Найти в Дзене
Паисий Святогорец

Когда ты радуешься — ты сопротивляешься злу. И это уже победа| Из пятого тома "Слов" святого Паисия Святогорца

Почему мы теряем радость — внезапно и без видимых причин? Порой причина не снаружи, а внутри: в тонких, почти незаметных духовных механизмах, описанных в аскетической литературе. Радость — это не просто мимолётное чувство, а активная внутренняя духовная позиция, которой мешают не события, а реакции на них. Святой старец Паисий Святогорец называет радость формой духовного сопротивления злу — и на собственном опыте показывает, как сохранить её там, где кажется, что всё рушится. — Геронда, почему радость у меня иногда резко сменяется печалью?
— Резкий переход от радости к печали чаще всего происходит от искушения. Тангалашка по своей злобе борется с человеком, особенно с человеком восприимчивым, тонкокожим и от природы жизнерадостным. Он борется с тем, кто стремится проводить жизнь духовную. В этом-то и состоит его работа: он хочет видеть нас печальными, потому что он от этого радуется. Но с какой это стати мы должны позволять тангалашке делать что ему вздумается? Разве радость не лучше
Оглавление
Почему мы теряем радость — внезапно и без видимых причин? Порой причина не снаружи, а внутри: в тонких, почти незаметных духовных механизмах, описанных в аскетической литературе. Радость — это не просто мимолётное чувство, а активная внутренняя духовная позиция, которой мешают не события, а реакции на них. Святой старец Паисий Святогорец называет радость формой духовного сопротивления злу — и на собственном опыте показывает, как сохранить её там, где кажется, что всё рушится.

— Геронда, почему радость у меня иногда резко сменяется печалью?

— Резкий переход от радости к печали чаще всего происходит от искушения. Тангалашка по своей злобе борется с человеком, особенно с человеком восприимчивым, тонкокожим и от природы жизнерадостным. Он борется с тем, кто стремится проводить жизнь духовную. В этом-то и состоит его работа: он хочет видеть нас печальными, потому что он от этого радуется. Но с какой это стати мы должны позволять тангалашке делать что ему вздумается? Разве радость не лучше расстройства и печали? Разве любовь не лучше злобы и ненависти?

— А я вот, геронда, иногда впадаю в печаль, а причины понять не могу.

— Это тангалашка не хочет, чтобы человек радовался. Он находит способ огорчить и тех, у кого есть повод огорчаться, и тех, у кого его нет. Что касается тебя, то мне кажется, что он стремится ввергнуть тебя в отчаяние. Для этого он всё больше и больше опутывает тебя своими тонюсенькими ниточками. Ладно ещё, если бы он вязал тебя верёвкой! Верёвкой человека опутать — куда ни шло, был бы хоть какой-то повод для огорчения. Но ведь на самом деле его тонкие нити тебе только кажутся канатами, и ты из-за этого переживаешь. Не мучай себя без повода, потому что этим ты радуешь тангалашку и огорчаешь Христа. Скажи: ты что, правда хочешь, чтобы Христос огорчался?

— Нет, геронда, но...

— Никаких «но»! «Ад огорчися!» А ну-ка скажи: «Ад огорчися!»

— Огорчися!

Канал «Паисий Святогорец» на YouTube

Слова святого старца Паисия на Вайлдберриз

Слова святого старца Паисия на Озон

Электронные и аудио книги святого Паисия на Литрес

-2