Не безвестный имидж «стиляг» зародился в бывшем СССР в середине двадцатого века, как яркий протест против жесткой цензуры в культуре, музыке и моде, а выражался этот стиль прежде всего в одежде. Вопреки гос запретам и общественному порицанию, молодежь того времени сумела создать собственную субкультуру, отличающуюся эпатажем и буйством красок.
Откуда пошло это слово? Такой термин охватывал собой не только одежду и тренд на яркие вещи. Стиляги – это про протест, смыслы и образ жизни, нетипичное поведение и нестандартное мышление.
Для советского общества тех лет само по себе существование молодых людей в столь вычурных нарядах и ярких костюмах было шокирующим явлением. СССР только-только начал восстанавливаться после тяжелых последствий Второй мировой войны, поэтому люди жили трудно, много работали, и атмосфера в стране была гнетущей и суровой. Пестро разодетая молодежь на фоне серых будней была откровенным вызовом устоявшимся нормам и понятиям. Юные девушки и парни, пляшущие под зарубежный джаз и твист, становились объектом осуждений.
Субкультура появилась в консервативном обществе неспроста, это была своего рода психологическая защита нового поколения против цензуры и гнета в непростое послевоенное время. Молодежь, одеваясь в яркую одежду, словно избегала суровой реальности, убегая в собственный красочный мир, который стиляги создавали своим образом жизни, одеждой и поведением.
Основные тренды стиля пришли с запада: зарубежное кино и фотокарточки со знаменитыми киногероями будоражили советскую молодежь изобилием ярких красок и эффектных нарядов. Там, на далеком континенте, люди жили совсем иначе, их жизнь казалась веселой, яркой и беззаботной, а советским людям это было недоступно. В контексте образов из американской мечты, стиляги черпали вдохновение, культивируя новый либеральный стиль жизни.
Консервативное общество было явно не готово к таким течениям. Молодых людей обвиняли в бездуховности, тунеядстве и разгильдяйском образе жизни. Впервые само слово «стиляги» появилось на страницах сатирического журнала «Крокодил», где писатель Д. Беляев обозвал таким образом бестолковую молодежь с их нелепой и абсурдной модой.
Шло время. Образы поклонников субкультуры менялись и трансформировались. Женская одежда становилась все более функциональной и элегантной. Но общество в Советском Союзе так и не смогло принять такую моду. Из-за постоянного гнета и запретов, примерно к середине 60-х годов субкультура практически изжила себя. Но даже сегодня можно устроить классную вечеринку в таком стиле, примерив оригинальные и неординарные образы тех лет, при помощи которых когда-то был брошен вызов обыденности и серым будням.
Базовые принципы стиля
Имидж состоит из некого смешения стилей «New Look» Диора и винтажного Pin-Up, заимствуя у первого элегантные костюмы для молодых людей и роскошные пышные юбки из красочных тканей для девушек. А у второго - броский макияж и неординарные принты для луков.
И женская, и мужская одежда отличались нестандартными фасонами. Тоже самое можно сказать и про детский образ стиляги: всё те же пестрые ткани и объемные формы. Девушки старались максимально проявить в одежде собственную элегантность, а молодые люди стремились продемонстрировать свою экстравагантность или даже эпатаж!
К характерным особенностям данного направления относятся:
· экстравагантные фасоны предметов гардероба;
· женские прически на короткие волосы, нестандартные стрижки, эффектные укладки в стиле зарубежных поп-звезд, которые делали и девушки, и юноши.
· красочные ткани в предметах одежде;
· эпатажные образы в западном стиле;
· броский цветной макияж;
· ношение перчаток различных оттенков и длины.
Образ стиляг – это не только яркость и эпатаж в одежде. Для этого течения также свойственны броские украшения и необычные аксессуары, которые помогали молодежи выделиться в толпе.
Имидж для девушек и юношей в данном течении внешне значительно отличались друг от друга, однако их базовые принципы были во многом схожи, ведь целью всегда было создать яркий протест в своем образе, противопоставляя его безликой мрачной моде тех времён.
Девушка-стиляга
В девичьем гардеробе преобладали яркие платья, множество разных юбок и брюк, а также водолазки и блузки. И, конечно, сложно представить себе образ «стиляги» без женственных крупных украшений и аксессуаров. Зачастую это была массивная яркая бижутерия из пластика. Еще популярностью пользовались утонченные перчатки, яркие платки, пояса и шляпки. Обуваться женщины предпочитали в лаконичные туфли на невысоком каблуке.
В целом женскому имиджу данного течения были свойственны:
· Геометрические принты, такие как клетка, косые линии, прямые полосы, горошек и т.д.
· Нестандартные цветовые комбинации с обязательным наличием насыщенных оттенков красного, оранжевого, лимонно-желтого, ультрамарина, малинового и фиолетового.
· Модный лук считался неполным без обязательного наличия броских украшений и бижутерии, например – ярких и крупных бус. В тренде были объемные браслеты из металла или пластика и удлинение сережки с висюльками.
· В почете были атласные ткани, легкие и струящиеся, такие как шелк или нейлон. С их помощью можно было воплотить любые наряды из категории «женственность и элегантность».
· Иногда женщины носили и брюки, но в качестве повседневной варианта, а скорее для активного отдыха или поездок на природу. Особым трендом считались брюки с завышенной талией, укороченные книзу, похожие на дудочки. Также в гардеробе присутствовали нестандартные шорты-бермуды и брюки фасона «капри».
