Найти в Дзене
Сталик Ханкишиев

Рестораны и ресторанная критика

Я стараюсь не ходить в рестораны, если есть возможность поесть и дома. Но за границей я могу не просто поесть, а еще и удовлетворить свою любознательность, познакомиться с опытом коллег из других стран.
Иногда я рассказываю о ресторанах, которые посетил - раз это было интересно мне, то должно быть интересно и моим постоянным читателям. Но я убедительно прошу не рассматривать мои заметки как ресторанную критику.
Увы, но в нашей стране эта специализация стала прибежищем для фриков, дураков, а в крайнем случае - для людей особого толка, которые в еде пока не очень разбираются, но писать о чем-то надо.
Сегодня я выяснил, что нажил себе врага (вражонка), когда написал то, что думал о ресторане Гордона Рамзи. Мне тут же припомнили и мой собственный неудачный ресторанный опыт. Ну, что же - ответы у меня готовы! Гордон Рамзай - человек, более чем успешный.
Множество изданных книг, несколько телешоу (вам наверняка запомнился экспрессивный шеф из "Адской кухни", который швыряет тарелки с неугодн

Я стараюсь не ходить в рестораны, если есть возможность поесть и дома. Но за границей я могу не просто поесть, а еще и удовлетворить свою любознательность, познакомиться с опытом коллег из других стран.
Иногда я рассказываю о ресторанах, которые посетил - раз это было интересно мне, то должно быть интересно и моим постоянным читателям. Но я убедительно прошу не рассматривать мои заметки как ресторанную критику.
Увы, но в нашей стране эта специализация стала прибежищем для фриков, дураков, а в крайнем случае - для людей особого толка, которые в еде пока не очень разбираются, но писать о чем-то надо.
Сегодня я выяснил, что нажил себе врага (вражонка), когда написал то, что думал о ресторане Гордона Рамзи. Мне тут же припомнили и мой собственный неудачный ресторанный опыт. Ну, что же - ответы у меня готовы!

Гордон Рамзай - человек, более чем успешный.
Множество изданных книг, несколько телешоу (вам наверняка запомнился экспрессивный шеф из "Адской кухни", который швыряет тарелки с неугодной едой в мусорные корзины) и более полутора десятков ресторанов - 
http://www.gordonramsay.com
В самый дорогой, имеющий три мишленовские звезды, который так и называется
Ресторан Гордон Рамзай мест нет на месяц вперед. На неделю вперед все расписано и в двух других наиболее популярных и престижных - Петрус и Мазе.

Пришлось писать письмо, рассказывать о себе и объяснять, почему я очень хотел бы попасть именно в эти рестораны. Пришел ответ:

[
Получил от ресторана письмо]

Если вкратце: нашли Вам одно место, но чтобы оно осталось за Вами, позвоните и сообщите номер своей кредитной карты, чтобы мы могли снять с нее 100 фунтов стерлингов за каждое заказанное место в случае, если Вы не придете.
Не стану давать оценку этому предложению - возможно, успех позволяет относится к публике и вот так.

-2

Ну, что же, осмотримся. Об интерьере можно судить и по первой фотографии, а об еще одной забавной особенности помещения я расскажу сейчас.
Видите букеты цветов и молодого человека? Дверь позади него - на кухню и, кажется, в отдельный кабинет. Я так решил потому что во время моего ужина туда провели группу гостей. Справа - дверь в мужской туалет, прикрытая стекляной шторой - большей части посетителей ее не видно. А слева от молодого человека дверь, ведущая в дамский туалет. Когда дверь открывалась, мне было видно прихорашивающихся посетительниц. Мужчины, проходя в туалет или обратно, проходят между стойкой администратора и дверью в кухню, откуда то и дело выносят подносы с едой. Несколько странное пространственное решение, не правда ли?  Но так иногда бывает, когда помещение арендовано, а перестроить его нет возможности.

-3

Когда в ресторане есть тестовое меню я предпочитаю знакомиться с рестораном именно по выбору шефа. Ведь шеф, желая продемонстрировать качество своего заведения, собирает в меню наиболее удачные блюда, не правда ли?
Одно из блюд - голубя с копченым луковым пюре - мне предложили заменить на новое блюдо - кусочек корейки от иберийской свинины. Я с удовольствием согласился.

-4

Для начала принесли вот эту огромную бутылку белого австрийского вина и предложили отведать из нее. Я люблю белые вина типа мозельского, ризлинга и решил, что попробовать австрийское вино, которого никогда прежде не пил, будет интересно.
Что сказать о вине? Накануне я с новыми лондонскими друзьями ужинал в довольно обычном индийском ресторане, где немедленно, еще до начала ужина, подружился с метродотелем. Я сказал ему:
"Ты, мой друг, сам знаешь, лучше меня, что у тебя в ресторане хорошее - какая еда, какое вино. Неси все, что сам пожелаешь, мы не капризные, деньги есть".
И вдруг индус несет бутылочку белого и говорит: "Попробуйте!". Я смотрю, а бутылка с отворачивающимся колпачком, а не с пробкой и думаю: "Ну, все! Принес ерунду какую-то за три евро!" Вино, и вправду, было недорогим, но превосходным - так случается иногда, если винодел не раскручен, то он не может продать свою продукцию дорого, поэтому и фасует ее в недорогую тару, но вино-то может быть и очень хорошим - как в лоторею выиграл. Именно такое вино и принес индус.
А это австрийское вино из дорогой бутылки было... так себе.

-5

Первое, что мне принесли - маленькая закуска "от всего сердца", комплимент от шефа. В маленьком шарике на большой тарелке должны были быть трюфеля и прочая начинка, а рядом - бутерброд из русского (черного) хлеба и свежих шампиньонов.
Трюфельного аромата из начинки я не почувствовал, потому что все запахи забивала панировка, которая пахла чебуреками из придорожного заведения.
В принципе, чебуреки - не плохая еда, но я не очень понимаю, зачем было сочетать вкус жареной панировки (теста, фактически) и еле уловимый аромат трюфелей. Да и масло было таким, как будто его топ-блоггир Миша выбирал.
Хлеб под бутербродиком оказался хрустящим сухариком, а сырой шампиньон на вкус знаком любому - описывать здесь особо нечего, даже присыпку из соли из специй я не разобрал.

-6

Слева, в салфетке - мини-багет. Справа, в мисочке - как мне сказали, очень хорошее сливочное масло, произведенное в Англии и смешанное с обжаренным луком-шалот и присыпанное черной солью. В чаше передо мной - нечто вроде крема, парочка чипсов и все это залито луковым бульоном. Луковый бульон принесли в отдельном фарфоровом стаканчике и долили уже передо мной.
Я попробовал масло. Крупинками, невкусно и, если бы мне не сказали, что это, то никогда не угадал бы любимый продукт. Вообще, сливочное масло - очень благодарный продукт. Добавьте в сливочное масло мелко порезанный укроп, рубленный чеснок и щепотку соли - очень вкусно. Прибавьте к этом яичный желток, разомните все в однородную массу - замечательно получится. Обжарьте грибы, возьмите красный перчик, что угодно, имеющее хоть какой-то привлекательный вкус - в смеси с маслом продукты начинают звучать еще ярче. Я точно знаю: если пожарить лук-шалот, то я его съел бы просто так, с хлебом - это вкусно. Но почему смесь из отличного сливочного масла и лука-шалота оказалась настолько невыразительной и даже невкусной, я не понимаю.
Чипсы в луковом бульоне размякли, а что там за крем под этим луковым бульоном мне так и осталось непонятно. Еда, съедобная еда, но не более того.
Идеально вышколенный официант спросил, почему я не доел ни масло, ни малюсенькую порцию из чашки, а я ответил, что хотел бы сохранить аппетит до следующих блюд.

-7

Кусочек филе перепелки, обернутый панчеттой, разновидностю бекона, пара сморчков  (очень ароматных и вкусных грибов, шутники!) и, как всегда, соус в отдельном стаканчике.

-8

Красиво? Да, очень красиво! Абсолютно безупречное поварское исполнение задуманного блюда, просто на пять с плюсом исполнение. Приготовить и подать еду настолько красиво, я, например, не умею. Но это было невкусно!
Эта панчетта пахла копчено-вареной дешевой краковской колбасой, хоть и была изготовлена из продукта самого высокого качества - ни пленочки, ни жилочки. Соус, которым полили блюдо, отдавал горелым - как будто что-то на сковородке подгорело, а потом туда добавили воды, не поправили ни на соль, ни на вкус, просто упарили да и все. К этому примешивался запах дешевых копченостей - не удивлюсь, что это был обычный жидкий дым, потому что по консистенции панчетты я не заметил, что ее кто-то коптил или подгатавливал аналогичным образом. Зачем там были сморчки и еще два кусочка чего-то непонятного я разобраться не смог.

-9

Это блюдо я съел, запивая еще одним бокалом довольно посредственного, но уже красного вина.

-10

Я еще не допил этот бокал, а мне уже принесли и, не особо слушая мои слова о том, что я бы пока воздержался, налили еще один бокал вина - более терпкого, с ощутимой кислинкой. Сказали, что следующего блюда я без такого вина просто не пойму.

-11

Следующим блюдом был восхитительно приготовленный гребешок. Видите, какая обжарка? Крепкая, устойчивая корочка снаружи и почти сырая, едва тронутая теплом плоть моллюска.
Как бы вы жарили гребешка? С двух сторон? Здесь так не считают - хорошо он был обжарен только с одной стороны.
Гордон Рамзай выбросил во время шоу столько гребешков, требуя от поваров-конкурсантов идеального приготовления, что я ожидал большего. Честно сказать, я бы этого гребешка и сырым съел, но в приготовленном хотелось бы видеть что-то еще, кроме умения обжарить его с одной стороны. Хотя, по сравнению с остальными блюдами, гребешок удался. Не удался только этот красный соус - смыв со сковродки, после того, как гребешка обжарили, насколько я понял. Опять привкус горелого. Зачем мне это?!
И вот этот сабайон - желтая кремообразная масса, в которой лежит гребешок, он не просто на яйцах, он опять на беконе, опять с привкусом недорогой копчености.
Только не подумайте, что не люблю копченого! Я вырос на копченом, у нас все соседи коптили продукты, потому что в магазинах купить нечего было, мой отец тоже коптил, я и сам люблю коптить, особенно баранину. Например, есть шварцвальдская копченая ветчина - я считаю ее вкуснее любого хамона или прошутто. Но навязчивый привкус копченого присутсвовал во всех блюдах подряд - не перебор ли это? То, что хорошо в закуске, совсем не обязательно в основных блюдах и, тем более, в морепродуктах.

-12

И вот принесли восхитительную с виду рыбы, идеальный кусочек филе, украшенный грибами (опять шампиньоны!). А рядом каракатица в болоньезе.

-13

Ну и, как всегда, официант добавил какую-то пену из отдельно принесенного сосуда прямо на тарелку.
Иногда добавление какого-то ингредиента прямо в тарелку, перед гостем, вполне оправдано. У знаменитого российского повара Анатолия Комма подают борщ (ох, некоторые и удивились бы, посмотрев на то, что называет борщом гениальный Анатолий), а прямо в тарелку добавляют шарик, вроде шарика для пинг-понга. Этот шарик замороженный, он начинает таят прямо в тарелке и здесь очень холодная, тающая прямо в тарелке сметана создает интереснейший вкусовой и температурный контраст уже во рту у едока.
Зачем эта пена была подана непосредственно в тарелку - я не понял. С удовольствием послушал бы объяснения того, кто это придумал, но на кухне, в ресторане, если нет ответа на вопрос "а зачем?", то этого и делать не стоит. Понимаете? Если не зачем - значит, и не надо!
Так вот. Болоньезе... да возьмите томатную пасту - вот вам и болоньезе в понимании этого ресторана. И рыба была какой-то несоленой, невкусной. Мне осталось непонятным, как ее готовили, потому что я бы съел сырой кусок этой рыбы, я бы съел его с удовольствием, если бы он минутку побывал на сковородке с маслом, если бы его приготовили на пару, окунули бы в кипяток на две минуты - я бы съел эту рыбу даже приготовленной в микроволновке. Но эту рыбу, равно как и каракатицу под болоньезе, я не доел.
Официант встревожился и я попросил его нагнуться ко мне поближе, потому что за соседними столиками уже начали появляться посетители и я не хотел портить им аппетит своим мнением:
- Это невкусно!
- Возможно, наш повар добавил слишком много томата... Может, Вы рыбу доедите?
- Нет, и рыба тоже не вкусная. Как Вас зовут?
- Джордж.
- Вы француз? - я слышал в его речи акцент.
- Нет, я грек.
Желая сгладить неприятность момента, я рассказал ему, что в городе, где я родился, тоже жили греки, а в конце попросил:
- Когда понесете тарелку, не показывайте поварам, что на тарелке осталась еда и не говорите о том, что мне не понравилось. Возможно, это просто мой персональный вкус и ничего более.
Ну, а зачем портить людям настроение на работе? Я же вижу, что они исполняют блюда хорошо, я уже понимаю, что дело не в их исполнительском мастерстве, а дело в нотах. Да и мало ли, какие ноты! Бывает же, что кому-то только Иоганн Штраусс нравится, и вдруг он попал на концерт Альфреда Шнитке. Если не музыка не понравилась, то это еще не значит, что Шнитке - плохой композитор или оркестр плохо играет!

-14

Вот, полюбуйтесь, какая красота! Свиная котлета на косточке, внизу пожаренный лук, глазировочка, капля дижонской горчицы, хрустящий листик шалфея, еще какой-то травки, цветочек - прелесть, а не блюдо!

-15

Я знаю иберийскую свинину - это превосходный продукт! Из задних ног делают хамон, иногда и передние ноги пускают на хамон для тех, кому и так сойдет, а куда девать шею, спинку, ребрышки, вырезку? Все это превосходный продукт для гриля, для шашлыка, для чего угодно другого - ведь выкармливали этих свиней особо, да и порода хорошая, вкусная сама по себе.
Иногда, в некоторых компаниях, находятся люди, которые отказались от свинины не по религиозным причинам, а по вкусовым предпочтениям - она им больше невкусна, раз есть хорошая баранина, хорошая говядина. Но от шашлыка из такой свинины все в восторге, удивляются его вкусу. А я там и не при чем, как бы - это просто мясо вкусное такое!
В общем, я вожделел этого мяса и ожидал, наконец-то, хоть чуть-чуть порадоваться жизни.

-16

Я рядом, в маленькой фарфоровой кастрюльке, подали очень красивый гарнир.

-17

Смотрите, что внутри.
Недоваренные белые и зеленые бобы. Недоваренные, хрустящие на зубах, видимо потому, что если их сварить до полной готовности, то они начнут лопаться и потеряют внешний вид. Да пусть потеряли бы - зато были бы вкусными!
И эти бобы снова были с копченой свининой. Снова слишком яркий, навязчивый вкус дешевых копченостей.
Помню, в начале семидесятых, когда отец учился в аспирантуре, а нас было уже двое и мясо в доме было не всегда, потому что мясо в государственных магазинах уже не продавали, мать иногда варила суп из дешевой полукопченой колбасы. Так тот суп повкуснее был, уверяю вас. Видимо, даже колбаса из ухо-горла-носа тогда готовилась с применением правильных технологий, а не при помощи жидкого дыма, в использовании которого я подозреваю этот ресторан. Если это не жидкий дым, тогда для получения дыма использовали какую-то дрянь, вместо нормальных, вкусно пахнущих щепок.
Гарнир я есть не стал.

-18

Мяса съел половину - мне мешала горечь горелого, которая была растворена в соусе и даже лук-порей, что лежал под котлетой не спас дела совершенно.
При этом мясо обжарено довольно смело для свинины - я бы с настолько слабой прожаркой готовил только говядину. Но и при этой прожарке мясо получилось сухим, невкусным, несоленым, неперченным, несчастная иберийская свинья погибла даром.

-19

- Не желаете ли перед десертом сыра отведать?
- Желаю.
Ну, сыр-то можно было выбрать вкусный? Из английских был только стилтон, что на переднем плане, остальные довольно распространенные французские сорта сыра. Даже вон тот кружок молодого козьего сыра был таким, как сейчас в московских магазинах продают, пользуясь тем, что санкции, конкуренции почти нет, выбора нет, поэтому покупатель купит любую дрянь.
Сыры тоже не доел.

-20

Лимонная меренга для освежения вкусовых ощущений во рту.
Если бы ее приготовила восьмиклассница, в качестве домашнего задания по домоводству, я бы ее похвалил.
Но это не тот вкус, которым стоило бы восхищаться в ресторане с претензией на высокую кухню.

-21

Десерт "Черный лес". Браво, пять баллов. Вишневый сорбет красиво уложен, вишенки из банки, веточка из шоколода, сам кусочек пирожного  - все очень хорошо.
Такого же вкуса "Черный лес" можно купить в любой сетевой кондитерской, я уверен, а вот такую подачу могут обеспечить только повара, у которых руки правильно растут.

-22

Вот счет из ресторана.
Не удивляйтесь - в ресторане такого класса еда, приготовленная специалистами такого уровня, с таким вложением труда, столько и должна стоить.
Как я уже сравнивал выше - коллектив поваров подобен оркестру и это был очень хороший, очень сыгранный оркестр.
Коллектив официантов - превосходный, я бы за честь посчитал, если бы такие официанты работали рядом со мной.
Мне не понравилась музыка, которую написал Гордон Рамзай для этого ресторана, абсолютно не понравилась.
Я подумал: "Может быть, это у меня вкус такой, а у англичан он другой и им как раз такая еда и кажется вкусной?"
Но это не так! Ведь те же самые англичане ели в
Хаккасане и Зуме, в индийском ресторане накануне, и даже в забегаловках с сэндвичами и салатами, где я покупал себе завтрак, было полно именно англичан, а не туристов - прямо рядом с гостиницей распологался многоэтажный офис нового Скотланд-Ярда, я видел, что сотрудникам этой службы вкусны эти сэндвичи - были они вкусны и мне.
В ресторанах высокой кухни я и до этого бывал,  и
там мне все нравилось.
Значит, дело не в моих личных вкусах, а в личных вкусах того, кто создал это меню. Остается только маленькое предположение, что если бы у плиты в этом ресторане стоял сам Гордон Рамзай, то, возможно, еда прозвучала бы как-то иначе. Но не думаю, что еда изменилась бы радикальным образом. Ведь рядом с безупречным исполнением были очевидны провальные идеи. Взять хотя бы сливочное масло с обжареным луком-шалот. Если бы лук выжарили при более низкой температуре, чтобы он не сгорел раньше времени, но досуха, то после обработки смеси из лука и масла не образовались бы комочки эмульсии, которые в застывшем виде и создавали это ощущение крупы, которое знакомо каждому, кто пробовал плохо приготовленное топленое масло. Ведь эта ошибка на уровне рецепта, а не на уровне исполнения, понимаете? Да и в целом ресторан рассчитан более на красивую еду, нежели на вкусную.
Возможно поэтому, несмотря на объявление на сайте "мест нет" и суровые правила резервации, места были до самого окончания моего ужина, с которого я вышел с грустными мыслями "А стоит ли мне идти завтра в еще один ресторан Гордона Рамзая "Мазе" или, черт с ними, пусть снимают с карточки сто фунтов, а я пойду, да и вкусно поем в каком ни будь недорогом вьетнамском заведении фунтов за тридцать?"

