023 и 2024 годы.
Если кратко:
Будущее никогда не было столь многообещающим.
Повод для радости прост — WTT, коммерческое подразделение ITTF, начало приносить прибыль. Пока символическую: 1,5 миллиона долларов США в 2024 году, но это поистине поворотный день для неазиатского настольного тенниса.
Символично, что руководящие WTT бизнесмены за четыре года сделали то, чего десятилетиями не мог добиться весь бюрократический аппарат ITTF: создали из настольного тенниса качественный коммерческий продукт.
Составляющие успеха просты, как все успешные бизнес-концепции.
Четкий календарь мероприятий, четыре турнира Grand Smash, стратегия оптимизации повторяющихся мероприятий, когда каждое следующее мероприятие приносит организаторам больше прибыли за счет развивающейся инфраструктуры локации и растущей популярности, колоссальный прогресс качества трансляций и, как следствие, рост интереса телекомпаний, стриминговых площадок, рекламодателей и спонсоров.
Перечень неполный, но вполне показательный.
Чиновники рады, они отчитываются, подчеркивают роль ITTF в создании своего коммерческого подразделения. Функционеры WTT спокойны — это всего лишь заработавшая коммерческая модель. Продуманная бизнес-концепция.
Именно так создаются вселенные профессионального спорта. Но все описанное — упаковка. Витрина для покупателя, трибуна Колизея для гражданина Рима, книга для читателя «Властелина колец».
Сегодня мы поговорим о главных обитателях этих вселенных — спортсменах. О том, как они достигают уровня, позволяющего стать профессионалами, через что проходят, кто им в этом помогает — и главное: что делать нам, чтобы наши герои оставались в наших вселенных, а не становились легендами в далеких землях.
Руны, армии и воины
Кими Райкконен, Рубенс Барикелло, Фернандо Алонсо, Дженсон Баттон, Михаель Шумахер — великие пилоты Формулы-1.
Спортсмены высочайшего класса, уникумы, гении. Но что бы значили их таланты без легендарных трасс?
Эшторил, Монца, Нюрбургринг, Сильверстоун — это не просто слова, это заклинания, созданные древними эльфами, а графику этих трасс рисовал сам Один на девятый день после того, как пригвоздил себя копьем к древу жизни и смерти Иггдрасил.
И есть команды. Могучие армии: Мерседес, Макларен, Уильямс, Ред Булл, Феррари и многие иные. Всегда кто-то уходит, но кто-то приходит на место ушедших, чтобы сходиться в битвах вновь и вновь. Без этих армий воины-пилоты — никому не нужны.
Но это образы. Есть главное — чемпионат мира по кольцевым автогонкам (FormulaOne, Formula 1, F1), который проводится ежегодно и состоит из этапов, называемых Гран-при, в соответствии с техническими нормами, требованиями и правилами, установленными Международной автомобильной федерацией (FIA).
Это большой бизнес. Бизнес, который дал миру вселенную Formula.
Дал потому, что это входит в бизнес-концепцию. И для бизнеса эта сказка — сочетание составляющих. Треки, болиды, команды, пилоты…
Но вернемся к пилотам. А кто они и как стали легендами профессионального гоночного спорта? Если оставить суть, все они шли одними тропами: картинг, массовые любительские соревнования, сито национальных чемпионатов, выход на мастерский уровень, отбор в профессиональные команды, борьба за место в основе, битвы на треках.
И так во всех спортивных вселенных, созданных менеджерами высочайшего класса.
Стефен Карри, игрок скромной команды Колледжа Дэвидсона из Северной Каролины, стал мегазвездой Голден Стэйт и НВА.
Теннисистка из Сочи Мария Шарапова стала одной из 10 женщин, которым удавалось выиграть карьерный Большой шлем АТР.
Братья Лебрун из Монпелье стали новой европейской надеждой настольного тенниса, звездами французской лиги Pro A и WTT.
Перечень ставших воинами и достигших славы велик. Но поистине бесконечен перечень тех, кто остановился в шаге и остался просто мастером, пусть даже талантливым, но не частью легенды. Причины разные. Не хватило уровня, травмы, болезни, да и просто чуть не повезло. Но иногда у мастера просто нет рядом той самой спортивной вселенной, куда он хочет попасть, а те, что есть — очень и очень далеко.
Массовый спорт — основа основ
Во всех видах спорта всё всегда начинается с массового уровня и любительских соревнований. И здесь важно расставить акценты: массовый спорт во всем мире — дело государства, региональных и муниципальных властей.
Здоровье нации, трудоспособность и долголетие граждан, их готовность в случае возникновения необходимости взять оружие и физически выдержать военную службу – все эти факторы обуславливают траты, которые правительства несут на развитие массового спорта.
Возлагать системную организацию детских и подростковых секций на бизнес бессмысленно. Предпринимателю это может быть интересно как единичный благотворительный проект в виде спорта, которым он сам увлекается, либо как меценатская часть общей деятельности. Более того, коммерсант и сам рассчитывает получить для себя и детей возможность заниматься физкультурой и спортом на любительском уровне бесплатно. И это ожидание обоснованно — бизнес платит налоги на содержание государства и не будет брать на себя его функции.
Бизнес включается с момента, когда спорт становится зрелищем, но об этом позже.
Рассмотрим на примерах ведущих спортивных держав.
США — колледжи и университеты
Лучшие коммерческие спортивные лиги организованы в США. С этим не стоит спорить, не надо включать режим «квасной патриот», нужно просто изучать и перенимать опыт. Но как в США обстоит с массовым спортом?
Начнем с того, что в США нет министерства спорта, никто не диктует из Вашингтона, какие объекты строить и какие виды спорта развивать, и никто не распределяет на эти цели бюджетные деньги.