· Декорировались женские штаны сказочными пуговицами: яркими и броскими, а также крупными карманами и красочными заплатками или нашивками.
· Различные по цвету и форме пояса тоже активно участвовали в создании образа.
Макияж в образе стиляги
Мэйкап, как и одежда, символизировал вызов и непокорность уставам, поэтому он также обязан был быть ярким и заметным. Основной акцент модницы создавали при помощи губной помады, не забывая к тому и про глаза - их подводили крупными стрелками. Помада в основном имела красные оттенки, а также насыщенные морковные, малиновые тона и все оттенки вишни.
Завершался образ экстравагантными прическами с крупными локонами и объемными начесами. Модницам требовалось очень много лака, чтобы зафиксировать такую укладку.
Мужчины-стиляги
В мужской одежде тоже первостепенным являлась нестандартность образа и красочность в каждой детали. Даже классические костюмы-тройки шили из ярких тканей и дополняли броскими аксессуарами, такими как галстуки и пояса. Для молодых людей, как и для девушек, было важно выделяться в толпе. И их визитной карточкой были именно костюмы.
Ботинки и туфли были основной обувью для парней того времени. Их дополняли яркие носки и шляпы с широкими полями. Каждая мелочь в образе была чрезвычайно важна для стиляги. Допустим, был особый тренд на носки, которые непременно должны были виднеться из-под брюк. И разумеется - стильная прическа! Без нее нельзя было выйти из дома. Становится понятно, что у парня-стиляги в советском консервативном обществе из-за внешнего вида возникало немало проблем.
Примерный образ парня тех лет вы можете представить себе так:
· узкие полосатые брюки и клетчатый пиджак;
· яркий лимонный жилет, брюки в мелкую клетку и жакет, декорированный красочными карманами;
· брюки-дудочки в крупную клетку и модный пиджак;
· малиновая рубашка, синий галстук, темные брюки-дудочки, вишневый жакет в крупную полоску.
Волосам представители такой субкультуры тоже уделяли повышенное внимание, придавая им особую форму при помощи укладки. Молодые люди пытались скопировать знаменитую прическу самого Элвиса Пресли, начесывая на макушке волосы и закрепляя получившийся «кок» обильным слоем лака для волос.
Цветовые решения и модные принты
Трендовый лук 50-60х годов для девушек играл множеством цветов и оттенков, важно было преувеличенно продемонстрировать в одежде гендерную разницу: в почете были широкие пояса и очень пышные юбки. Особый шарм образу придавали контрастные оттенки ткани. Сочетали несочетаемое: желтое и красное, оранжевое и черное.
Наряды преимущественно шили из насыщенные и даже кислотных тонов ткани: винный, алый, салатовый, сиреневый, лимонный, бирюзовый, мятный, малиновый, голубой, оранжевый, изумрудный, розовый, синий и т.д. И такие оттенки обязательно комбинировали с классическим черным, белым и бежевым цветов в одежде.
Что касается принта на ткани, его задача была дополнить раскрасить образ и сделать его еще более заметным. С этим отлично справлялись:
· принты в виде бабочек, цветов, зверей и птичек,
· в форме геометрических фигур,
· в виде абстрактного узора,
· в виде полосок различной ширины,
· в форме маковых точек,
· в виде горошин разных размеров.
При подборе цветов и принта в гардероб стилисты рекомендуют соотносить оттенки с цветотипом самой модницы, и, разумеется, с ее персональными предпочтениями цветовой палитры. Но всё же наиболее гармонично будет смотреться одежда, в который единовременно используются не более двух или трех кричащих оттенка.
Актуален ли такой стиль сегодня?
В наши дни молодежь вольна одеваться так, как душе угодно – словно больше нет никаких правил и запретов. Однако, едва ли современные модницы захотят слепо копировать старый стиль в одежде. Но мода всё же циклична, и многие элементы гардероба «стиляг» сегодня будут выглядеть вполне приемлемо и даже обычно. Вряд ли кто-то будет удивленно глазеть на парня в цветастой рубашке или девушку с яркими бусами на шее и в пышной юбке.
А вот обувь тех лет сегодня снова на волне! Броги, остроносые туфли-лодочки и оксфорды, пожалуй, живут практически в каждом доме. Толстая подошва недавно снова вошла в модные тренды, а пышные платья с приталенным силуэтом никогда и не выходили из нее.
Возможно, в повседневный образ современного человека уже не слишком впишется экстравагантный лук стиляги. И всё же на особый случай, праздник или фотосессию вполне можно нарядиться и примерить «стиляжный» фасон. А, например, немного дикие аксессуары с ярким принтом сегодня вновь входят в моду.
Еще один прием, заимствованный в наши дни у стиляг из прошлого: разбавлять монотонные образы цветными носками, поясами или яркими сумками, делая лук более выразительным и смелым.
Полностью скопировать тренды и образ молодежи прошлых лет уместно будет разве что на вечеринке в соответствующем стиле или для постановки театрального выступления.
Во многих учебных заведениях сегодня (а также на секциях, театральных студиях и танцевальных кружках для детей) организаторы любят заимствовать элементы стиля или даже целые образы нарядов стиляг, ведь это направление, как ни крути, по-прежнему остается одним из наиболее жизнеутверждающих и характерных стилей во все времена!