Я отлично понимаю, что Гордон Рамзай - человек очень симпатичный, популярный и многие читатели не захотят поверить в написанное, списав это на выдуманную ревность или еще какие-то мои личные качества. Мне, конечно, не очень все равно, что обо мне станут говорить и какие помои будут лить в мой адрес, но если есть желающие - пусть навестят этот ресторан сами и поделятся личными впечатлениями.
Отзывы других посетителей об этом ресторане я пока не читал, и сделал это специально, не желая, чтобы на мое мнение кто-то влиял заранее.
Все, что я написал здесь, абсолютно честно и состоит целиком и полностью из моего личного мнения. Претензий к ресторану не имею, но больше туда не пойду, а хороших друзей стану еще и отговаривать. Дело даже не в деньгах - дело во времени и в принципе, не есть, что попало. Раньше я использовал этот принцип только для того, чтобы не есть плохие продукты, но теперь вижу, что и очень хорошие продукты премиум-класса тоже не всегда можно есть. Зачем есть невкусную еду? Лучше стакан воды выпить.
Но если появится возможность посетить главный ресторан Гордона Рамзая, то посещу его обязательно - мне важно увидеть, как работает кухня под его руководством и какая еда выходит из под его ножа. И вообще, для меня это оказалось очень хорошим уроком и подтверждением личного правила: хочешь делать хорошо - делай сам. Поскольку сам я стоять за плитой в ресторане не могу, иначе у меня не будет возможности работать над книгами, то доверять кормить людей от моего имени любым другим поварам я не стану. Ведь в моем личном неудачном ресторанном опыте весь негатив начался именно в тот день, когда я впервые за несколько месяцев работы по 18 часов в сутки взял выходной и доверил ресторан человеку, который до этого готовил рядом со мной двадцать лет. Добренький и улыбчивый человечик немедленно обгадился и немедленно смылся из обсуждения в интернете, не желая признать "ребята, в тот день готовил я, а не Сталик". Да и кто он есть, чтобы нести ответственность? Люди-то ко мне шли. Они шли еще несколько месяцев после того, как я понял, что мне нельзя больше работать в этом ресторане и ушел - им врали "Да-да, конечно! Сталик только что вышел на пять минут!" Потому теперь кормлю людей только сам, либо только приготовленным в моем присутствии, под моим личным контролем либо под контролем моей жены. И слава Богу, что могу обойтись другими зарботками и не нуждаюсь в ресторанах - лучше меньше, да чтобы вслед за каждым рублем шла благодарность, а не разочарование.

PS Интересный комментарий к статье пришел в Фейсбуке: почитайте, если хотите.

ТЕПЕРЬ ЕЩЕ РАЗ О "МОЕМ" РЕСТОРАНЕ

Прочитайте, пожалуйста, насколько он был "мой" и что там реально случилось.


Итого:

Да, я считаю возможным писать о других ресторанах, несмотря на мой личный неудачный опыт.

Нет, я постараюсь больше не связываться с ресторанным бизнесом, потому что моя нынешняя работа приносит удовольствие очень многим людям, да и я получаю гораздо больше удовлетворения и прибыли.

Нет, я не считаю, что раз дорого, то и хорошо. Но я понимаю, что раз раскручено, то всегда найдутся люди, которые будут хвалить, опасаясь, что крик "а король-то голый" останется непонятым и вызовет раздражение. В такой ситуации больше опасности для самого короля, нежели для самообманывающихся зрителей. Пример Гордона Рамзи и мне наука!