Массовый спорт в США организован местными общинами, меценатами, школами, колледжами и университетами. Спорт высших достижений функционирует как большой бизнес сам по себе.
Обилие объектов спортивной инфраструктуры, от общественных площадок для баскетбола до современных спорткомплексов, ведет к выбору вида спорта, а путь в спорт высших достижений начинается уже в школах, затем продолжается в колледжах и университетах.
Соревнования школьников на федеральном уровне курирует Национальная федерация школьных ассоциаций (NFHS), в которую входит свыше 18 тыс. учебных заведений.
Студенческие соревнования находятся под эгидой Национальной атлетической ассоциации колледжей (NCAA), куда входят свыше 1200 вузов. Соревнования американских студенческих команд крайне популярны, их трансляции приносят большие доходы, но 96% заработка NCAA возвращает университетам на возмещение затрат на обучение лучших спортсменов и организацию соревнований.
И это важно: многие университеты предоставляют перспективным спортсменам специальные стипендии или возможность обучаться бесплатно. Скауты профессиональных команд изучают этих спортсменов буквально под микроскопом.
Олимпийским спортом в США занимается Национальный олимпийский комитет США (USOC) — общественная организация, работающая без какого-либо государственного финансирования, на средства спонсоров (индивидуальных и корпоративных) и от продажи медиа-прав.
К профессиональному спорту США с его богатыми лигами, крупнейшими в мире аренами и стадионами, клубами с миллиардными бюджетами государство не имеет прямого отношения и не несет на него никаких расходов.
Помимо прочего, в США спорт является мощным социальным лифтом, а многие спортсмены получают настоящее, а не формальное образование.
Приведем пример одного из лучших баскетболистов в истории — Шакила О'Нила. Выйдя из кромешной нищеты за счет баскетбольного таланта, в Университет штата Луизианы он пришел безусловной звездой баскетбола, но даже получив контракт в НБА, он завершил обучение. Но самое удивительное, что после окончания карьеры он обучение продолжил и стал доктором наук, получив высшую профессиональную научную степень в области политологии.
Великобритания — государственно-частное партнерство
Великобритания сочетает государственную поддержку массового спорта с крупными приватными вливаниями в спорт высших достижений.
Правительственный департамент культуры, медиа и спорта отвечает в том числе за туризм, игорный бизнес и лотереи.
Основа — спортивные занятия в школах и университетах. Функционирует единая национальная база школьных и вузовских соревнований, специалисты выявляют перспективных спортсменов, с которыми и начинается системная работа.
Олимпийский спорт имеет серьезную государственную поддержку. Помимо Национального олимпийского комитета и федераций по видам спорта, на этом направлении работает правительственное агентство UK Sport, которое на две трети финансируется госбюджетом и на треть — из фонда национальной лотереи.
В наиболее популярных видах спорта работают деньги приватных инвесторов. Медиа, рекламодатели и платежеспособная аудитория, отработанный маркетинг — это британский профессиональный спорт.
Китай — не только партия
Вопреки распространенному мнению, в Китае спорт — это не только государство. В финансировании спорта высших достижений активно участвует бизнес.
В составе Государственного Совета КНР действует главное управление по спорту. В 1995 году был принят закон КНР «О физкультуре и спорте», утверждена программа всенародного укрепления здоровья, рассчитанная на 15 лет. Цель — до 60% населения Китая должны заниматься спортом.
Большинство дворцов спорта и спортивных залов в Китае — общедоступны. В среднем на каждые 10 тысяч человек приходится до семи стадионов.
Раз в четыре года проводятся Национальные игры средних школ и Национальные игры университетов. Проводятся пять спартакиад: всекитайская спартакиада, спартакиада крестьян, универсиада, паралимпиада и спартакиада традиционных видов спорта национальных меньшинств.
Спортивные лотереи — отдельный ресурс, 60% дохода от них направляется на строительство спортивных объектов.
С 2014 года налог на прибыль для крупных корпораций, финансирующих спорт и культуру, снижен с 25% до 15%. А для наиболее активных — до 3%. Это дало мощнейший толчок развитию профессиональных спортивных лиг, разгоняются футбол и хоккей, а с учетом неизмеримой емкости внутренней аудитории спорт в Китае приносит владельцам команд крайне существенный доход.
И какой из этого следует вывод?
Выводов несколько.
Массовый спорт — а в нашем случае это настольный теннис — во всем мире лежит на государстве.
Ведущие спортивные державы научились подключать бизнес на стадии перехода спортсмена из статуса мастера-любителя на уровень профессионального игрока — участника большой игры, элитной лиги, той самой вселенной профессионального спорта.
Когда мы рассуждаем об очевидном прогрессе настольного тенниса в России, мы должны четко отдавать себе отчет, что наш предел сегодня — подготовка мастера-любителя. Дальше он пойдет искать лигу, где может стать профессионалом, героем, легендой. Пойдет во Францию, в Германию и США. Свою вселенную для своих героев мы пока не создали.
Клубный чемпионат России по настольному теннису — это высокое по уровню мастерства соревнование. Но это не коммерческая лига и не мероприятие, приносящее доход. Все держится на плечах ФНТР.
При этом мы видим взрывной рост количества независимых коммерческих клубов — то есть тех самых армий, в которые собираются подготовленные воины.
Питер, Самара, Барнаул, Пермь, Москва, теперь и Шатура — везде есть клубы, которые готовы играть по системе дом-выезд, арендовать и даже строить залы, привлекать болельщиков, делать шоу.
А значит — оно будет.
***
Благодарим за внимание!
Подписывайтесь на наши социальные сети: